10. Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами
Понятие «платность природопользования» означает взимание установленных в законодательном порядке платежей за пользование природными ресурсами, включая изъятие природных ресурсов (добыча полезных ископаемых, рыболовство) и пользование природными ресурсами без их изъятия из окружающей среды (использование сельскохозяйственных угодий, лечебно-оздоровительных территорий), а также взимание платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОПС, размещение твердых отходов и другие виды негативного воздействия, если указанные действия не квалифицируются как правонарушения.
Одной из составляющих платности природопользования - плата за природные ресурсы. Ее правовой базой служат законы «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах» и др.
Взимание платы за природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, включая платежи за сверхлимитное загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов, не освобождает от выполнения мероприятий по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, и выполнению мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.
Большая часть средств, взимаемых в рамках системы платного природопользования, - платежи за загрязнение окружающей среды и часть платы за природные ресурсы - в соответствии с действующим законодательством направляется в государственные экологические фонды и фонды по сохранению и воспроизводству конкретных видов
природных ресурсов.
Правовое регулирование системы платежей за пользование природными ресурсами устанавливает не только методы определения размеров платы, но и механизмы взимания и использования.
В законе об ООПС плата за природные ресурсы подразделяется на 2 основных виды - плату за право пользования и плату за воспроизводство и охрану природных ресурсов. В первом виде реализуется право собственника на получение определенной части прибыли за предоставление в пользование субъектами хозяйственной деятельности природных ресурсов, включая отдельные природные объекты и целые природные комплексы. Размеры платы не должны зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Средства, полученные в виде платы за право пользования природными ресурсами, поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Второй составляющей платы за природные ресурсы является плата не их охрану и воспроизводство. Этот вид платы должен компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Нормативы платы на охрану и воспроизводство водных и биологических ресурсов, восстановление нарушенных земель до настоящего времени не выделены из общих нормативов платежей за пользование природными ресурсами. Это связано с тем, что министерства и ведомства, которые представлены полномочия по управлению этими видами, не разрабатывают подзаконных актов. Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов должны отчисляться во внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством создаются по решению Правительства РФ.
Статья 20. Платность использования природных ресурсов
1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
–за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
–за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
–выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
–выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальньк органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Закон РФ от II октября 1991 г. М 1738-1 "О плате за землю"
(с изменениями 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа 1995 г.)
Основные положения
Статья 1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Статья 2. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Статья 3. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов
Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.
Виды платежей: плата за пользование природными ресурсами в России взимается с природопользо-вателей независимо от того, являются ли они активными природопользователями или пассивными, так как плата за землю взимается в виде налога с организаций, юридических и физических лиц, также с хозяйствующих субъектов.
- Экологическое право Конспект лекций
- 1. Эп как учебная дисциплина и отрасль правовой науки
- 2. Система источников эп и их виды
- 3. Становление и развитие эп. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии эп
- 4. Понятие права окружающей среды.
- 4. Проблема соотношения компетенции федерации и субъектов федерации в области экологии
- 5. Закон "об охране окружающей природной среды". Общая характеристика и место в системе источников экологического права
- 6. Понятие экологического правоотношения и его виды. Содержание экологических правоотношений, субъекты и объекты правоотношений
- 7. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических прав граждан
- 8. Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды
- Раздел III Закона об охране окр. Прир. Среды. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
- 9. Возникновение и прекращение права собст-ти на прирорые ресурсы
- 10. Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами
- 11. Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан. Процедуры защиты
- 12. Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права
- 13. Субъекты и объекты права природопользования
- 14. Конституциюнные основы экологического права
- 16. Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды
- 17. Экологическое право и управление зарубежных государств
- 18. Понятие, методы и организация государственного управления охраной окружающей среды
- 19. Особо охраняемые природные территории. Понятие, виды, правовое регулирование
- 20. Принципы правовой охраны окружающей среды
- Раздел 1. Общие положения
- 21. Понятие, методы и организация гос-го управления охраной окружающей среды
- 22. Гос. Экологический контроль: понятие, органы, полномочия должностных пиц
- 23. Нормирование и стандартизация - основная правовая мера охрены окружающей среды и функция гос-го управления
- 24. Источники экологической информации. Территориальные и отраслевые кадастры
- 25. Ответственность за экологические. Правонарушения
- 26. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание
- 27. Проблемы финансирования охраны окружающей среды
- 28. Принципы, объекты, порядок проведения государственной экологическое зкспертизы
- 29. Внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования
- 30. Объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона экологических правонарушений
- 31. Правовой режим курортных и рекреационных зон
- 32. Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды
- 33. Понятие системы и источников международного экологического права
- 34. Общественная экологическая экспертиза
- Глава IV: Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза"
- 35. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 36. Понятие юридической ответственности в охране окружающей среды
- 38. Оценка воздействия на окружающую среду
- 39. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды
- 40. Право человека на получение достоверной информации в области охраны окружающей среды