logo
Экологическая философия современной Белоруссии

1. Последствия чернобыльской катастрофы в национальной философии Белоруссии

Двадцать пять лет назад на южном приграничье Беларуси в районе размещения Чернобыльской АЭС произошла крупная техногенная катастрофа, которая поставила страну перед фактом начала ее новой истории, связанной с преодолением последствий масштабных негативных воздействий на экосистему, население, нацию. Молодое государство смогло найти нужные ресурсы для решения сложной задачи, консолидировать общество, как в русле практического действия, так и перестройки интеллектуальных ресурсов. Отечественная философия также активно трансформировалась в части усиления методологической тематики. Предметом обсуждения стали вопросы гуманизации инженерной деятельности и инженерного образования, амбивалентности техники, ценностной мотивации на уровне программ деятельности и ответственности. Интерес к методологии инновационной деятельности усиливался по мере того, как страна формулировала планы модернизации загрязненных районов, промышленности, сельского производства, высокотехнологичного развития. Эти планы соответствуют общечеловеческой стратегии устойчивого развития, сохранения биологического разнообразия планеты.

Биосфера с ее разнообразием природных ниш, популяций, биоценозов и эффективными механизмами саморегуляции натолкнула специалистов на изучение истории сопряженной эволюции видов и природной среды. Соответственно, биологами в 60-е гг. XX в. был предложен термин «коэволюция» для отображения сближения двух или более эволюционирующих популяций в форме взаимной адаптации. При этом речь не идет о полном слиянии (конвергенции). Взаимная адаптация означает, что изменения, происходящие в одной из систем (популяций), инициируют аналогичные изменения в других популяциях, не приводящие к нежелательным для первой популяции последствиям. Коэволюция понимается как коадаптивная изменчивость видов и популяций, обусловленная естественным отбором. Эта идея созвучна социальной проблематике, в рамках которой речь идет о коадаптивной изменчивости биологических систем и систем социокультурной деятельности человечества. В биосфере рассматриваемые процессы детерминированы естественным отбором, борьбой за существование, сохранение наследственности. Фактически речь идет о достаточно жестко функционирующей обратной связи в живых системах.

Полученные в химии и физике данные о взаимосвязи атомов в виде ковалентной связи свидетельствуют о том, что коэволюция живых систем отражает универсальную закономерность природы следовать коадаптивной эволюции. Ковалентная связь актуализируется двумя атомами в форме синтетического процесса, в результате которого два атома формируют общую электронную пару. Один из них (донор) предоставляет для совместной адаптации электронную пару, а второй атом (акцептор) предоставляет свободную орбиталь. При обменном механизме каждый из атомов дает в совместную электронную пару по одному неспаренному электрону. Это происходит в виде движения атомарных систем по принципу совмещения (пересечения) электронных орбит и образования таким путем новых качеств на уровне микроструктур. Подобная методология дает очевидные прогностические следствия в отношении стратегий высокотехнологичного развития человечества, поскольку позволяет приступить к решению экологических проблем с позиций качественно нового уровня понимания реальности и способов ее концептуального отображения.

Это решение видится специалистам в активной разработке новых способов действия (бионика, нанотехнологии), реализации методов имитационного моделирования, виртуального конструирования, создании технических систем на уровне манипулирования атомарными и генными структурами и элементами. Поскольку речь идет об инженерии настроенной на системотехническое проектирование и совместной с биосферой коадаптивной реальности, то сами технические специалисты уже на этапе предпроектных исследований обеспокоены возможными негативными последствиями, могущими проистекать из социальной деятельности, имеющей активный доступ к биологическим структурам. Речь идет о том, что биосфера в доступном виде передает инженерам ключевую информацию о возможных механизмах совместной оптимизации, имеющихся ресурсов органического происхождения.

Но может ли человечество предоставить биосфере соответствующие гарантии ответственности и безопасности с точки зрения активно совмещающихся орбиталей. Не оставить ли коэволюцию прерогативой биосферы если такие гарантии не будут соответствующим образом подтверждены? Ответ может быть дан только человечеством. Однако его свобода ограничена действием экономического детерминизма, механизмами социокультурной конкуренции, на фоне которой проявляется предрасположенность отдельных социальных групп к амбициям, подавляющим общечеловеческую установку на устойчивое развитие. Не случайно, что эта интенция человечества была озвучена на общепланетарном уровне только в 90-х годах XX века.

Тонкость социокультурной ситуации в начале XXI века заключается в том, что коэволюция уже стала реальностью и это означает, что человечеству приходится из нее исходить и искать подходы к решению вопросов аксиологического и нормативного обеспечения развернувшегося процесса. Структуры системной безопасности активно формируются и это - один из приоритетов современной философии и методологии науки и техники.

В Республике Беларусь взята на вооружение стратегия эффективного использования биопотенциала родной земли, адаптации промышленной инфраструктуры, транспортных коммуникаций к природно-ландшафтным особенностям страны. Ноосферогенез имеет в качестве основы методологию экономических исследований и экономической практики. Большой потенциал содержится в философии трансграничного сотрудничества и методологии таможенного дела. Это объясняется тем, что в Беларуси и в Западной Европе формируется понимание того, что техногенная культура имеет глобальное содержание и предполагает международные проекты в части решения общих задач. Тем более, что в эпоху Возрождения отечественные философы немало сделали для создания общеевропейской культуры и единого экономического пространства.