7.6.2. Методы экологического прогнозирования
Методы экологического прогнозирования наиболее разработа- ны для глобальных оценок, при которых осуществляется анализ моделей развития. На региональном, локальном и объектовом уров- нях применяют все более конкретные модели, постепенно сдвига- ясь в сторону оценок экологических воздействий по процедуре ОВОС и экологической экспертизы.
К середине 1980-х гг. имелось более 15 глобальных прогнозов, олучивших название «модели мира». Самые известные и, пожа- луй, наиболее интересные из них — это «Мировая динамика» Дж.Форрестера, «Пределы роста» Д. Медоуза и др., «Человече- ство у поворотного пункта» М.Месаровича и Э.Пестеля, «Лати- ноамериканская модель Баричоле» А. О. Эрреры, «Будущее миро- вой экономики» В.Леонтьева, «Мир в 2000 году. Доклад прези- денту» и др.
Первый глобальный прогноз Римского клуба под названием «Пределы роста» представлял динамичную модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложе- ния (фонды), земное пространство, загрязнение, использование природных ресурсов — основные компоненты изменения миро- вой системы. Выводы авторов сводились к следующему: если со- хранятся существовавшие на конец 1960-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо должно прийти к глобальной экологической катастро- фе. Апокалипсис предрекался примерно на 2100 г. А отсюда и ре- комендации: немедленно свести к нулю рост народонаселения и
производства. Однако эти предложения неприемлемы, они дали пищу для развития антинаучных и антигуманных теорий, уводя- щих от реальных путей преодоления экокризисных явлений.
Не случайно уже следующая модель М. Месаровича и Э. Песте- ля «Человечество у поворотного пункта» была значительно более обоснованной. И дело не только в том, что в ней комплексная взаимосвязь экономических, социальных и политических процес- сов, состояние окружающей среды и природных ресурсов пред- ставлены как сложная многоуровневая иерархическая система. Мо- дель отвергала неизбежность «единой» глобальной экологической катастрофы, но предрекала появление разнообразных кризисов: экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых, демографических, способных постепенно охватить всю планету, если общество не примет их рекомендации перехода к «органичес- кому росту» — сбалансированному развитию всех частей плане- тарной системы.
Экономико-энергетическая модель, разрабатываемая Баттелев- ским мемориальным институтом (ВАТТЕLLЕ-2100), предсказыва- ет в XXI в. существование густонаселенного процветающего мира с огромным спросом на энергию, но борющегося с серьезными экологическими проблемами. Рост населения и развитие экономи- ки ведут к очевидному увеличению спроса на сырье и энергию, несмотря на максимально возможное повышение эффективности их использования, энергосбережение, утилизацию отходов (все это учитывает модель Баттелле). Увеличение спроса заставит поднять цену недр, что спровоцирует расширение горных работ и появле- ние новых масс отходов.
Конечно, глобальные экономические модели, как бы сложны они ни были, не в состоянии делать количественные прогнозы. Основная их задача состоит в выявлении тенденций и последова- тельной упорядоченной оценке развития обсуждаемых технологи- ческих направлений, что позволит подготовить обоснованные го- сударственные решения. Примерами могут служить весьма интен- сивные общественные обсуждения проблем озонового слоя и пар- никового эффекта, в ходе которых рассматривается диапазон ре- шений от «ждать и наблюдать» до «стабилизировать выбросы раз- рушающих озон препаратов (или углекислого газа, во втором слу- чае)» через соответствующий всемирный налог. Последнее должно серьезно изменить набор технологий и всемирную экономику в будущем.
Арсенал решений будет по-прежнему ограничен совершенство- ванием нормативной базы экологического права, технологий про- изводства и очистки, международными ограничениями на объемы продукции и т.п.
Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания.
Научное прогнозирование (в отличие от разнообразных форм не- научного предвидения) — это непрерывное, специальное, имею- щее свою методологию и технику исследование, проводимое в рамках управления с целью повышения уровня его обоснованно- сти и эффективности.
Исследование будущего разделяется на два качественно различ- ных направления: поисковое (исследовательское) и нормативное прогнозирование.
Поисковое прогнозирование — это анализ перспектив развития существующих тенденций на определенный период и определение на этой основе вероятных состояний объектов управления в буду- щем при условии сохранения существующих тенденций в неиз- менном состоянии или проведения тех или иных мероприятий с помощью управленческих воздействий.
Нормативное прогнозирование (иногда его называют «прогнози- рованием наоборот», так как в данном случае исследование идет в обратном направлении: от будущего к настоящему) представляет собой попытку рационально организованного анализа возможных путей достижения целей оптимизации управления. Этот вид про- гнозов как бы отвечает на вопрос: «Что можно или нужно сделать для того, чтобы достичь поставленных целей или решить постав- денные задачи?». Предметом нормативного прогнозирования выс- тупают субъективные факторы (идеи, гипотезы, предположения, этические нормы, социальные идеалы, целевые установки), кото- рые, как показывает история, могут решающим образом изменить характер протекающих процессов, а также стать причиной появле- ния качественно новых непредсказуемых феноменов действитель- ности.
К настоящему времени методологические принципы, техника, методика современного глобального прогнозирования неизмери- мо усложнились по сравнению с исторически первыми и простей- шими методами оценки экологической емкости Земли. В новых условиях обострились потребности в нахождении эффективных способов целенаправленного воздействия на процессы взаимодей- ствия человека и биосферы. Они стимулируют разработку конк- ретных прогнозов будущего человечества, формирования научно обоснованных представлений о возможных основных тенденциях развития человечества на ближайшие 50—100 лет.
Существенно то, что результаты такого прогнозирования спек- тра возможностей «должны быть сформулированы не только на языке теории, но и на языке управленческой практики»1.
Постепенно глобальные прогнозы становятся все более конк- ретными и переходят на региональный уровень. Плодотворное вли-
1 Гвишиани Д. М. Методологические проблемы моделирования глобального раз- вития // Вопросы философии. — 1978. — № 2.
яние на развитие экологического прогнозирования оказали идеи устойчивого развития.
Региональные прогнозы, естественно, имеют свои особеннос- ти. Здесь уже становится недостаточным использование усреднен- ных данных об экологических возможностях биосферы. Необходи- мо осуществлять расчет ассимиляционной емкости экосистемы, исходя из «средних» концентраций вредных веществ в расчете лишь на объем тех ее частей, которые служат естественными ловушками загрязнений (прибрежные зоны, участки гидродинамических ба- рьеров и т. п.). Если поступление поллютантов будет нормировать- ся без учета этого фактора, то в прибрежной зоне, играющей ог- ромную роль в воспроизводстве биологических ресурсов, будут очень скоро достигнуты закритические уровни загрязнения. Расчет допу- стимых нагрузок следует в первую очередь, вести именно для при- брежных зон.
В качестве примера вновь рассмотрим Нарвское водохранилище (трансграничный водоем в подшлейфовой зоне двух эстонских ГРЭС). Для расчетов среднегодового выпадения серы и азота ис- пользовалась эйлерово-лагранжевая модель регионального переноса и осаждения примесей, учитывающая процессы влажного и сухо- го осаждения, а также химические превращения примесей в ат- мосфере. Основная схема организации вычислений по модели при- ведена на рис. 7.5.
В соответствии с Критериями Минприроды России (1992) можно оценить состояние бассейна по аэротехногенным нагрузкам и ка- честву вод. По загрязнению воздуха к уровню чрезвычайной ситу- ации приближается нагрузка от г. Нарвы (модельные расчеты) — 0,1—0,2 мг/м3 (диоксид серы), эту же оценку дают критические нагрузки по расчетам программы ЕМЕП (табл. 7.7).
Несмотря на очевидность мощного эмиссионного потока с за- пада, требуются его количественные оценки, рассчитанные с по- мощью моделей атмосферного переноса и трансформации поллю- тантов на единицу площади. Превышение атмосферных выпаде- ний над критическим уровнем содержания серы или азота в почве служит серьезным сигналом тревоги о состоянии биоты в данном квадрате.
Подобные расчеты сейчас выполняются всеми странами Евро- пы и были учтены при подготовке очередного Протокола к Хель- синкской конвенции о сокращении выбросов серы и других пол- лютантов.
Прогноз на ближайшую и среднюю перспективу осуществляет- ся методами экстраполяции, возможное влияние отдельных фак- торов исследуется методами предельных переходов (при минималь- ном и максимальном значениях).
Начальным результатом ОВОС должен являться анализ текуще- го состояния окружающей среды и прогноз его в перспективе (без
влияния проекта). Именно это прогнозируемое состояние является той точкой отсчета, по отношению к которой должны оценивать- ся прогнозируемые изменения. Затем выполняется прогноз буду- щих последствий осуществления проекта, т. е. каким могло бы быть состояние окружающей среды в будущем.
Таблица 7.7
Атмосферные выпадения серы и соотношение их с критическими нагрузками на территории Нарвского бассейна, по данным ЕМЕП/МСЦ-
Восток*
Район | Выпадение, кг/га | Критическая нагрузка, кг/га | Выпадение/Крити- ческая нагрузка |
Нарвский залив | 18,5-22,8 | 7,97 | 2,3-3,0 |
Нарва | 43,9 | 7,97 | 5,5 |
Нарвское водохранилище | 21,4-28,7 | 7,97 | 2,7-3,6 |
Сланцы | 21,4 | 7,16 | 3,0 |
Кингисепп | 25,0 | 7,97 | 3,1 |
Плюсса | 9,3-13,8 | 7,97-5,36 | 1,2-2,6 |
Чудское озеро | 8,6-4,7 | 7,16-5,14 | 0,9-1,2 |
* Чешукина Т. В., Никифорова И.Н., Кузнецов В. К. Модельные оценки выпа- дений загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения на подсеточном уровне. - М., 1995.
Авторы книги «Экологическая оценка и экологическая экспер- тиза» (2001) приводят два убедительных примера, иллюстрирую- щих типовые прогнозные ситуации.
Пример 1. Планируемая дорога проходит недалеко от пустыря, земля на котором отведена под строительство коттеджей. В существующих усло- виях шум и загрязнения от дороги не представляют серьезной проблемы, однако в будущем жильцы коттеджей будут испытывать большие неудоб- ства. Поэтому анализ шумового загрязнения должен быть включен в ЗВОС и при оценке его значимости должны учитываться неудобства жителем будущего поселка.
Пример 2. Планируется строительство подземного водозабора. Есть ос- нования полагать, что этот водозабор определенным образом повлияет на поверхностный сток, а также, вероятно, на состояние водно-болотных угодий, расположенных в районе водозабора. Для того чтобы оценить вли- яние водозабора на состояние этих угодий, необходимо максимально точно оценить динамику естественных изменений. В противном случае будет не- возможно вычленить влияние водозабора на фоне суммарных изменений. При этом цикл естественных колебаний может состаалять несколько лет или десятков лет.
Прогноз естественной экодинамики требует значительных ре- сурсов и времени для проведения мониторинговых наблюдений, иногда несоразмерно больших по сравнению с другими затратами. Поэтому на практике часто приходится искать компромисс между ограничением объемов исследований и снижением точности про- гнозов при недостаточных рядах наблюдений.
Для методического обеспечения проведения ОВОС при подго- товке и принятии решений по развитию предприятий в большин- стве отраслей разработаны инструкции (например, ОВОСуголь).
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением