logo search
Экол_сост_РФ_11_5_

Экологическое состояние территории России (2004)

ВВЕДЕНИЕ

Экология и экономика - два слова, имеющие единый греческий корень «экос» - дом. Но как далеки два этих понятия в действительности друг от друга. Мы живем в то время, когда активность человечества породила кризисную ситуацию в природе [61, с. 3].

Имеется две причины такого положения. Первая - бурный рост численности людей в XX веке. И вторая причина - антропоцентрическое, технократическое мышление, выработанное всей предшествующей историей развития Homo sapiens как вида [61, с. 3].

В связи с этим глобальная природная катастрофа, обусловленная быстрой деградацией биосферы Земли, становится реальностью недалекого будущего. Человек (если он действительно разумный) должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой. Из ее покорителя и потребителя человечество должно превратиться в партнера окружающей его органической среды [61, с. 3].

В настоящее время настолько велик уровень воздействия человека на биосферу, что их взаимоотношения во многом зависят от состояния не только живой природы, но и человеческого общества. Нам представляется, что насущной необходимостью современности является экологическая грамотность, экологическая культура и этика всего человечества, и в первую очередь экологическая нравственность россиян [61, с. 3].

Изучению природы и экономики Российской Федерации посвящена физическая и экономическая география России. По этим дисциплинам имеются специализированные учебники и учебные пособия для студентов соответствующих вузов. В нынешнее время географическое изучение России органично сочетается с познанием ее геоэкологического состояния, под которым понимается реальная во времени и в пространстве картина экологических условий в стране. Цель настоящего учебного пособия - в краткой и доступной форме показать антропогенное воздействие на основные элементы окружающей среды и на характерные природные комплексы. В соответствии с поставленной целью строится логика учебного пособия [61, с. 3].

Прежде всего, кратко даются общие сведения о России: показывается ее положение на карте мира, приводятся данные о площади, численности населения. Далее рассматриваются компоненты природной среды, в частности атмосфера, подземные воды, снежный покров, уникальные геологические памятники и др. Большое [61, с. 3] внимание в учебном пособии уделено последствиям загрязнения почвенного покрова и эрозии почв. Рассматриваются неблагоприятные условия, возникающие при повреждении земель в процессе добычи полезных ископаемых. Должное внимание уделено животному миру, его охране, а также состоянию растительного покрова России. В отдельной главе описано экологическое состояние морей, омывающих нашу Родину [61, с. 4].

В заключение оценивается экологическое состояние нашей страны, подчеркивается актуальность и необходимость его изучения в целом по России и на местах, чтобы будущие специалисты-природоведы могли реально не допускать нарушения местных экологических условий, а, напротив, квалифицированно их улучшать [61, с. 4].

Содержание учебного пособия опирается на современные научные представления о природоохранных проблемах и достоверные фактические материалы, обобщенные в виде картосхем, графиков, диаграмм и пояснительного текста. Предлагаемое пособие существенно дополняет учебную и познавательную литературу по географии России и позволяет студентам углубить знания о природе своей страны [61, с. 4].

Вместе с тем во многих вузах страны введены новые учебные курсы, такие как «Геоэкология», «Экология природопользования» и др., учебники и учебные пособия, по которым пока еще практически единичны и поэтому малодоступны студентам многих российских вузов. Пособие в известной мере заполнит этот пробел, так как позволит студентам наглядно представить современное экологическое состояние конкретного природного компонента и некоторых ландшафтов на территории России [61, с. 4].

Это пособие рассматривает экологическое состояние основных элементов природы России в целом, что дает возможность получить общее представление о них на всей территории страны и в то же время проследить их пространственные различия. Тем самым студенты получат объективные знания реальных экологических условий Российской Федерации [61, с. 4].

Сочетание достоверного фактического материала, элементов учебной и методической направленности - важная черта содержания и построения пособия. В нем реализуется новый подход к созданию оригинальной книги, предназначенной для студентов [61, с. 4].

Авторы выражают глубокую признательность своим коллегам Н.Н. Вахрушевой, З.Х. Данияловой и Л.А. Поляковой за помощь в создании этой работы [61, с. 4].