logo
Анализ проблемы продления механизмов Киотского протокола после окончания первого периода обязательств

3.1 Участники Рамочной конвенции ООН по изменению климата

Согласно Конвенции ее участники подразделяются на три группы. Каждая имеет свои обязательства.

К первой группе относятся Стороны Приложения 1. Это промышленно развитые страны, являвшиеся членами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по состоянию на 1992 г., а также страны с переходной экономикой (Стороны с переходной экономикой, СПЭ), включая Российскую Федерацию, Украину, Беларусь, страны Балтии, а также ряд государств Центральной и Восточной Европы. [7] Согласно Статье 4 РКИК ООН страны Приложения 1 принимают меры по ограничению своих антропогенных выбросов парниковых газов, а также меры по защите и усилению поглотителей, в частности, лесов. [7] Предполагается, что эти страны должны служить для других примером в борьбе с изменением климата.

Ко второй группе относятся Стороны Приложения 2. Это страны-члены ОЭСР, но не страны с переходной экономикой. Эти государства приняли на себя обязательство предоставлять финансовые ресурсы для содействия развивающимся странам в их деятельности по сокращению выбросов, осуществляемой в соответствии с Конвенцией, а также по адаптации к негативным последствиям изменения климата.

К третьей группе относят Стороны, не входящим в Приложение 1. Это развивающиеся страны.

В соответствии с традиционной классификацией ООН Стороны Конвенции разделены на пять региональных групп: государства Африки, государства Азии, государства Восточной Европы, государства Латинской Америки и Карибского бассейна, а также государства Западной Европы и «другие государства» (к «другим государствам» относятся Австралия, Канада, Исландия, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария и США, но не Япония, которая является членом группы государств Азии). Разделение на региональные группы используется главным образом для формирования Бюро Конвенции. [1]

3.2 Обязательства Сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата

Все Стороны Конвенции приняли на себя общие обязательства по борьбе с изменением климата. Они обязались проводить инвентаризацию своих выбросов парниковых газов, а также готовить доклады (так называемые Национальные сообщения) о своей деятельности по осуществлению положений Конвенции.

При этом особое внимание должно уделяться, в частности, странам с районами подверженными засухе и опустыниванию, стихийным бедствиям, массовой вырубке или деградации лесов; странам, имеющим уязвимые экосистемы, включая горные экосистемы; странам, экономика которых в значительной степени зависит от дохода, получаемого за счет производства, переработки и экспорта и/или потребления ископаемых видов топлива и связанных с ним энергоемких продуктов; и странам, не имеющим доступа к морю. [7]

Подводя итог, можно сказать, что важными положениями Конвенция является международное признание:

• глобального характера проблем изменения климата и связанных с ним неблагоприятных последствий;

• необходимости международного сотрудничества в данной области с использованием дифференцированного подхода в зависимости от их социально-экономических условий и степени развития;

• целесообразности создания национальных систем законодательного регулирования в области окружающей среды, основанные на общих принципах Конвенции;

• использования экономических механизмов решения, как проблем изменения климата, так и других экологических проблем;

• возможности сочетания национальных, региональных и глобальных «стратегий реагирования», направленных на предотвращения дальнейшего увеличения выбросов парниковых газов и усиления парникового эффекта;

• необходимости поддержания социально-экономического развития развивающихся стран через обеспечение доступа к ресурсам, используемым для увеличения энергопотребления с одновременным обеспечением энергоэффективности и контроля за выбросами парниковых газов.