logo search
Питулько учебник

9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки

Документация для стратегической ЭО должна содержать описа-

ние компонентов окружающей среды, которые могут быть затро-

нуты в результате осуществления плана, в том числе непосред-

ственно не расположенные на территории, охватываемой планом.

Особое внимание должно быть уделено наиболее ценным и уязви-

мым компонентам окружающей среды.

Основные принципы стратегической экологической оценки в

соответствии с Директивой ЕС:

1) ответственной за оценку предполагаемых экологических ас-

пектов стратегического плана или программы является организа-

ция — инициатор их разработки или пересмотра;

2) процесс оценки должен начинаться как можно раньше в

ходе разработки стратегического плана;

3) масштабы оценки должны соответствовать масштабам по- тенциального воздействия на окружающую среду, а цели и зада- чи — четко определены;

4) должны быть рассмотрены альтернативы и воздействие на окружающую среду в случае реализации каждой из них; 5) социально-экономические и другие факторы должны быть включены в рассмотрение б соответствующем размере; 6) оценка значимости и допустимости воздействия должна быть основана на целях экологической политики, а также принятых стандартах;

7) должна существовать возможность участия общественности, соответствующая предполагаемой степени общественной значи- мости стратегического плана. Открытость информации об оценке, ее результатах и принятом решении (за исключением случаев, в которых конфиденциальность соответствующей информации ус- тановлена официально и в явном виде);

8) учет экологических факторов при подготовке и принятии решения;

9) мониторинг и оценка результатов реализации стратегиче- ского плана, в том числе наблюдение за инициативами, которые разрабатываются для его развития и исполнения;

10) необходимость механизмов, обеспечивающих независимую оценку процесса стратегической ЭО, их соответствие установлен- ным требованиям, а также их эффективность.

При проведении стратегической ЭО используется общая мето- дология экологической оценки. В то же время под внешним сход- ством процессов стратегической ЭО и ОВОС скрываются многие значительные отличия. Эти отличия касаются, во-первых, степени детальности в предсказании воздействий, а во-вторых, степени важности, которую прогнозирование изменения воздействий за- нимает в общем процессе оценки. Стратегические планы и про- граммы имеют более широкие географические рамки, в них часто ярче выражены трансграничные аспекты, используется расширен- ный набор альтернатив. Диапазон воздействий в таких инициати- вах имеет глобальный и региональный уровень (устойчивость эко- систем соответствующего ранга, закисление водоемов, проблемы сохранения биоразнообразия).

В целом процедура и методы стратегической ЭО зависят от при- роды той стратегической инициативы, которая подлежит оценке. Наиболее детально могут быть предсказаны воздействия планов и программ, определяющих параметры будущих конкретных проек- тов. Например, в плане развития транспортной инфраструктуры Москвы обсуждалась третья кольцевая магистраль. Первоначально предполагалось, что сами транспортные потоки при перераспре- делении снизят общее загрязнение воздуха. В процессе стратеги- ческой ЭО в план были внесены существенные коррективы в орга- низацию развязок. На очереди — проведение стратегической ЭО железнодорожной магистрали Москва—Минск (как части дороги Москва — Берлин).

Сложнее проводить стратегическую ЭО стратегических реше- ний, для которых невозможно предсказать количество и тип свя- занных с ними индивидуальных проектов (финансово-эконо- мические и подобные им решения, нормативные акты, между- народные соглашения, политики или стратегии национального уровня).

Трудности перенесения принципов экологической оценки про- ектов на стратегический уровень носят процедурный и методоло- гический характер. Процесс разработки и утверждения стратеги- ческих решений отличается от процесса разработки и утвержде- ния конкретных проектов отсутствием регламентированной про- цедуры.

Серьезную трудность нередко представляет обеспечение учас- тия в стратегической ЭО общественности и заинтересованных сто- рон. Это связано с тем, что стратегические решения обычно затра-

гивают значительное количество сторон и в то же время их под- готовка часто ведется конфиденциально, внутри того или иного агентства.