logo search
prirodopolzovanie (2)

Методы оценки результатов(эффектов) природоохранных мероприятий

1. Методы базирующиеся на анализе кривых рыночного спроса

  1. Условно опросный метод (метод декларирования предпочтений)

  2. Метод выявленных предпочтений

2.1. Метод транспортных затрат

2.2. Метод гедонистических цен

2.3. Метод защитных расходов

2. Метод базирующийся на денежной оценке физических изменений в окружающей природной среде и состоянии реципиентов.

Условно опросный метод:

В основе этого метода лежит простая идея о том, что если необходимо выяснить готовность потребителя заплатить, за полезность и услуги окружающей природной среды, то можно просто спросить их об этом.

  1. Качество водных систем и атмосферного воздуха

  2. Рекреационные зоны и природные объекты(парки, охраняемые территории.)

  3. Ценность ресурсов биоразнообразия

  4. Риски жизни и здоровью, обусловленные загрязнением окружающей природной среды

  5. Мероприятия по рационализации транспортных потоков с целью защиты окружающей природной среды

  6. Программы водоснабжения, канализации, строительства очистных сооружений.

Процедура применения :

  1. Определение и описание характеристик окружающей природной среды, подлежащих оценки.

  2. Определение состава респондентов.

  3. Формирование вопросника

  4. Анализ результатов.

Проблемы

  1. Гипотетичность получаемых оценок, обусловленная тем, что респонденты находятся не в реальной, а в гипотетической ситуации.

  2. Существенное влияние оказывает на решения индивидов наличие необходимой информации ее качество и доступность.

  3. Зависимость выявленной в ходе опросов готовности заплатить за экологическое благосостояние от интенсивности настоятельности экологических потребностей для конкретных протребителей.

  4. Наличие устойчивой зависимости готовности заплатить за природоохранные мероприятия от уровня доходов и благосостояния населения, характер которой не до конца выяснен.

  5. Принадлежность значительной части экологических благ к общественным, что приводит к немереным искажениям их оценок как в сторону завышения так и в сторону занижения. Случаи занижения объясняются боязнью людей давать правильные ответы.