logo search
Питулько учебник

8.1.2. Объекты экологической экспертизы

Государственной экологической экспертизе подлежат все пред- плановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории России-

ской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принад- лежности, а также экологические обоснования лицензий и серти- фикатов.

Созданию и регистрации предприятий с иностранными инвес- тициями, связанных с проведением крупномасштабного строитель- ства или реконструкцией, осуществление которых может оказы- вать вредное воздействие на природную среду, должна предше- ствовать экологическая экспертиза на федеральном уровне в слу- чае, когда объем иностранных инвестиций превышает 500 тыс. долл. и на уровне субъекта Российской Федерации в случае меньшего объема инвестиций.

Объектом экологической экспертизы является предпроектная, проектная или иная документация, описывающая намечаемую деятельность. Она должна содержать в своем составе (Федераль- ный закон «Об экологической экспертизе», ст. 14):

материалы оценки воздействия на окружающую среду;

положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалы обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Сопоставление объектов экологической экспертизы на феде- ральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации пред- ставлены в табл. 8.1. Анализ этой таблицы показывает, что объекты экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъек- та Российской Федерации в пределах своей компетенции похожи. Однако ряд объектов экологической экспертизы присутствует толь- ко на федеральном уровне.

Хотелось бы подчеркнуть, что экологическая экспертиза мате- риалов комплексного экологического обследования участков тер- риторий, обосновывающего придание этим территориям правово- го статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий, проводится только на федеральном уровне.

Также на федеральном уровне проводится ГЭЭ документации по объектам, намечаемая деятельность которых затрагивает инте- ресы нескольких субъектов Российской Федерации. Примером яв- ляется документация по строительству Балтийской трубопровод- ной системы (БТС).

Исключительно на уровне субъекта федерации проводится эко- логическая экспертиза всех видов градостроительной документа- ции, в том числе:

схемы и проекты районной планировки административно-тер- риториальных образований;

генеральные планы городов, других поселений и их систем;

проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

проекты застройки кварталов и участков городов и других посе- лений;

проекты рекультивации земель, нарушенных в результате гео- логоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ.

При проведении экспертизы градостроительной и проектной документации ГЭЭ является одним из элементов государственной экспертизы.

Государственной экспертизе в Российской Федерации подле- жит градостроительная, предпроектная и проектная документа- ция до ее утверждения, независимо от источников финансирова- ния, форм собственности, принадлежности и стоимости строи- тельства, за исключением отдельных жилых малоэтажных домов для одной или двух семей с хозяйственными постройками к ним, расположенных в сельской местности или пригородной зоне, стро- ительство которых осуществляется за счет средств владельцев, а также временных сооружений общей площадью менее 150 м2. Кон- троль за качеством документации таких построек осуществляется органами местного самоуправления.

Под градостроительной документацией понимается документа- ция о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке (например, «Проект городской черты города Бокситогорска», «Генеральный план развития Пушкинского района» и др.).

Под предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, ре- конструкции и технического перевооружения предприятий, зда- ний и сооружений («Материалы обоснования инвестиций в стро- ительство нефтебазы АОЗТИ «Балтийская финансово-промыш- ленная группа» в пос. Янино Всеволожского района»). Под проек- тной документацией понимается инвестиционный проект, про- ект (рабочий проект) строительства, реконструкции, расшире- ния, капитального ремонта и технического перевооружения пред- приятий, зданий и сооружений, а также консервации и ликвида-

ции опасных производственных объектов («Проект строительства завода дорожно-строительной техники «Катерпиллар» в г. Тосно», «ТЭО (проект) реконструкции и расширения ООО «Опытный за- вод МПБО» до мощности переработки твердых бытовых отходов 460 тыс. т в год»).

На федеральном уровне государственная экспертиза градостро- ительной, предпроектной и проектной документации проводится:

  1. экспертным советом при Правительстве Российской Феде- рации;

  2. главным управлением государственной вневедомственной эк- спертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с учас- тием следующих федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы (органы специализированной экспертизы):

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (государственная экспертиза в области пре- дупреждения чрезвычайных ситуаций);

Министерства природных ресурсов Российской Федерации (го- сударственная экспертиза в области охраны окружающей природ- ной среды, использования и охраны водных объектов и недр);

Министерства труда и социального развития Российской Феде- рации (государственная экспертиза условий труда);

Федерального горного и промышленного надзора России (экс- пертиза промышленной безопасности и рационального использо- вания недр);

других федеральных органов исполнительной власти, уполно- моченных на проведение государственной экспертизы;

3) федеральными органами исполнительной власти, уполно- моченными на проведение ведомственной экспертизы (органы ве- домственной экспертизы) в соответствии с положениями о раз- граничении функций по государственной экспертизе и утвержде- нию предпроектной и проектной документации между соответ- ствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственным комитетом Российской Федерации по строитель- ству и жилищно-коммунальному комплексу.

На уровне субъектов Российской Федерации государствен- ная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится организациями государственной вне- ведомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов специализированной экспер- тизы.

Государственной экологической экспертизе подлежит раздел «Охрана окружающей среды» объектов экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации соответственно.