logo
Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды

3.2 Пути совершенствования финансовой политики охраны окружающей среды РФ

Основные недостатки существующего экономического механизма - отсутствие действенных стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, недостаточность платежей за выбросы и сбросы, за размещение отходов и использование природных ресурсов, и следовательно, невозможность финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах из-за искусственного занижения стоимости природных ресурсов (платежи за природопользование не базируются на экономической оценке природных ресурсов, объектов и воздействий). Последнее определяет то обстоятельство, что государство не обеспечивает важнейшей функции собственника природных ресурсов, не получает доход от использования принадлежащих ему природных ресурсов.

Кроме того, серьезные проблемы возникают как со сбором, так и с использованием средств. Наконец, на финансировании природоохранных мероприятий отрицательно сказываются отсутствие стимулирования инвестиций природоохранного назначения и недостаточная развитость экологического страхования, отсутствие экологических фондов.

Государственная политика в этой области:

увеличение платы за природные ресурсы, доведение ее до 25-30 % от всех источников формирования доходов в доходной части федерального бюджета; 

реформа институциональных отношений (разграничение полномочий, прав и обязанностей) в области собственности на природные ресурсы на федеральном и региональном уровнях;

совершенствование системы платежей за использование природных ресурсов с постепенным увеличением их доли в доходной части бюджета;

расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;

усиление государственного контроля за сбором и расходованием средств государственного экологического фонда;

целенаправленное выделение средств на охрану природы из сумм, получаемых в результате приватизации государственной собственности;

усиление экологической составляющей в рентных (арендных) отношениях;

совершенствование оценки природно-ресурсного потенциала территорий;

совершенствование определения компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды;

поддержка малого и среднего предпринимательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области реализации научных и образовательных программ;

включение в единую систему налогов специальных налогов на употребление экологически вредной продукции (шины, аккумуляторы, моторные масла и топливо, удобрения и пестициды, некоторые виды упаковки и т. п.);

применение залогово-возвратных экономических механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку (например, для люминесцентных ламп, шин, аккумуляторов и т. п.);

внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для аккумуляции средств для решения экологических проблем;

возобновление работы Экологического Фонда (до 2001 года существовал Федеральный Экологический Фонд, до 2008 года Экологический Фонд РТ).