7.3.2. Подготовка материалов овос
Технология проведения ОВОС состоит в следующем. На входе в операцию каждого этапа используется необходимый для выработ- ки решений по объекту «входной» документ, отвечающий соот- ветствующим требованиям, а на выходе должен быть сформиро- ван «выходной» документ, содержащий результаты того, что про- делано в ходе данной операции.
Важно, чтобы процесс ОВОС по основным этапам совпадал (не опережал и не отставал) со стадиями процесса проектирова- ния, хотя и не следует «навязывать» какую-либо зависимость про-
цесса ОВОС от его технологии.
Том ОВОС выполняется разработчиком как обязательная часть ТЭО проекта. В его составе предусмотрены разделы, указанные ниже.
Описание основных особенностей окружающей среды. Оно каса- ется всех аспектов состояния компонентов окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием, предъявляемым к описанию, является полнота охвата: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся информации и указывать области требуемых дальнейших специальных исследо- ваний и изысканий.
При сборе и анализе информации о природных условиях и со- стоянии компонентов окружающей среды необходимо иметь в виду основную цель проведения ОВОС: учет экологических факторов в принятии решений по намечаемой деятельности. Многословные описания природной среды сами по себе не помогут лицам, при- нимающим решения, сделать обоснованный выбор. В ходе ОВОС должно быть проанализировано состояние только тех компонен- тов природной среды, информация о которых необходима для принятия решений. Поэтому надо отобрать те компоненты окру- жающей среды, изменения в которых будут детально изучены к ходе прогноза воздействий. В ходе такого отбора следует руковод- ствоваться следующими вопросами.
Повлияет ли намечаемая деятельность на состояние этих ком- понентов?
Повлияют ли эти компоненты на осуществление намечаемой деятельности?
Представляют ли они значительный интерес для обществен- ности?
Перечни компонентов окружающей среды, описание которых необходимо для принятия решений, в целом зависят от типа на- мечаемой деятельности и ожидаемых воздействий. Примерные спис- ки такого рода могут содержаться в ведомственных инструкциях или корпоративных руководствах крупных компаний. Важную роль при выяснении того, какие именно природные условия и компо- ненты окружающей среды необходимо описывать для данного типа проектов, может сыграть и анализ документации ранее выполнен- ных ЭО. Описание факторов окружающей среды (метеопарамет- ры, рельеф, гидрология, гидрохимия, почвы и т.д.) выполняется в их пространственно-временной изменчивости.
При подготовке к описанию окружающей среды необходимо еще раз уточнить ожидаемые границы воздействия. Природные усло- вия должны быть не только проанализированы с научной точки зрения, но и описаны в терминах, которые бы позволили обще- ственности и лицам, принимающим решения, судить о степени их уникальности, ценности, уязвимости и т.д. Например, при выяв-
лении мест обитания биологического вида необходимо отметить, насколько редок данный вид (в данной местности, в стране, в мире), насколько уязвимы его места обитания и т.д. Описание самой намечаемой деятельности включает перечень существующих факторов антропогенного воздействия, которые оказывают значительное влияние на окружающую среду; харак- теристику состояния компонентов окружающей среды и динами- ку его изменения; анализ состояния территории, где может про- явиться влияние намечаемой деятельности (текущие тенденции и процессы).
Анализ альтернатив. Этот раздел включает перечень реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности, анализ и ооценку их применительно к районам возможных площадок с указанием целей, характера, средств, места и сроков реализации намечаемой деятельности. Здесь же приводится описание и срав- нительная оценка по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям возможных альтернатив, включая «нулевой» вариант (отказ от намечаемой деятельности при сохранении существующего характера использования возможных площадок), и обоснование варианта, предлагаемого для реализации. В это обоснование входит описание возможных принципиальных альтернативных решений в соответствии с проектным замыслом.
В той или иной форме рассмотрение альтернатив происходит
практически всегда. Однако во многих случаях такое рассмотрение формальное и несистематическое, хотя только таким путем можно обеспечить учет экологических критериев при выборе оптимального решения. Анализ альтернатив и их вариантов дает возможность выбора предпочтительного решения на основе их сравнительной оценки. Кроме того, рассмотрение альтернатив играет важную роль и в оценке значимости и приемлемости воздействий.
Некоторые альтернативы, например отказ от деятельности или
осуществление наилучших доступных мер по охране окружающей
среды, могут специально включаться в рассмотрение как «идеал»
для оценки различных типов воздействия.
С некоторой долей условности можно выделить следующие ос- новные типы альтернатив, которые могут рассматриваться в ходе ЭО наряду с основным вариантом (табл. 7.1).
Значительная часть конфликтов, возникающих вокруг намеча- мой деятельности, связана именно с выбором места ее осуществ- ования. Поэтому очень важным является своевременное рассмотре- ние вариантов размещения с участием заинтересованных сторон. Например, выбор участка для полигона захоронения токсичных отходов «Красный Бор» (Ленинградская область) произведен по итогам сравнительного анализа 10 площадей. Учитывались следую- щие геолого-гидрогеологические критерии:
незатопляемость территории паводковыми водами и отсутствие гидрографической сети;
малая мощность и преимущественно глинистый состав четвер- тичных отложений;
наличие мощной толщи водоупорных пород (глин), пригодных для захоронения токсичных отходов и препятствующих загрязнению подземных вод;
отсутствие в зоне расположения полигона эксплуатируемых для водоснабжения водоемов и водоносных горизонтов.
По этим основаниям все участки, кроме водораздела рек Боль- шой Ижорки и Тосны, были отклонены.
Варианты размера и емкости полигона для размещения отхо- дов, масштаба предполагаемых работ по разработке полезных ис-
Табл и ц а 7.1 Основные типы альтернатив
Тип альтернативы | Пример |
Отказ от деяте- льности (No Асtiоп Орtiоп) | Отказ от проекта строительства аккумуляторного завода в сельскохозяйственном районе |
Принципиаль- но различные подходы к дос- тижению цели | Проект тепличного хозяйства. Энергоснабжение: 1) от местной котельной (газ, мазут); 2) теплоцентрали города; 3) подземной циркуляционной системы; 4) импорта энергии из другого региона |
Различные площадки для осуществления намечаемой деятельности | Проект алюминиевого завода: 1) территория действующего предприятия на мест- ном глиноземном сырье — развитая производственная инфраструктура; 2) площадка на территории фосфоритового комби- ната на привозном апатитовом сырье — вдали (25 км) от населенных пунктов; 3) территория действующего предприятия на втори- чном сырье — вблизи (1 км) от районного центра, в зоне оздоровительных учреждений |
Масштаб намечаемой деятельности | Проект расширения аэропорта с разным объемом перевозок: 1) более эффективное использование существующих сооружений аэропорта (нулевой вариант); 2) сооружение одной дополнительной взлетно- посадочной полосы; 3) сооружение нового аэропорта в дополнение к су- ществующему; 4) сооружение нового аэропорта вместо существую- щего; 5) комбинации всех или нескольких перечисленных вариантов |
копаемых также могут быть предметом сравнительного рассмотре- ния. Сюда же относится и выбор между сооружением нескольких небольших объектов или одного крупного. На различных этапах проектного цикла могут рассматриваться варианты технологий основного и природоохранного цикла производств. При анализе воздействий основное значение имеют степень на- грузки на окружающую среду и тенденции ее изменения. В свою очередь, они зависят от длительности осуществления проекта и очередности ввода в строй его сооружений.
Важнейшей задачей ОВОС является уменьшение отрицатель- ных и увеличение положительных воздействий намечаемой де- ятельности. Только анализируя достоинства и недостатки основ- ных вариантов решений, ведущих к той же цели, можно обеспе- чить оптимизацию будущих эколого-экономических и социальных изменений. Экологическая оценка, выполненная на безальтерна- тивной основе, вообще не имеет смысла. Кроме того, выбор вари- анта из числа исследованных альтернатив является одним из спо- собов учета результатов оценки в принятии решений. В хорошо организованном процессе ОВОС рассмотрение альтернатив про- ходит через большинство стадий — от их определения на ранних этапах процесса, через анализ на стадии прогноза воздействий и
Обосновывающие материалы по выбору места размещения объекта должны разрабатываться на вариантной основе и базиро- ваться на детальном анализе исходной информации об источниках воздействия, о природных особенностях территории, ее истори- ко-культурном наследии, а также на состоянии экосистем в зоне воздействия объекта по каждой площадке размещения. Например, обсуждались два варианта трассы трубопровода «Кириши —бухта Батарейная»: северный и южный (рис. 7.2). Северный маршрут трас- сы пересекает Ордовикское (Ижорское) плато, сложенное закар- стованными известняками, которые вмещают Ижорское месторож- дение пресных вод — источник водоснабжения целого района. Южный маршрут проходит в обход Ордовикского плато, с юга и востока к которому примыкает обширная равнина высотой до 100— 150м.
Северный вариант дешевле, но экологически чрезвычайно опа- сен (возможно необратимое ухудшение качества подземных вод при авариях трубопровода).
Сравнение северного и южного вариантов трассы обнаружива- ет значительное преимущество второго практически по всем пара- метрам, в том числе и по затратам, учитывая реальные расходы на обеспечение безопасности сооружения и на покрытие многооб- разных видов возможного ущерба (табл. 7.2).
Необходимость рассмотрения альтернатив зафиксирована в за- конодательстве большинства стран и международных организаций.
Следует иметь в виду, что выбор принципиального подхода к достижению цели — всего лишь одно из решений, принимаемых в ходе планирования намечаемой деятельности, хотя и очень су- щественное. Принятие различных решений происходит на всем протяжении проектного цикла, причем число возможных вари- антов постепенно сужается. С этими решениями, в свою очередь, связаны соответствующие альтернативы. Так, после того как оп- ределен принципиальный тип объекта, могут быть рассмотрены различные варианты его размещения, важнейшие характеристи- ки проекта. Анализ и сравнение воздействия на окружающую сре- ду, связанного с осуществлением различных вариантов на каж- дом из этих шагов, способствует достижению главных целей ОВОС.
Характеристика источников воздействия. Описание и характери- стика основных источников, видов и объектов воздействия (если таковые имеются) проводятся по основным вариантам проектных решений. К источникам воздействия относятся:
элементы основной и вспомогательной технологий, функцио- нирование которых является причиной изменений окружающей среды;
новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.), раз- мещаемые в окружающей среде;
предприятия и объекты, функционирование которых связано со строительством проектируемого объекта;
следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы, хвос- тохранилища, накопители, свалки и т.д.);
удаление существующих материальных объектов.
Среди видов воздействия как наиболее существенные выделя- ются привнес загрязняющих веществ и изъятие природных ресурсов. В целом же при работе промышленных предприятий на окружаю- щую среду оказываются следующие виды воздействий:
выбросы вредных веществ в атмосферу;
производственный шум;
сброс вредных веществ в водоемы;
изъятие полезных ископаемых из недр;
размещение бытовых, коммунальных и промышленных отходов;
изъятие земельных ресурсов;
угнетение биологических ресурсов.
Эти воздействия могут приводить к неблагоприятным экологи- ческим последствиям в виде изменения состояния окружающей среды, которого нельзя избежать, смены традиционных форм за- нятости населения или миграции его из данной местности. Харак- теристики воздействия определяются через следующие показате- ли:
а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергиче- ское, в том числе с учетом возможности проявления через опре- деленный промежуток времени);
б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени);
в) уровень (величина воздействия на единицу площади или объема);
г) продолжительность;
д) временная динамика (непрерывное, периодическое, крат- ковременное, только при аварийных режимах и т.д.);
е) пространственный охват (площадь распространения);
ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действую- щему классификатору опасных производств и предприятий).
К основным объектам воздействия относят персонал предпри- ятия (включая рабочую зону и СЗЗ), население, попадающее в зону воздействия, компоненты окружающей среды, другие мате- риальные объекты или взаимосвязи между компонентами окружа- ющей среды (в том числе в пределах СЗЗ предприятия), а также социально-экономические условия жизнедеятельности населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную инфра- структуру, этнические особенности и т.д.
Традиционно в ходе ОВОС рассматриваются и историко-куль- турные ценности. Практически всегда ЭО в той или иной мере зат-
рагивает медицинские, социальные и экономические последствия
намечаемой деятельности, связанные с воздействием на окружаю- щую среду. Так, ухудшение качества окружающей природной среды может повлиять на здоровье местного населения, вызвать послед- ствия социального (например, ухудшение качества жизни вслед- ствие сокращения возможностей для рекреации) и экономическо- го характера (например, падение цен на недвижимость). Рассмотре- ние таких последствий в ходе ЭО является практической необходи- мостью независимо от того, закреплено ли это законодательно, так как воздействия на окружающую среду рассматриваются с точки зрения их значимости для общества в целом, а также отдельных граждан и групп. И эта значимость в существенной мере обусловле- на именно социальными и экономическими последствиями. В большинстве случаев при разработке ОВОС принимается «тра- диционный» подход — систематическая оценка социально-эконо- мических последствий (включая воздействие на здоровье). Оценка значимости воздействии. Прогноз, анализ и оценка зна- чимости ожидаемых воздействий являются основными стадиями процесса ОВОС. Они проводятся для выявленных источников по следующим основным вариантам проектных решений (кратким экспертным заключениям): уровень воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, вероят- ность возникновения риска, степень, характер, масштаб, зоны рас- пространения, возможные экологические и связанные с ними со- циальные и экономические последствия, оценка значимости ос- таточных воздействий на окружающую среду и их последствий. Для всех выявленных воздействий должны анализироваться их харак- тер, величина, а также оцениваться значимость. Меры по смягчению воздействий. На основе полученных оценок значимости готовятся предложения по мероприятиям для предотв- ращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам инженерных, технологичес- ских, архитектурно-планировочных и прочих решений; анализиру- ется их эффективность и возможность реализации. Смягчение воз- действий может быть достигнуто, например, установкой очистных сооружений или использованием технологии, приводящей к мень- шим выбросам, а также посредством ликвидации или уменьшения ущерба, нанесенного окружающей среде, и, наконец, с помощью различных форм компенсации. Примером последней могут быть, например, мероприятия по благоустройству прилегающих террито- рий, снижение для местного населения тарифов на услуги компа- нии — инициатора деятельности, а в некоторых случаях — непос- редственная выплата компенсаций местному населению. К числу смягчающих мер относятся и предложения по про- грамме экологического мониторинга и контроля на всех этапах
реализации проекта.
Выбор мер должен быть обоснован, а их экологическая эффек- тивность описана в документации ОВОС инициатором и разработ- чиком.
Программы изысканий и исследований. Программы изысканий и исследований для проектирования в районах возможных пло- щадок осуществления намечаемой деятельности подготавливаются и выполняются при недостатке информации экологического со- держания, а также для обоснования рекомендаций по проведе- нию послепроектного анализа реализации намечаемой деятель- ности.
При недостатке достоверной информации организуются инже- нерно-экологические и геоэкологические изыскания. В их состав входит широкий комплекс работ.
Сбор, обработка и анализ опубликованных, фондовых, а так- же статистических данных и материалов о состоянии природной среды, поиск объектов-аналогов, функционирующих в сходных природных и экологических условиях. Сбор фондовых материалов может осуществляться в специализированных научных организа- циях, контролирующих государственных органах и территориаль- ных органах исполнительной власти.
Геоэкологическое дешифрирование аэрокосмических матери- алов, на основе которых рассматривается комплекс вопросов, свя- занных с выявлением участков развития опасных процессов и яв- лений, установлением техногенных элементов ландшафтов и хо- зяйственной инфраструктуры, планированием порядка проведе- ния полевых изысканий. Дешифрирование позволяет провести пред- варительную оценку негативных последствий антропогенных воз- действий по ареалам загрязнения, гарям, вырубкам и другим на- рушениям земель.
Рекогносцировочное обследование территории с покомпо- нентным описанием природной среды и ландшафтов в целом, а также с наблюдениями за состоянием наземных и водных экосис- тем, источников и признаков загрязнения. Рекогносцировка мест- ности предшествует другим видам полевых работ.
Проходка горных выработок для получения геоэкологической (эколого-геологической) информации, включающей оценку ин- женерно-геологических условий (состава и инженерно-геологиче- ских характеристик горных порол) с точки зрения риска за- грязнения и развития опасных геологических процессов и явле- ний, отбор проб почв и грунтов, определение вероятности эмис- сий газообразных поллютантов.
Эколого-гидрогеологические исследования, направленные на поиск водоносных горизонтов, на которые может быть оказано негативное воздействие в процессе реализации хозяйственной де- ятельности, а также на изучение их фоновых химических и гидро- геологических характеристик.
Почвенные исследования, выполняемые для выбора места строительства объекта, определения возможности изъятия земель и размещения отходов, оценки загрязненности почв и определе- ния потенциального воздействия проектируемой деятельности на качество почвенного покрова. Большое внимание уделяется изуче- нию подстилающих пород, исследованию химического состава почв и почвенных процессов (засолению, дефляции, эрозии и т.д.), а также прогнозу их развития. Информационной основой исследо- ваний является Государственный земельный кадастр.
Исследования и оценка радиационной обстановки, выпол- няемые в соответствии с нормами радиационной безопасности НРБ-96. Радиационно-экологические исследования включают оценку гамма-фона территории, определение радиационных хара-
ктеристик источников водоснабжения и оценку радоноопасно-
ститерритории.
8. Газогеохимические исследования территории, проводимые для обеспечения экологической безопасности в процессе реали- зации хозяйственной деятельности. Скапливаясь, биогазы (метан, двуокись углерода, а также тяжелые углеводородные газы, окис- лы азота, аммиак, сероводород и др.) могут образовывать пожа- ро- и взрывоопасные или токсичные концентрации. Изыскания необходимо выполнять на участках распространения насыпных грунтов с примесью промышленного мусора и бытовых отходов толщиной более 2,0 — 2,5 м. Потенциально опасными считаются грунты с содержанием СН4 более 0,1 % и СО2 более 0,5 %; опас- ными — грунты с содержанием СН4 более 1,0% и СО2 до 10%; пожаровзрывоопасные грунты — с содержанием СН4 более 5,0 % иСО2- п*10%.
9. Исследования вредных физических воздействий (электромаг- нитного, шумового, теплового и др.), выполняемые прежде всего с целью установления основных источников этих воздействий, их интенсивности и зон с превышением допустимого уровня воздей- ствий.
Изучение растительного покрова, проводящееся в трех ос- новных аспектах. Растения рассматриваются в качестве показателя инженерно-геологических и геохимических условий и их измене- ний под влиянием антропогенных нагрузок (мерзлотные условия, глубина залегания грунтовых вод, их гидрохимический состав и т.д.). Изучается состояние растительного покрова как биотической компоненты природной среды. Кроме того, растения являются ин- дикатором антропогенных нарушений территорий (вырубки, гари, геотехнические нарушения и т.д.).
Характеристика животного мира, включающая составление перечней видов животных по типам ландшафтов в зоне потенци- ального воздействия, перечней особо ценных видов, анализ со- стояния популяций функционально значимых видов и изменения
численности животных, а также другие параметры животного мира, обусловленные антропогенным воздействием.
12. Социально-экологические исследования, рассматривающие перспективы социально-экономического развития региона, сохра- нение его ресурсного потенциала, прогноз экологических условий жизнедеятельности людей. Они включают изучение социальной сферы (численность, этнический состав, занятость и т.д.), меди- ко-биологические и санитарно-эпидемиологические исследования, обследование и оценку состояния памятников архитектуры, исто- рии и культуры.
В процессе перечисленных видов работ геоэкологическое опро- бование атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод, донных осадков осуществляется для дальнейшего лабораторного изучения их химического состава, свойств и харак- теристик. Опробование атмосферного воздуха проводится на ста- ционарных, маршрутных и передвижных постах наблюдения. От- бор проб почв, грунтов и воды осуществляется по определенной сети опробования, которая должна обеспечивать получение досто- верной информации о свойствах и характеристиках сред. Пробоот- бор должен быть ориентирован на изучение зон загрязнения, вы- явление источников загрязнения, путей миграции, ареалов и по- токов рассеяния и аккумуляции поллютантов. Отбор проб выпол- няется в соответствии с имеющимися стандартизованными мето- диками опробования сред.
Лабораторные исследования при геоэкологических и инженер- но-экологических изысканиях должны обеспечивать получение ком- плексной аналитической информации о фоновом состоянии ос- новных компонентов среды, уровне их нарушенности и химичес- ком загрязнении. Все химико-аналитические исследования прово- дятся в лабораториях, имеющих государственную аккредитацию.
Критерии оценки состояния изучаемых компонентов природ- ной среды, в том числе уровень их нарушенности и степень за- грязнения, подбираются на основе существующей нормативно-ме- тодической базы охраны окружающей среды и рационального при- родопользования в соответствии с принципами, изложенными в предыдущих разделах.
Программы экологического мониторинга. Примерный план и программа экологического мониторинга включают следующие раз- делы:
программа контроля и сеть пунктов наблюдения;
экологический мониторинг и оперативный контроль водных объектов;
выбор контролируемых параметров и показателей состояния водных объектов и индивидуальных аналитических параметров, необходимых и достаточных для адекватного описания состояния экосистемы.
Предусматривается организация мониторинга как на этапе стро- ительства (для оценки текущих изменений окружающей среды), так и на этапе эксплуатации (для проверки справедливости ожи- даемых уровней изменений). Целями мониторинга в России являются:
выявление и прогноз негагивных процессов, влияющих на ка- чество воды и состояние водных объектов;
предотвращение вредных воздействий, вызванных негативны- ми процессами;
оценка эффективности мер по охране водных ресурсов; получение информации об управлении и контроле за использо- ванием и охраной водных объектов.
Традиционно мониторинг окружающей среды осуществляется путем комбинации геофизического, химического и биологичес- кого мониторингов. Химический анализ выполняется для оценки потенциальных экологических нагрузок на систему, например обо- гащение биогенами, дефицит кислорода, а также для контроля уровня опасных веществ (тяжелых металлов и устойчивых ор- ганических загрязняющих веществ). Биологический мониторинг главным образом фокусируется на оценке экологической струк- туры (разнообразия). Недавно в программу экологического мони- торинга был включен экотоксикологический мониторинг, т. е. те- стирование проб на их токсичность по выбранным тест-организ-
мам.
Для контроля загрязнений природных вод все чаще используют системы автоматического контроля состояния окружающей сре- ды, в частности контроля состояния акваторий. Программы послепроектного экологического менеджмента. Со-
временные представления об ЭО основываются на важности ее послепроектных стадий, которые включают разнообразные фор- мы сбора и анализа данных об экологических аспектах уже реали- зованных шагов планируемой в проекте деятельности и примене- нии на основе этих данных и выводов мер по смягчению воздей- ствий. Программа послспроекгного анализа описывается в планах экологического менеджмента (ПЭМ), которые также могут содер- жать требования к сисгеме экологического менеджмента, обеспе- чивающей неукоснительное исполнение рекомендаций экологи- ческой оценки. В российской практике решающим фактором при одобрении проекта часто оказывается объем уже привлеченных инвестиций (закупка оборудования, адаптация имеющихся мощ- ностей и т.п.). Поэтому исключительно важно, чтобы послеироек- ные стадии также содержали бы указания на экологические огра- ничения и необходимые меры по их учету.
По мнению ведущих специалистов в области ЭО, ПЭМ явля- ется самой важной частью документации экологического содер- жания. Все большее количество международных организаций и на-
ционалъных систем требуют обязательной разработки этих планов. Таким образом, перекидывается мост между обязательными про- цедурами ОВОС и ГЭЭ и все более широко применяемыми систе- мами экологического менеджмента существующей хозяйственной деятельности.
Более подробно содержание ПЭМ охарактеризовано в разд. 8.6.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением