1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
В январе 2002 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1. Все законодательство в области охраны окружающей среды, природо- пользования и обеспечения экологической безопасности было по- строено в соответствии с основными положениями этого закона. Рассмотрим их в сопоставлении с законом 1991 г.
Структура Федерального закона «Об охране окружающей сре- ды» практически повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (табл. 1.1), однако его содержание принципиально новое.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия для всех вопросов в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического ауди- та, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определе- ний в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиально новое определение государственного экологического мониторинга. Также впервые даны определения экологическому ауди- ту, наилучшей существующей технологии и экологической без- опасности.
Основные принципы охраны окружающей среды, сформули- рованные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в облас- ти охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности должно дости- гаться на основе использования наилучших существующих техно- логий с учетом экономических и социальных факторов. Закон тре- бует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельно- сти.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» полно- стью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, включая:
разработку и утверждение нормативов, ГОСТов и иных норма- тивных документов в области охраны окружающей среды, содер- жащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
государственный экологический контроль за объектами хозяй- ственной и иной деятельности независимо от форм собственно- сти, находящимися на территориях субъектов Российской Феде- рации, за исключением подлежащих федеральному государствен- ному экологическому контролю.
Существенные изменения претерпел раздел, посвященный ме- тодам экономического регулирования.
К основным методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды Федеральным законом «Об охране окру- жающей среды» отнесено:
разработка государственных прогнозов социально-экономиче- ского развития на основе экологических прогнозов;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч- ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а так- же при осуществлении иных эффективных мер по охране окружа-
ющей среды в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной де- ятельности (в том числе экологического страхования), направлен- ной на охрану окружающей среды.
Законом ликвидирована система экологических фондов, но со- хранены штрафы за негативное воздействие на окружающую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществ- ляемая в целях ее охраны, поддерживается государством посред- ством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован меха- низм добровольного экологического страхования.
В соответствии с требованиями нового закона в России будет полностью изменена система нормирования в области охраны окру- жающей среды.
Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов ка- чества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, а также ГОСТов и иных документов. Нормирование осуществляет- ся в порядке, установленном Правительством Российской Феде- рации.
К нормативам качества окружающей среды законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физи- ческими и биологическими показателями ее состояния. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физиче- ских лиц устанавливаются следующие нормативы:
допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация как один из элементов осуществления экологиче- ски безопасной хозяйственной деятельности.
Принципиально изменен раздел, посвященный государствен- ной экологической экспертизе (ГЭЭ). В него в качестве самосто- ятельной статьи включена оценка воздействия на окружающую среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвен- ное воздействие на окружающую среду. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предьтнвестиционной, и проектной документации с уча- стием общественных объединений. Впервые введена норма пра- ва о том, что порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экс- пертизе».
В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной де- ятельности». Она содержит принципиально новые статьи:
«Требования в области охраны окружающей среды при произ- водстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»;
«Требования в области охраны окружающей среды при разме- щении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих про- изводств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»;
«Требования в области охраны окружающей среды при прива- тизации и национализации имущества».
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изме- нен порядок государственного экологического контроля. Если в соответствии со старым законом на территории Российской Феде- рации осуществлялся государственный, производственный и об- щественный контроль, то новый закон добавляет к ним и муни- ципальный контроль. Изменен и порядок осуществления государ- ственного экологического контроля. Теперь его проводят специ- ально уполномоченные федеральные органы исполнительной вла- сти и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации, а не только органы государственной власти в области охра- ны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии Рос- сии). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному го- сударственному экологическому контролю, определяется Прави- тельством Российской Федерации.
Новым законом внесен ряд изменений в ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны ок- ружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20-ти лет.
Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осу- ществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими пред- писаниями могли приостановить или прекратить деятельность хо- зяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, приостановлении или прекращении этой деятельности должны рас- сматриваться судом или арбитражным судом.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением