logo search
Питулько учебник

8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа МПР России или его территориально- го органа о проведении экспертизы. В приказе утверждаются состав экспертной комиссии, включая ее председателя и секретаря, ка- лендарный план работы комиссии и технические задания членам комиссии.

Руководитель экспертной комиссии ГЭЭ:

участвует в формировании экспертной комиссии и согласовы- вает ее состав;

участвует в подготовке технического задания на проведение ГЭЭ и согласовывает его;

обеспечивает качественное проведение экологической экспер- тизы по ее конкретному объекту;

организует подготовку сводного заключения экспертной комис- сии.

Для организации работы экспертной комиссии назначается от- ветственный секретарь. Обычно это ранее назначенный ответствен- ный исполнитель. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

В состав экспертной комиссии ГЭЭ включаются внештатные эксперты по согласованию с ними.

Экспертом ГЭЭ является специалист, обладающий научными и/или практическими знаниями по рассматриваемому предмету. Это не может быть представитель заказчика документации, подле- жащей экологической экспертизе, или разработчика объекта ГЭЭ. Эксперт участвует в проведении экологической экспертизы в со- ответствии с техническим заданием. После подписания приказа о проведении ГЭЭ секретарь комис-

сии в течение 10 дней подготавливает уведомление органам госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации, органам ме- стного самоуправления, заинтересованным общественным орга- низациям о проведении заседаний экспертной комиссии по объекту экспертизы.

Работа экспертной комиссии ГЭЭ начинается с проведения орга- низационного заседания, на котором присутствуют члены эксперт- ной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций. На организационном заседании:

представитель экспертного подразделения или ответственный секретарь экспертной комиссии сообщают о приказе на проведе- ние ГЭЭ;

руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения экологической экспертизы представленной заказчи- ком документации;

представитель заказчика или разработчика документации, пред- оставленной на экспертизу, докладывает о характере намечаемой деятельности;

уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;

определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;

определяется срок подготовки проекта заключения экспертной ксомиссии.

На основании полученных технических заданий (прил. 1) чле- ны экспертной комиссии изучают материалы, представленные на экологическую экспертизу. В случае поступления они анализируют заключения ОЭЭ, аргументированные предложения органов мес- тного самоуправления по экологическим аспектам планируемой деятельности, а также мнения общественных организаций, объе- динений и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные заключения.

Общая структура экспертного заключения включает пять разде- лов.

1. Перечень материалов, представленных на рассмотрение экспер- та (в соответствии со статусом объекта экспертизы это могут быть обоснование инвестиций, Декларация о намечаемой дея- тельности, экологическое обоснование или ТЭО, материалы ОВОС, материалы согласования экологического обоснования, зе- мельного и горного отвода предприятия ведомственными и над- зорными природоохранными службами, Устав предприятия, Акты проверки природоохранной деятельности действующего предприя- тия (при реконструкции) комиссией Департамента природных

ресурсов, учтенные дополнительные источники информации —. отчеты по научно-исследовательской работе, аналитические об- зоры и государственные доклады о состоянии окружающей сре- ды, диссертации на соискание ученых степеней и авторефераты к ним и т.п.).

  1. Основные положения рассмотренных материалов. Эксперт фор- мулирует информационную базу заключения.

  2. Анализ объекта экспертизы и оценка допустимости уровня пред- полагаемых воздействий на окружающую среду. Руководствуясь за- конодательными и нормативными актами федерального и регио- нального значения, эксперт устанавливает:

соответствие предполагаемого размещения предприятия и спе- цифики территории;

достаточность планируемых природоохранных мероприятий для поддержания нормативного уровня техногенной нагрузки за счет появления новых источников и интенсификации уже имеющихся воздействий на окружающую среду;

наличие (отсутствие) действующих в районе мониторинговых программ;

наличие запланированных организационных мероприятий, фи- нансовых и технических средств для ликвидации последствий воз- можных аварий;

достаточность предусмотренных в проекте мер по обеспечению экологической безопасности населения и сохранению природного потенциала;

правильность и полноту оценки экологического ущерба;

достаточность включенных в рассматриваемые материалы рас- четов и анализов технико-экономической и эколого-экономиче- ской эффективности планируемых природоохранных мероприятий;

допустимость (недопустимость из-за отмеченных недочетов ма- териалов проекта) воздействия на окружающую среду планируе- мого производства;

экологическую обоснованность и пригодность проекта к реали- зации;

удовлетворительное (или иное) качество представленной доку- ментации.

  1. Замечания по рассмотренным материалам и предложения по их учету и рекомендации по доработке документации.

  2. Выводы:

достаточность (недостаточность) проработки экологических вопросов и предлагаемых технических решений;

соответствие намечаемой деятельности требованиям законода- тельных актов РФ и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды;

допустимость намечаемого воздействия на окружающую среду;

возможность реализации объекта экспертизы.

В целях разъяснения проектных решений руководитель эксперт- ной комиссии и руководители групп могут приглашать заказчика для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии. При необ- ходимости секретарь экспертной комиссии организует выезд чле- нов комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации.

В случае необходимости приказом МПР России или его терри- ториального органа в состав экспертной комиссии могут дополни- тельно включаться специалисты по конкретным вопросам рассмат- риваемого объекта экспертизы. В этом случае заказчику документа- ции, проходящей ГЭЭ, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.

После получения индивидуальных экспертных заключений ру- ководители групп подготавливают проекты групповых заключений, обсуждают их на заседаниях экспертных групп и представляют от- ветственному секретарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения. Каждое рабочее заседа- ние экспертных групп оформляется протоколами и явочными ли- стами, которые подписываются руководителем группы.

Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают групповые заключения или заключения экспертов, готовят проект заключения ГЭЭ и материалы о рас- смотрении при проведении ГЭЭ аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций, объединений и граждан в случае их направления разработчикам.

Проект заключения обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разра- ботчики материалов, представители администрации субъекта РФ, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и о проекте текста вы- водов заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать по проекту замечания.