logo
Влияние городской среды на организм человека

1. Загрязнение воздуха

Главным загрязнителем атмосферы в городах является автотранспорт. Например, в Москве его доля составляет более 90%. Автопарк российской столицы, к примеру насчитывает около 3 млн. машин и цифра эта с каждым годом увеличивается на 10-15%. Это количество автомобилей ежегодно выбрасывают в окружающую среду около 2 млн. тонн твёрдых, жидких и газообразных отходов, многие из которых -- крайне токсичны для человека. В среднем, при пробеге 15 тыс. км за год, автомобиль сжигает 2 тонны топлива и 30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонны кислорода. При этом, в атмосферу выбрасывается 700 кг угарного газа, 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводородов. Выхлопные газы автомобиля тяжелее воздуха, поэтому, все они скапливаются у земли. Ребёнок, сидящий в коляске на тротуаре улицы с большим движением транспорта, вдыхает гораздо больше токсичного воздуха, чем гуляющие с ним взрослые. Утро многих горожан начинается со звука включаемых двигателей и запаха отработанных газов. Выброс загрязнителей при прогреве машины, особенно зимой, значительно выше, чем при её движении по двору. В целом, отработанные газы в опасных концентрациях распространяются до третьего-четвёртого этажа. Если запах газов ощущается в квартире, Вы можете быть уверены, что их содержание превышает норму. Современный автомобиль производит коктейль, включающий в себя более чем 200 загрязняющих веществ. В их числе:

Углеводороды: образуются при неполном сгорании топлива. Автотранспорт ответственен, примерно, за 39% выбросов углеводородов в индустриально развитых странах. Бензиновые двигатели выбрасывают углеводородов больше, чем аналогичные дизельные двигатели.

Одним из наиболее опасных углеводородов является бензопирен -- он естественно встречается в сырой нефти. Высокие концентрации бензопирена наблюдаются на городских магистралях, а также вблизи заправочных станций. Доказано, что бензопирен является сильным канцерогеном, в частности, вызывает лейкемию, врождённые уродства. Для бензопирена не существует пороговых концентраций -- он представляет угрозу для здоровья в любом количестве. Реальную опасность представляет загрязнение бензопиреном песка игровых площадок и почвы газонов. Поступление токсичных веществ в организм ребёнка происходит через рот с грязными руками и игрушками. По некоторым оценкам, на долю грязных рук приходится до 63% ежесуточного поступления токсичных веществ в организм ребёнка. В 2001 году В Москве, для анализа, были отобраны пробы песка во всех детских площадках Бульварного кольца, а там, где оборудованных детских площадок не имеется -- из верхнего горизонта почв газонов. Результаты анализов показали, что степень загрязнения бульваров бензопиреном отражает интенсивность транспортного движения вдоль различных участков Бульварного кольца. По интенсивности транспортного движения и уровню загрязнения бензопиреном, отчётливо выделяются западный и северный участки Бульварного кольца. Пик загрязнения приходится на транспортную развязку в районе Пушкинской площади. В почвах газона здесь отмечено максимальное содержание бензопирена -- в 17 раз превышающее ПДК (Предельно Допустимые Концентрации).

Угарный газ (СО): автомобили -- основной источник угарного газа. Угарный газ -- одно из наиболее токсичных соединений, негативно влияет на здоровье людей. Он воздействует на организм человека, уменьшая насыщаемость крови кислородом и, тем самым, ослабляет восприятие, вызывает замедление рефлексов и сонливость. Это увеличивает частоту головных болей и негативно отражается на всей нервной системе, а также -- на сердце и кровообращени. В больших дозах -- смертелен.

Окислы азота (NO и N2O). Двуокись азота негативно воздействует и на человека, и на растения. Приостанавливает рост и вызывает поражение зерновых. У человека вызывает заболевание дыхательных путей, негативно сказывается на функции лёгких, повышает вероятность вирусных заболеваний. Окись азота и двуокись азота играют основную роль в формировании кислотных дождей (в Европе они образуют до 50% кислот, выпадающих с дождями). Кислотные дожди вызвали усыхание больших лесных массивов в Северной Европе. Они также являются причиной изменений в почвенной флоре -- происходит развитие азотолюбивых видов, взамен других видов -- и чрезмерного развития микрофлоры в морях и озёрах, что создаёт недостаток кислорода в воде, и губительно действует на живые организмы. В индустриально развитых странах, 47% окиси азота в атмосфере -- это выбросы автомобилей.

Приземный озон. В верхних слоях атмосферы озон присутствует естественно (озоновый слой), и это -- преимущество, защищающее землю от опасного космического излучения. Ниже озон является загрязнителем, он вредит здоровью людей, природе, естественным и искусственным строительным материалам. Формирование приземного озона -- косвенное последствие загрязнения, которое вызывают машины. Он получается, в результате фотохимических реакций, в которых участвуют оксиды азота и углеводороды, выбрасываемые автомобилями. Озон -- один из основных составных фотохимического смога, который влечёт глазные заболевания, головные боли, кашель, лёгочные заболевания и др. Наиболее подвержены негативному воздействию астматики и дети. Однажды в Афинах смог такого типа убил 8 человек, а ещё 200 попали в больницы. Количество тропосферного (приземного) озона удвоилось в северном полушарии, по сравнению с прошлым столетием.

Соединения серы (SO, SO2 и другие): вызывают окисление почв и вод, отрицательно воздействуют на здоровье человека и природной среды.

Альдегиды: группа веществ, появляющихся в выхлопах машины, в результате неполного сгорания топлива. Они обычно имеют едкий запах и ответственны за большую часть запаха, ассоциируемого с дорожным движением. Альдегиды негативно воздействуют на здоровье человека. Один из самых распространённых -- формальдегид -- вызывает раздражение глаз, носоглотки, насморк, кашель, затруднение дыхания. Дети к нему наиболее чувствительны. Есть доказательства, подтверждающие канцерогенность формальдегида для животных, но, в настоящее время, это не подтверждено достоверно для людей. Дизельные двигатели выбрасывают больше альдегидов, чем бензиновые, наихудшими являются двигатели на метаноле. В среднем, выбросы альдегидов от метанольных машин в 2-6 раз больше, чем от бензиновых.

Сажа. Это, в основном, маленькие частицы угля, абсорбирующие потенциально опасные вещества (в частности, полиароматические углеводороды, вызывающих рак). Частицы достаточно малы, чтобы проникать глубоко в лёгкие при дыхании. Дизельные моторы продуцируют значительно больше частиц, чем бензиновые. Частицы в воздухе могут обострять респираторные заболевания, такие, как бронхит и астма.

Тяжёлые металлы. Машинами выбрасываются такие тяжёлые металлы как никель, ртуть, хром, кадмий, цинк, железо, мышьяк, марганец и бериллий. Некоторые из них -- мышьяк, ртуть, кадмий и свинец -- могут быть высокотоксичными в очень малых концентрациях. Накопление тяжёлых металлов в почвах, изменяет их химические и биологические свойства. Металлы аккумулируются в живых организмах и попадают в пищевые цепи. В частности, через коровье молоко и рыбу они попадают в человеческий организм и влекут ряд тяжёлых заболеваний. Основные источники выбросов тяжёлых металлов -- это металлургия, электростанции , мусоросжигательные заводы и автомобильный поток.

Тяжёлые металлы могут оставаться в атмосферном воздухе до 10 дней и переноситься на расстояние до 2000 км. Огромный урон здоровью людей нанёс тетраэтилсвинец, вещество которое добавляется в топливо для увеличения вырабатываемой мощности мотора (этилированный бензин). Дженерал Моторз внедрила топливо со свинцовой присадкой в 1923 г. Но, в октябре 1924 года 5 из 49 рабочих завода в Нью-Джерси, производивших свинцовую присадку, умерли. Другие 35 заболели серьёзными неврологическими расстройствами. Журналисты исследовали смертные случаи на других заводах.

Тетраэтилсвинец очень токсичен и может поразить практически все органы и системы человеческого организма. Постоянное воздействие небольших доз, в течение долгого времени, негативно воздействует на нервную и кровяную системы, ослабляет умственные способности у детей. У 7 из 10 детей в Мехико, по исследованиям медиков, наблюдается задержка в развитии, вызванная отравлениями свинцом, источником которого являются машины. Исследования микроэлементного состава организма детей в городе Нижний Новгород показали, что у 10% младших школьников и 26% дошкольников обнаружено содержание свинца в волосах, превышающее его допустимые уровни. Наличие повышенных и высоких концентраций свинца обусловлено загрязнением атмосферного воздуха и почвы микротерриторий постоянного пребывания детей, основным источником загрязнения которых и является автотранспорт.

Некоторые субъекты Российской Федерации предпринимали попытки запретить использование этилированого бензина на своей территории (Москва, Нижегородская область и др.) в течение последних лет. Но, окончательный запрет на использование этилированого бензина на всей территории России вступил в силу только в 2002 году. В разных странах мира ситуация различна. Латинская Америка, большая часть Азии, и Африка продолжают использовать этилированный бензин. При этом, свинец не является необходимой топливной присадкой: Европа, Северная Америка и Япония запретили этилированный бензин на своей территории.

Результаты загрязнения городского воздуха транспортом не заставили себя ждать: кривая роста заболеваемости в городах идёт параллельно кривой роста автопарка. Повсеместно здоровье маленьких горожан свидетельствует о том, что уровень здоровья всего населения падает. С ростом детской заболеваемости сталкиваются, прежде всего, современные матери, обнаруживая, что, после рождения ребёнка, его сразу же надо лечить: восстанавливать микрофлору кишечника, реабилитировать нервную систему и мозг -- с помощью массажа, уколов, лекарств и т. д. И, по очередям в поликлиниках и восстановительных центрах, они понимают, что в таком положении -- большинство. Бабушки и дедушки сравнивают здоровье своих внуков со здоровьем своих детей... А врачи говорят: «Энцефалопатия? Дизбактериоз? Аллергия? Дискинезия жёлчного пузыря? Это сейчас встречается у ста (девяноста, пятидесяти) процентов детей». Здоровье новорождённых зависит, конечно, и от того, как проходят роды, и от наследственности, но также от факторов, воздействовавших на плод в течение 9 месяцев. То есть, с образом жизни матери и с тем, в какой среде она живёт.

Вот пример. Главврач роддома города Уссурийска сообщила, что после лета, сопровождавшегося таёжными пожарами, когда город окутывал дым, у всех новорождённых, появлявшихся на свет в течение ближайшего периода, наблюдалась серьёзная энцефалопатия: мозг плода не получал достаточно кислорода с кровью матери, испытывал кислородное голодание, и клетки мозга пострадали. Но ведь, жители крупного города также испытывают, находясь на магистралях, постоянное кислородное голодание, в том числе -- беременные женщины и их неродившиеся дети. Это, так сказать, эмпирика, а что говорит статистика? В 1999г. активистки группы «Экополис» (Нижний Новгород) обработали медицинские отчёты за 1993-1998 гг., с целью выяснить, наблюдаются ли закономерности по количеству заболеваемости и относительно каких болезней. Дело в том, что наличие такой динамики может с очень большой долей вероятности быть связано именно с изменениями среды. Обращает на себя внимание рост бронхиальной астмы, аллергического заболевания дыхательных органов, напрямую связанного с качеством воздуха. В целом, заболевания носят экопатологический характер, что было подтверждено профессором Н. А. Матвеевой, заведующей кафедрой гигиены и экологии Нижегородской государственной медицинской академии.

Очевидно, необходимо срочно оздоравливать среду, в которой мы находимся, снижать уровень воздействующих на горожан токсикантов. Причём, если человека можно оградить от «пищевого мусора» (пищи, содержащей вредные для здоровья стабилизаторы, консерванты, красители, ароматизаторы), если от загрязнителей, содержащихся в питьевой воде, спасёт фильтр, то от токсичных веществ, содержащихся в воздухе и почве, оградиться невозможно. В Москве, за последние пять лет, первичная заболеваемость детей увеличилась на 12,8%, подростков -- на 34,6%. Как сообщили в Госсанэпиднадзоре Москвы, за последние пять лет, случаи заболевания органов кровообращения и костно-мышечной системы среди детей до 14 лет участились в 1,5 раза, а врождённые пороки развития, бронхиальная астма, болезни крови, эндокринной и мочеполовой систем -- на 20-30%. Первичная заболеваемость подростков увеличилась, в основном, за счёт болезней органов дыхания, кожи и подкожной клетчатки, крови (анемии), психических расстройств, частота которых возросла от 40 до 60 процентов. Заболеваемость бронхиальной астмой за 5 лет у детей увеличилась в 1,5 раза, у подростков -- на 40%.

И ещё пример: по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), долговременное загрязнение машинами воздуха в Австрии, Швейцарии и Франции является причиной преждевременной смерти более чем 21 000 человек ежегодно, в основном, от заболеваний сердца и дыхательных путей. Этот показатель превышает количество людей, ежегодно погибающих в этих 3-х странах, при дорожно-транспортных происшествиях.

В Воронеже и многих районных центрах, где наблюдается оживленное автодвижение, по-прежнему превышены предельно-допустимые нормы загрязнения воздуха за счет автомобильных выхлопов. Само безобразное и опасное для человека состояние атмосферы - конечно же, в областном центре. Санитарные врачи твердят об этом постоянно, но все слова и распоряжения отскакивают, как горох об стенку.

Воронежу стало значительно хуже, когда с центральных улиц исчезли трамвайные линии. Меньше стало и троллейбусов. Зато количество частных пассажирских автобусов по сравнению с 2003 годом возросло в 2,7 раза! И число маршрутов резко увеличилось: по проспекту Революции, к примеру, движутся автобусы 53-х маршрутов, а по Московскому проспекту - 61-го. Потому и в квартирах домов, стоящих на оживленных проездах, как в заводских цехах. К тому же, всем известно, что большая часть транспорта поступила к нам в город в весьма подержанном состоянии. А поскольку проезжая часть городских дорог становится год от года только хуже, то и с автобусами случилось ожидаемое: они медленно, но верно они превращаются в откровенную рухлядь. А извечная спешка водителей, мчащихся наперегонки с конкурентами по колдобинам и ямам, делают проезд в них и вовсе опасным.

Но коллегию территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по области, в первую очередь, волнует рост болезней, впрямую связанных с загрязнением окружающей среды. Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, в прошлом году составил 1,34 процента. Вывод санврачей: в условиях химического загрязнения воздуха проживает более четверти населения области, а сам грязный воздух увеличивает риск заболеваний, связанных с канцерогенами, на 88 процентов.