logo search
Питулько учебник

11.1. Государственный экологический контроль

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружаю- щей среды» экологический контроль — это система мер, направ- ленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспе- чение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятель- ности требований, в том числе нормативов и нормативных доку- ментов, в области охраны окружающей среды.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологи- ческий контроль (рис. 11.1).

Для реализации на Байкальской природной территории функ- ций по охране окружающей среды и экологической безопасности образовано Федеральное управление природоохранной деятельно- стью на озере Байкал, которое является территориальным орга- ном МПР России.

Правительством РФ определен особый порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России, объектов вооружения и военной техники, военных объектов и воен- ной деятельности. Этот особый порядок в первую очередь касается порядка допуска уполномоченных должностных лиц, осуществляю- щих государственный экологический контроль над ними.

Заключения ГЭЭ по федеральным объектам поступают для осу- ществления государственного экологического контроля в Депар- тамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды и (или) Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федера- ции МПР России, поскольку в соответствии с требованиями Фе- дерального закона «Об охране окружающей среды» федеральные государственные инспекторы в области государственного эколо- гического контроля осуществляют контроль федеральных объек- тов. Осуществление государственного экологического контроля за выполнением заключений ГЭЭ на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России не отличается от контроля за другими объектами.