2.2 Анализ экономических санкций предприятий за вред нанесенный окружающей среде
По степени загрязнения главное воздействие на окружающую среду оказывают предприятия, добывающие минеральные ресурсы, химические, нефтехимические и целлюлозно-бумажного производства, а также автотранспорт. Поэтому были разработаны экономические санкции, которые применяются при нарушении законов природопользования.
Платежи за загрязнение окружающей среды (в формулировках нового Федерального закона об охране окружающей среды -- платежи за негативные воздействия на окружающую среду; в формулировках Налогового кодекса-- экологический налог) в настоящее время устанавливаются в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Настоящий порядок предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду как:
выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Для исчисления размера платежей по каждому ингредиенту загрязняющего вещества указанным постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Между этими двумя видами базовых размеров установлено 5-кратное повышающее соотношение. Это соотношение означает, что ставки платы в объемах предельно допустимых нормативов в 5 раз меньше ставок платы в объемах лимитов.
За превышение лимитов к базовым размерам платы категории б) устанавливается дополнительный 5-кратный коэффициент, выполняющий роль штрафной санкции.
При определении суммы платежа предусмотрен механизм зачета расходов предприятий на проведение природоохранных мероприятий. Этот механизм заключается в том, что размер платежей мог уменьшаться на сумму средств, потраченных на создание очистительных сооружений.
Таблица 3.
Поступления средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ (млн.руб)
Годы |
2007год |
2008год |
2009год |
Отклонение 2007-2009год |
||
млн.руб. |
% |
|||||
Поступления средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ |
12061 |
33519,7 |
64798 |
52737 |
537 |
В 2009 году нарушителям природоохранного законодательства, в возмещение вреда, нанесенного компонентам окружающей среды, и рассчитанного по действующим методикам, предъявлено исков на общую сумму 64,8 млн. руб. (табл.3).
Динамика поступления средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ по годам приведена на рис. 7,8,9.
Рис.7. Динамика поступлений средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ в 2007-2009 года, млн. руб.
Из рисунка 7 можно сделать вывод об увеличении причинения вреда компонентам окружающей среды, выявленных и оплаченных нарушителями. Причины этого могут быть следующие:
ужесточение в контроле и мониторинге охраны окружающей среды;
возрастание штрафных тарифов;
увеличение нарушений в природопользовании.
Первые два варианта не вызывают опасений, но третий вариант более опасен для экологии и в целом для экономики РФ.
Рис.8. Процентное соотношение поступлений средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ в 2007-2009 года, млн.руб.
На рисунке 8 показано процентное соотношение поступивших средств в возмещении вреда, причиненного компонентам окружающей среды. С каждым годом идет увеличение в среднем на 24% всех поступивших средств.
Таблица 4.
Размер предъявленных исков в возмещение вреда различным компонентам окружающей среды за 2007-2009год (млн.руб).
Компоненты |
Вода |
Почва |
Зеленые насаждения |
Воздух |
|
Размер предъявленных исков в возмещение вреда различным компонентам окружающей среды. |
297,2 |
230,5 |
64171 |
98,8 |
В таблице 4 даны сравнительные данные о размерах предъявленных исков в возмещении вреда различным компонентам окружающей среды.
Рис. 9 Размер предъявленных исков в возмещение вреда различным компонентам окружающей среды, млн. руб.
На рис. 9, 10 приведены сравнительные данные о размерах предъявленных исков в возмещение вреда различным компонентам окружающей среды. Наибольший размер исков, предъявленных в возмещение вреда компонентам окружающей среды, приходится на зеленые насаждения.
Рис. 10 Динамика размера предъявленных исков в возмещение вреда различным компонентам окружающей среды, млн. руб.
Изучив динамику размера предъявленных исков в возмещении вреда различным компонентам окружающей среды можно сделать несколько выводов:
выявить вредное воздействие зеленым насаждениям легче, чем другим компонентам окружающей среды (что более вероятно);
зеленые насаждения более уязвимы для негативного воздействия окружающей среды в условиях промышленного роста.
Таким образом, предусматривается взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду как:
выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В период с 2007 по 2009 гг. происходит увеличение причинения вреда компонентам окружающей среды, выявленных и оплаченных нарушителями. Наибольший размер исков, предъявленных в возмещение вреда компонентам окружающей среды, приходится на зеленые насаждения.
- Введение
- 1. Теоретические основы финансирование охраны окружающей среды
- 1.2 Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды
- 1.3 Характеристика основных источников финансирования охраны окружающей среды
- 2. Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды
- 2.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г
- 2.2 Анализ экономических санкций предприятий за вред нанесенный окружающей среде
- 2.3 Анализ направлений платежей в целях охраны окружающей среды
- 3. Основные направления совершенствования финансовой политики по охране окружающей среды РФ
- 3.1 Зарубежный опыт охраны окружающей среды
- 3.2 Пути совершенствования финансовой политики охраны окружающей среды РФ
- Выводы и предложения
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 2. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды.
- Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Экономический механизм охраны окружающей среды