logo
Роль СМИ в экологическом информировании населения

2.2. Актуальные экологические темы в современных СМИ

Какие экологические аспекты сегодня наиболее актуальны? Что больше всего волнует экологов, журналистов и широкую аудиторию? Насколько нам известно, специальных социологических исследований на эти темы давно не проводилось. Исходя из опыта работы пресс-службы Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза (ЦКИ СоЭС) 13, из опыта ежедневного общения с журналистами общих и "зеленых" СМИ можно попытаться сделать некоторые выводы относительно тематических интересов и предпочтений современной аудитории.

1. Тема "экология и здоровье" является наиболее популярной, "продаваемой". Это то, что предельно близко, понятно и что может коснуться каждого человека в любой момент. Поэтому спрос на экологическую информацию такого рода велик, и материлы о влиянии состяния окружающей среды на здоровье человека берут в издания охотнее всего.

От экологических проблем, поставленных таким образом, отвернуться сложно. Отношение к этим проблемам различное. С одной стороны, существует мода на "обывательскую экологию": эту тенденцию одними из первых почувствовали рекламодатели (сначала западные, а потом и отечественные) - производители фильтров, кондиционеров, продуктов питания, косметики, а также фирмы, занимающиеся куплей-продажей квартир. Однако, с другой стороны, в обществе пока еще силен стереотип: "один в поле не воин" - "я один своими действиями ничего не изменю в глобальном масштабе". Те же, у кого есть деньги или связи, кто купил себе квартиру в "экологически чистом" районе, пьет "чистую" воду и т.д., считают, что лично себя они уже обезопасили, а после них - хоть потоп.

Газета "Аргументы и факты" регулярно публикует о новых чудодейственных травяных сборах, лекарствах на натуральной основе, экологически чистой косметике. При этот рядом с такими материалами совершенно спокойно уживается реклама, например, окон из ПВХ. Опять же говорится об их экологической чистоте, хотя учеными давно доказано, что при производстве, длительном использовании и хранении, утилизации путем сжигания в атмосферу выделяются чрезвычайно токсичные и канцерогенные вещества - диоксины. Попадание диоксинов в организм чревато самыми серьезными последствиями для здоровья. Практически любой материал такого рода может быть подтвержден одними учеными и экспертами и опровергнут другими. Любая "панацея", любая технологическая новинка - предмет для научных споров. Но обывателям не до этих споров - они хотят быть здоровыми, хотят защитить себя и своих детей.

Как ответ на такого рода "экологическую рекламу" появляется и антиреклама. Все более популярными становятся так называемые "разоблачительные" материалы, открывающие глаза обывателям на то, что, например, "Комет", хотя и убивает микробов, вовсе не безвреден для здоровья и окружающей среды. Разоблачительные материалы часто соседствуют с советами, как не попасться на рекламную удочку, как без тетей Асей и Кометов отчистить кухню, постирать белье. Часто авторы таких статей обращаются к "бабушкиным" советам, то есть к старым русским рецептам с использованием лекарственных растений и других натуральных продуктов.

Похожие материалы довольно часто можно встретить и на страницах специализированных "зеленых" газет и журналов, рассчитанных на более или менее широкую аудиторию.

Газета "зеленых" Поволжья "Берегиня",14 изначально направленная на читателя, уже подготовленного к восприятию экологической информации, в последнее время предпринимает шаги для сближения с простыми обывателями. Сделать это позволяет, в частности, тема "экология и здоровье", интересная всем. Статья "Путешествие по миру мелочей", опубликованная под рубрикой "Быт: быть или не быть"15, рассказывает не только об опасности "вредных" предметов быта, но и дает практические советы: как определить, содержат ли, например, детские игрушки примеси вредных веществ, что означает та или иная маркировка на товаре. Даются советы, как сделать свою повседневную жизнь более экологичной и постараться нанести как можно меньший вред окружающей среде.

2. Тема, которую условно можно обозначить как экология мегаполиса, которая тесным образом перекликается с темой "экология и здоровье, становится в последнее время все популярнее. Жители больших городов и крупных промышленных центров особенно остро чувствуют на себе влияние неблагоприятной окружающей среды. Именно они особенно чутко реагируют на публикации в прессе (центральной и региональной, общей и "зеленой"), касающиеся потенциальной угрозы их здоровью и благополучию. Именно в силу этого, равно как и в силу того, что в крупных городах или промышленных центрах живет довольно большая часть населения страны, вероятно, сегодня можно говорить о том, что тема "экология города" - одна из самых частых экологических тем в современных российских СМИ.

Среди многочисленных составляющих этой темы можно выделить несколько основных: проблема качества воздуха, воды, утилизации бытовых отходов, уничтожения зеленых насаждений.

Проблема качества воздуха в крупных городах - одна из самых серьезных. Все возрастающие темпы прироста автомобильного парка в России (примерно на 200-250 тыс. автомобилей в год), выбросы предприятий, расширение городов за счет вырубки пригородных лесов - все это приводит к ухудшению состояния городского воздуха. О том, что проблема эта действительно волнует горожан, свидетельствует большое количество публикаций на эту тему, например, в центральной прессе. В основном описывается ситуация, сложившаяся в Москве, и на этом примере авторы пытаются рассмотреть положение дел в целом по России.

Часто информация о проблемах экологии мегаполиса подается в виде карт.

Регулярно публикуют экологические карты газеты "Аргументы и факты", "Новые известия", иногда - "Капитал", "Сегодня". Так, в статье "Покупая жилье, придется заплатить и за воздух" в газете "Капитал"16 приведена экологическая карта - своеобразный рейтинг продаж квартир в городе Москве. "Экологический фактор начинает играть все большую роль при выборе москвичами места для проживания, - утверждает автор статьи, - если два-три года назад жители столицы при покупке квартиры основное внимание обращали на удаленность жилья от центра, на его планировку и на категорию дома, то сегодня приоритетным для многих покупателей является экологическая "чистота" района, где расположено жилье".

Экологические карты - наглядный и яркий способ рассказать о проблеме. Но, к сожалению, роль таких публикаций сводится только к информированию о проблеме. Вот, допустим, посмотрел человек на карту, понял, что живет он далеко не в благополучном с экологической точки зрения районе. Но денег на то, чтобы купить новую квартиру в престижном районе у него нет, да и вряд ли кто-нибудь согласится поменяться с ним. Что же ему делать? Газеты в большинстве своем не предлагают никаких решений поставленных проблем.

Другая серьезная проблема - качество воды. Из-за выбросов промышленных предприятий, недостаточной или некачественной очистки воды качество ее во многих городах постоянно ухудшается. Люди пока что готовы только в частном порядке предпринимать меры по собственной безопасности: покупать "экологически чистую" воду в пластиковых бутылках или фильтры. Но все эти меры не решают проблемы. Публикации, касающиеся качества воды, в основном носят ограничительный характер (нельзя пить воду из-под крана, нельзя купаться в московских водоемах), или рекомендательный (условно говоря: "покупайте фильтры! "). Встречаются также материалы справочного характера, рассказывающие, какие вещества и в каком количестве содержатся в нашей воде, как происходит ее очистка и т.д. Информация о том, как человек может обезопасить свой быт, безусловно, важна, но практически ни в одном материале не выдвигается предложений по решению самой проблемы улучшения качества воды. Получаются "страшилки", иногда совершенно неуместные: шапка-лид, под которой разместилась статья "Бросаем пить... воду?! "17 пугает: "Рак может прийти к вам из водопровода". Однако в тексте статьи нет ни одного упоминания о раке, равно как и о каких-либо других болезнях, вызванных водопроводной водой. Автор в шутливом тоне пишет о том, как продукты нашей жизнедеятельности оказываются в водопроводной воде, и в заключении предлагает "выход": "бросить пить (воду!) в общенациональном масштабе".

"Зеленая" пресса подходит к освещению темы воды и водных ресурсов несколько по-иному. Особое место теме состояния воды всегда уделяется в газете "Берегиня". Большая часть тиража газеты распространяется в Поволжском регионе, где в плачевном состоянии находится Волга, Ока и множество малых рек, загрязненных отходами промышленных предприятий, бытовыми отходами. "Как спасти Волгу", "Поможем реке" - названия постоянных рубрик издания. Основными темами давно уже стали не столько сами проблемы рек, других водоемов, а следовательно, и качества воды в городах, сколько попытки решения проблем на разных уровнях, успехи отдельных организаций и их объединений. В статье "Второе дыхание Сутолоки"18 рассказывается о том, как силами правительственных структур, общественных организаций, ученых ведется работа по спасению речки Сутолоки, которая является источником питьевой воды для жителей Уфы.

Журналисты газеты "Берегиня" в каждом своем материале выступают за то, что помогать природе должны, прежде всего, сами люди. Экологическое объединение "Поможем реке" (члены которого принимают активное участие в создании газеты) периодически организуют акции по очистке малых рек, привлекая все большее число людей, прежде всего школьников и студентов.

Популярная сегодня в обществе тема доочистки воды в домашних условиях не обошла стороной и газету "Берегиня". Под рубрикой "Что пьем? " помещена статья "Если чистить воду дома"19. Как выбрать нужный фильтр среди сотен моделей, выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью, как устроены бытовые фильтры - на эти и другие вопросы отвечает объемная, занимающая целую полосу статья. В чем отличие этой статьи от подобной же в общих СМИ? Во-первых, материал написан экспертами-экологами, во-вторых, в отличие от похожих материалов в общей прессе, не возникает предположения о заказном (рекламном) характере статьи, а это означает большую объективность материала.

Проблема утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) - одинаково важна для всех крупных городов. До недавнего времени мусор просто свозили на пригородные свалки, часто несанкционированные и неорганизованные. Сейчас положение дел несколько изменилось: с одной стороны, появилось множество технологий по утилизации отходов, с другой стороны, люди, наконец, поняли, что на отходах можно зарабатывать неплохие деньги (эта индустрия является одной из самых прибыльных на Западе). Хотя далеко не все технологии утилизации мусора отвечают экологическим требованиям, но доходность этой отрасли городского хозяйства - бесспорная истина.

Статья "Доходы из отходов"20 в журнале "Среда обитания" подробно описывает варианты честного заработка на столичном мусоре. Вариантов делать деньги на мусоре множество: вывоз отходов из дворов домов и с предприятий, разделение мусора и сдача отдельных его видов (бумага, стекло, алюминиевые банки) на переработку для вторичного использования и т.д.

Вопросы, связанные с утилизацией ТБО часто обсуждаются в СМИ. Когда стало известно, что Правительство Москвы собирается построить в городе около десяти мусоросжигательных заводов (МСЗ), в прессе на какое-то время разгорелась настоящая "мусорная война". Одни авторы (в основном те, для которых Правительство - единственный источник экологической информации) писали об этом как о передовом достижении Московских властей, другие ("Известия", "Общая газета", "Зеленый мир" и др.) говорили о явных недостатках этого проекта, об экологических последствиях строительства такого количества МСЗ в столице.

Интересная статья под названием "Александр Кузнецов получает доходы, собирая отходы" появилась в газете "Капитал"21. Материал в духе повести об "американской мечте" рассказывает о частном предпринимателе, который сколотил себе немалое состояние на утилизации отходов. Он постепенно развил свое дело до полного цикла, в который входит вывоз мусора с территории вокзалов, заводов, дворов, отделение на специальных предприятиях тех отходов, которые можно вторично использовать (бумага, стекло, дерево и т.д.), отправка их на переработку, перевозка оставшегося мусора (около 15% от первоначального количества) на пригородные свалки. Деятельность предпринимателя оказалась выгодной всем сторонам: ему самому (он получает неплохие деньги), вокзалам и заводам (которым проще и дешевле стало избавляться от своего мусора), предприятиям-переработчикам, подмосковным властям (намного меньше мусора стало поступать на свалки), жителям столицы (экологические преимущества такого способа утилизации отходов несомненны).

Этот материал, на наш взгляд, является действительно удачным примером того, как можно внедрять экологически и экономически выгодные технологии в современную жизнь. Он является позитивным, представляющим реальный выход из проблемной ситуации. К сожалению, таких материалов не так много в современной прессе.

В "зеленых" СМИ тема утилизации бытовых отходов появляется уже не так часто. Как правило, она затрагивается либо в связи с проблемой химической безопасности (образования диоксинов в результате деятельности МСЗ или при пожаре на любой помойке), либо в связи с темой экологической культуры.

В последнем случае проблема утилизации мусора - только повод поговорить об отношении человека к природе вообще. Неизбежно ли загрязнение среды бытовыми отходами везде, где начинает вести хозяйственную деятельность человек, - таким вопросом задается автор материала "Самобранка... Помойка... Что дальше? "22. Начав с описания некогда девственно чистого участка леса, впоследствии загаженного деревенскими жителями, дачниками и просто любителями пикников на природе, автор идет дальше, к вопросу, а может ли человек вообще мирно сосуществовать с природой, не разрушая ее. Естественно, однозначного ответа нет. Ясно одно: чем выше будет наша экологическая культура, тем меньше будем мы вредить окружающей среде, хотя бы на бытовом уровне.

Еще одна серьезная проблема крупных городов - уничтожение зеленых насаждений.

Десять лет назад, в 1989 г., на сессии Моссовета было решено, что дальнейшее экстенсивное развитие столицы опасно, а то, что осталось от лесопарковой зоны, необходимо беречь. На деле же получается обратное: город все расширяется, в центре и на окраинах на месте парков и садов растут новостройки, торговые центры, оптовые рынки и гаражи, подмосковные леса - легкие столицы - нещадно рубятся под новые дачные поселки и коттеджи. Ситуация такая сложилась, конечно, не только в Москве, но и практически во всех крупных городах страны. И это несмотря на то, что пригородные леса относятся к первой категории (как имеющие защитные, водоохранные функции), и вырубать их, в соответствии с принятым в 1997 г. Лесным кодексом, можно только в исключительных случаях.

В борьбе за сохранение лесопарковых зон крупных мегаполисов России общие и "зеленые" СМИ солидарны. Вот уже несколько лет не утихает шум вокруг судьбы одного из старейших парков Москвы - Нескучного сада. Против строительства на его территории элитных домов объединились и Управление охраны памятников столицы, и Министерство культуры РФ, и общие, и "зеленые" СМИ, и экологические организации - от радикального движения "Хранители радуги" до солидной Московской Экологической Федерации, - и жители города. Но, несмотря на множество публикаций, несмотря на акции протеста экологов и местных жителей, несмотря на то, что это строительство нарушает 21 статью российского законодательства - строительство в Нескучном не прекращено. Об этой проблеме не один раз писали такие крупные и известные газеты как "Аргументы и факты", "Вечерняя Москва", "Известия", "Сегодня", даже "Московский комсомолец" посвятил саду почти целую полосу (статья "Нескучный ад: самый известный сад Москвы обречен на гибель? "23). Нельзя сказать, чтобы все это прошло без толку: строительство временно заморожено (до решения очередного суда).

3. Тема экологического образования, которая могла бы сломать этот стереотип, к сожалению, чрезвычайно редкий гость на страницах общих изданий с большими тиражами. Понятно, что даже простое описание какой-либо проблемы можно в принципе считать фактом экологического образования аудитории, но лишь с очень большой натяжкой. Если одна газета пишет, что 2 х 2 = 4, а другая - 3 х 3 = 9, нельзя утверждать, что прочитавший эти две статьи и даже запомнивший их, выучил таблицу умножения. Ни о какой системе экологического образования в современной российской прессе говорить пока, к сожалению, не приходится. Есть только отдельные звенья - публикации, издания и программы (иногда очень удачные), - но цепью они еще не стали.

Попытки создания такой цепи предпринимают некоторые специализированные экологические издания. Например, журнал "Вестник АсЭкО"24 ориентирован в основном на воспитателей детских садов, школьных учителей, студентов педагогических вузов, руководителей кружков, родителей, и основная задача его - помощь в преподавании экологии и распространении экологических знаний в условиях недостатка учебно-методической литературы. На массового читателя рассчитаны журналы "Свирелька", "Свирель", "Лазурь"25, Журналы ориентированы на разные возрастные группы: "Свирелька" - для малышей от 3 до 8 лет; "Свирель" - от 9 до 13 лет; "Лазурь" - для молодежи.