8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, определены ст. 25 и 26 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Заказчики документации, предоставляемой на экологическую экспертизу, имеют право:
получать от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего про- ведение ГЭЭ, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;
получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспергизы, организующего проведение ГЭЭ, нормативно-технические и ин- структивно-методические документы о проведении экспертизы;
обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, организующие про- ведение ГЭЭ, с требованиями устранения нарушений установлен- ного порядка проведения экспертизы;
представлять пояснения, замечания, предложения в письмен- ной или устной форме относительно объектов ГЭЭ;
оспаривать заключения ГЭЭ в судебном порядке;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федера- ции об экологической экспертизе.
Заказчики документации, подлежащей экологической экспер- тизе, обязаны:
представлять на экологическую экспертизу документацию в со- ответствии с требованиями Федерального закона «Об экологичес- кой экспертизе»;
оплачивать проведение ГЭЭ;
передавать специально уполномоченным государственным орга- нам в области экологической экспертизы и общественным орга- низациям, организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные раз- работки относительно объектов экологической экспертизы;
осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное за- ключение ГЭЭ;
передавать данные о выводах заключения ГЭЭ в банковские орга- низации для открытия финансирования реализации объекта экс- пертизы.
Законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе классифицирует нарушения со стороны следующих участников экспертного процесса:
заказчик документации, подлежащей экологической экспсрти- зе, и лица, заинтересованные в определенном содержании за- ключения экспертизы;
руководители специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы; руководители экспертных комиссий ГЭЭ;
руководители экспертных комиссий экологической экспертизы и эксперты экологической экспертизы;
должностные лица государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля; должностные лица органов местного самоуправления. Нарушениями законодательства Российской Федерации об эко- логической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами явля- ются:
непредставление документации на экологическую экспертизу; фальсификация материалов, сведений и данных, представляе- мых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экспертизы;
создание препятствий организации и проведению экологиче- ской экспертизы;
уклонение от представления специально уполномоченным госу- дарственным органам в области экологической экспертизы и обще- ственным организациям (объединениям), организующим и прово- дящим экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; реализация объекта экологической экспертизы без положитель- ного заключения ГЭЭ;
осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соот- ветствующей документации, которая получила положительное за- ключение ГЭЭ.
Нарушениями законодательства Российской Федерации в об- ласти экологической экспертизы руководителями специально уполномоченных государственных органов в области экологиче- кой экспертизы и руководителями экспертных комиссий ГЭЭ являются:
нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения ГЭЭ;
нарушение порядка формирования и организации деятельно- сти экспертных комиссий ГЭЭ;
неисполнение установленных настоящим Федеральным зако- ном для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;
нарушение установленного порядка расходования перечислен- ных заказчиком документации, подлежащей ГЭЭ, средств на про- ведение экспертизы;
несоответствие оплаты выполненных работ их объему и каче- ству;
необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим ас- пектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
ГЭЭ.
Нарушениями законодательства Российской Федерации в об- ласти экологической экспертизы руководителями экспертной ко- миссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:
нарушение требований законодательства Российской Федера- ции субъектов Российской Федерации об экологической экспер- тизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно- технических документов;
необоснованность выводов заключения экологической экспер- тизы;
фальсификация выводов заключения экологической эксперти- зы;
сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологи- ческой экспертизы, что экспертом является представитель заказ- чика документации или разработчика проекта.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об эко- логической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и федерального надзора и конт- роля, а также органов местного самоуправления являются:
фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать пря- мое или косвенное воздействие на окружающую природную сре- ду, без положительного заключения ГЭЭ;
организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и обществен- ными организациями (объединениями);
прямое или косвенное вмешательство в работу специально упол- номоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в целях оказания влияния на ход и результаты проведения ГЭЭ и общественной эко- логической экспертизы;
незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведснии общественной экологической экспертизы. Нарушениями законодательства Российской Федерации об эко- логической экспертизе также являются финансирование и креди- тование реализации объекта экологической экспертизы банковс- кими организациями, их должностными лицами, иными юриди- ческими и физическими лицами без положительного заключения
ГЭЭ.
Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, несут уго- ловную, административную, материальную, гражданско-правовую ответственностъ.
Государственная экологическая экспертиза проводится при усло- вии ее предварительной оплаты заказчиком в полном объеме и в установленном порядке документации. Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее, чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и доку- ментов в полном объеме.
После определения стоимости проведения ГЭЭ ответственный исполнитель подготавливает уведомление заказчику о приеме ма- териалов на экспертизу и необходимости оплаты экспертизы ма- териалов в течение 30 дней со дня получения уведомления с при- ложением счета на оплату и сметы расходов. Заметим, что финан- сирование ГЭЭ осуществляется за счет средств заказчика материа- лов, подлежащих экспертизе.
При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведе- ния ГЭЭ, в течение 30 дней со дня получения заказчиком доку- ментации уведомления о необходимости оплаты экспертиза пред- оставленных материалов не проводится, а сами материалы возвра- щаются заказчику с сопроводительным письмом о возврате мате- риалов.
Финансовые средства на осуществление ГЭЭ перечисляются за- казчиком документации, подлежащей экспертизе, на специаль- ный субсчет специально уполномоченного государственного орга- на. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение ГЭЭ. Специально уполномоченный государственный орган несет ответственность за целевое исполь- зование этих средств.
Стоимость работ по организации и проведению ГЭЭ докумен- тации определяется по каждому объекту экспертизы в отдельности и устанавливается прямым расчетом, исходя из затрат, связанных с проведением экспертизы документации и материально-техни- ческим обеспечением внештатных экспертов.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением