1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
История международного права в области охраны окружающей природной среды начинается с Конвенции по охране дикой при- роды Африки, 1900 г. В России точкой отсчета принято считать 1911 г., когда была подписана Конвенция по охране котиков. В насто- ящее время существует множество многосторонних международ- ных конвенций и соглашений. Рассмотрим основные из них.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс- граничном контексте. Конвенция составлена в Эспоо (Финляндия) 25.02.91 г. Она рассматривает комплекс мер по предотвращению вредного трансграничного воздействия в результате планируемой деятельности, а также по его уменьшению и контролю за ним. Конвенция была подписана Правительством СССР 06.07.91 и под- тверждена Правительством РФ 13.01.92 (№ Н-№ 11 ГП МИД Рос- сии). После создания национального списка объектов, подлежа- щих процедуре ОВОС, Конвенция вступила в силу как норматив- ный документ на территории Российской Федерации.
ОВОС — процедура учета экологических требований законода- тельства Российской Федерации при подготовке и принятии ре- шений о социально-экономическом развитии общества. Она осу- ществляется с целью принятия необходимых мер по предупрежде- нию возможных неприемлемых для общества экологических и свя- занных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности согласно утвержденному перечню, является обязательным. Целесообразность ее проведения для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению соот- ветствующих федеральных органов. Результатом является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельно- сти на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, со- держащиеся в обосновывающей документации, должны быть раз- работаны с учетом возможных последствий ее реализации.
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий. Конвенция была подписана от имени Правительства Российской Федерации 17.03.92 в Хельсинки, ратифицирована 18.03.92 и вве- дена в действие на территории России с 04.11.93 Постановлением Совета Министров РФ от 04.11.93 № 1118 «О принятии Конвен- ции о трансграничном воздействии промышленных аварий». На- стоящая Конвенция применяется в отношении промышленных ава- рий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий тех аварий, которые могут привести к трансграничному воздей-
ствию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бед- ствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, об- мена информацией и технологией в области предотвращения про- мышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. Она не применяется в отношении: аварий в ре- зультате деятельности в морской среде, включая разведку или раз- работку морского дна; разливов в море нефти или других вредных веществ. Реализация положений Конвенции направлена на приня- тие двусторонних соглашений об уведомлении об авариях на по- тенциально опасных гражданских объектах и решается в рамках внутренней системы гражданской обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О при- нятии Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий» от 04.11.93 № 1118 определен порядок выполнения обяза- тельств по Конвенции Российской Федерацией. Их выполнение возложено на Министерство природных ресурсов Российской Фе- дерации с участием заинтересованных министерств и ведомств, правительств республик в составе Российской Федерации, адми- нистраций краев, областей и автономных образований. Функции по оповещению (уведомлению) и действия при ликвидации по- следствий промышленных аварий, вытекающих из Конвенции, бе- рет на себя МЧС России.
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Конвенция подписана СССР в Женеве 13.11.79 и рати- фицирована Президиумом Верховного Совета СССР 29.04.80 (Кон- венция вступила в силу 16.03.83). Конвенция направлена на умень- шение выбросов, причиняющих значительный ущерб природным ресурсам, имеющим жизненно важное экологическое и экономи- ческое значение, таким как леса, почва, водные ресурсы, и исто- рическим памятникам, а при определенных условиях оказываю- щих вредное воздействие на здоровье человека. Положения Кон- венции конкретизируются отдельными протоколами.
В 1985 г. в Хельсинки Правительство СССР подписывает Прото- кол о сокращении выбросов серы или их трансграничных пото- ков, по меньшей мере, на 30 % по отношению к Конвенции 1979 г. Этот протокол был ратифицирован 10.09.86. В 1988 г. в Софии Пра- вительство СССР подписывает протокол об ограничении выбро- сов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции, который был ратифицирован 21.06.89. В 1994 г. Правительство Рос- сийской Федерации в Осло подписывает Протокол Конвенции относительно дальнейшего сокращения выбросов серы, ратифи- цированный 14.06.94.
Венская конвенция об охране озонового слоя. Эта Конвенция, подписанная 22.09.85 и ратифицированная 18.06.86, направлена на принятие соответствующих мер для охраны здоровья людей и
окружающей среды от вредных воздействий, которые возникают или могут возникнуть в результате человеческой деятельности, изменяющей или способной изменить озоновый слой. Во испол- нение Венской конвенции Правительством СССР 16.09.87 был подписан и 10.11.88 ратифицирован Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В 1990 г. в Лондоне была принята Лондонская поправка по веществам, разрушающим озо- новый слой, ратифицированная 13.01.92. Монреальский прото- кол и Лондонская поправка ориентированы на снижение вероят- ности антропогенного разрушения озонового слоя в Северном полушарии за счет прекращения выпуска, использования и за- купки разрушающих озон реагентов, а также реорганизации тех- нологии производства изделий, содержащих разрушающие озон вещества.
В целях обеспечения выполнения требований Конвенции и Про- токола Правительство РФ приняло постановление «О первооче- редных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озо- нового слоя и Монреальского протокола по веществам, разруша- ющим озоновый слой» от 24.05.95 № 526. Этим Постановлением с 01.01.96 запрещен ввоз в Российскую Федерацию озоноразру- шающих веществ и содержащей их продукции из стран, не явля- ющихся сторонами Венской конвенции и Монреальского прото- кола, а также вывоз из Российской Федерации озоноразрушаю- щих веществ и содержащей их продукции в указанные страны; ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их про- дукции в страны, являющиеся сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, должен осуществляться по соответ- ствующим лицензиям.
Постановлением Правительства РФ «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озо- норазрушающих веществ и содержащей их продукции» от 08.05.96 № 563 утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Фе- дерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Базельская конвенция была под- писана 22.03.89, ратифицирована Федеральным законом «О рати- фикации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ и введена в действие с 01.05.95. Она определяет порядок контроля за трансграничным перемещением опасных отходов.
Во исполнение упомянутого Федерального закона Правитель- ство РФ постановлением «О первоочередных мерах по выполне- нию Федерального закона «О ратификации Базельской конвен- ции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 01.07.95 № 670 запретило импорт опасных отхо-
дов с целью их захоронения или сжигания на территории Россий- ской Федерации.
В целях выполнения обязательств по Базельской конвенции и обеспечения государственного регулирования трансграничных пе- ревозок опасных отходов в Российской Федерации с учетом тре- бований экологической безопасности Правительство РФ постанов- лением «О государственном регулировании и контроле трансгра- ничных перевозок опасных отходов» от 01.07.96 № 766 утвердило «Положение о государственном регулировании трансграничных пе- ревозок опасных отходов» и ввело его в действие с 01.01.97.
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международ- ное значение (Рамсаарская конвенция). Эта Конвенция была под- писана Правительством СССР 02.02.71. В ее текст вносились по- правки Протоколами от 03.12.82 и 22.05.87. На территории Рос- сийской Федерации Рамсаарская конвенция была введена 01.02.92. Она направлена на охрану водно-болотных угодий, их флоры и фауны. Это районы болот, фенов, торфяных угодий или водо- емов (естественных или искусственных, постоянных или времен- ных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соле- ных, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров). Во исполнение положений Кон- венции Правительство РФ приняло Постановление «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вы- текающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве место- обитаний водоплавающих птиц от 2 февраля 1971 года» от 13.09.94 № 2395.
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Эта Конвенция была подписана Правительством СССР 03.03.73 в Вашингтоне и рати- фицирована 08.09.76. Она направлена на защиту некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации в международ- ной торговле.
Во исполнение положений Конвенции Правительство РФ при- няло Постановления «О мерах по обеспечению выполнения обяза- тельств российской стороны, вытекающих из Конвенции о меж- дународной торговле видами дикой фауны и флоры, находящи- мися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года» от 13.09.94 № 1051 и «Об оговорках по видам диких животных, включенных в Приложения I и II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года» от 07.04.95 № 318. Перечень редких и находя- щихся под угрозой исчезновения видов животных, продажа изде- лий из шкур которых запрещена, утвержден приказом Минприро- ды России от 27.06.94 № 202 и зарегистрирован в Минюсте России 13.07.94 №632.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отхо- дов и других материалов (Лондонская конвенция). Эта Конвенция была подписана 29.12.72, ратифицирована СССР 15.32.75. Она ка- сается специальных проблем прямого загрязнения морских экоси- стем. Участники Лондонской конвенции договорились способство- вать эффективной борьбе с источниками загрязнения морской среды и обязались принимать все возможные меры для предотвра- щения загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, которые могут повредить живым ресурсам и жизни в нем, нанести ущерб зонам отдыха или препятствовать другим законным видам использования. В первую очередь, это относится к хлорорганичес- ким соединениям, ртути и ее соединениям, кадмию и его соеди- нениям, сырой и топливной нефти, тяжелому дизельному топли- ву и смазочным маслам, гидравлическим жидкостям, а также сме- сям, содержащим любые из этих веществ.
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязните- лях. Эта Конвенция была подписана 92 государствами и Европей- ским сообществом на церемонии, состоявшейся 23.05.01. Россия приняла решение подписать Конвенцию 18.05.02. Цель ее заклю- чается в охране здоровья человека и окружающей среды от стой- ких органических загрязнителей. Участники Конвенции намети- ли меры по сокращению или устранению выбросов стойких орга- нических соединений в результате преднамеренного производ- ства и использования. Каждая сторона, подписавшая Конвенцию, разрабатывает и реализует план выполнения обязательств по со- кращению или устранению выбросов стойких органических со- единений.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАRРОL 73/78). Участники Конвенции обязу- ются осуществлять положения настоящей Конвенции и тех прило- жений к ней, которыми они связаны, в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества. Международная конвенция по пред- отвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. с поправками (Конвенция МАRРОL 73/78), до сих пор яв- ляется самым честолюбивым международным соглашением по снижению загрязнения моря. Она касается не только нефти, но и всех других видов загрязнения вод. Основные технические меро- приятия были представлены в шести действующих приложениях к конвенции.
Приложение I. Предотвращение загрязнения нефтью. Важный момент в Конвенции 1973 г. — «специальные зоны», которые считались настолько ранимыми, что в их пределах нефтяные выб- росы категорически запрещались с точно определенными исклю- чениями. Основными «специальными зонами» являются: Среди- земное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское,
Кельтское, Карибское моря, Английский канал с подходами и др. Все танкеры должны быть оснащены системой хранения не- фтяных отходов Load оn Тор. Новые танкеры (т. е. контракт на строи- тельство которых заключен после 31.12.75) дедвейтом до 70 000 т и выше должны быть оснащены отдельными балластными танками. Объем этих танков обеспечивает нормальную осадку судна без заполнения их балластной водой. Каждое судно должно иметь план борьбы с загрязнением нефтью в аварийных ситуациях. Важным новшеством, принятым в 1978 г., явилась промывка сырой не- фтью (СОW), разработанная нефтяной промышленностью и обес- печившая значительные преимущества. По СOW емкости промы- вают не водой, а неочищенной нефтью, т.е. материалом самого груза.
В 1999 г. на 43-м заседании Комитета по защите морской окру- жающей среды (MЕРC) были приняты правила, по которым суда, перевозящие трудно разлагающиеся виды нефтепродуктов (напри- мер, мазуты), включаются в список судов, к которым предъявля- ют более строгие требования, например, как к танкерам с сырой нефтью. Дополнения, вступившие в силу 01.01.01, связаны с пра- вилом 13G Приложения I. По нему существующие и новые танке- ры должны иметь двойные борта.
Приложение II. Контроль загрязнения, причиненного вредны- ми жидкостями. Оно уточняет критерии разливов и мероприятия по контролю за загрязнениями, причиненными вредными жид- костями, перевозимыми навалом. Около 250 веществ были клас- сифицированы и введены перечнем в приложение к Конвенции. Сброс этих веществ или их смесей допускается только в прием- ные устройства. Сброс любых смесей с содержанием вредных ве- ществ запрещен на расстоянии до 12 миль от берега. Более стро- гие требования приняты для районов Балтийского и Черного морей.
Приложение III. Предотвращение загрязнения, причиняемого вредными жидкостями, перевозимыми в упакованном виде или во фрахтовых контейнерах, в перемещаемых емкостях или в авто- транспортных и железнодорожных цистернах. Это приложение со- держит общие требования для определения стандартов по упа- ковкам, маркировке, этикеткам, документации, погрузке, огра- ничению количества, исключениям и заявлениям в целях пред- отвращения загрязнения в результате сброса и выброса вредных веществ.
Приложение IV. Предотвращение загрязнения, причиненного сточными водами. Приложение согласовано 73-я странами, на чью долю приходится 42,6 % общемирового тоннажа морских судов.
Приложение V. Отходы. Это приложение относится к разным ви- дам отходов и определяет расстояния от берега и способ возмож- ного их удаления. Для "специальных зон" требования более стро-
гие. Основное требование данного приложения — запрет на удале- ние с судна любого вида пластмассовых изделий.
Приложение VI. Предотвращение загрязнения воздуха судами. Введено в состав Конвенции в 1997 г. и направлено на ограниче- ние выбросов соединений серы и азота с судов. Также это прило- жение запрещает выброс веществ, уничтожающих озоновый слой. В состав Приложения VI входит общемировой максимум (4,5 %) содержания серы в топливе. Суда обязаны установить систему газо- очистки или использовать любую другую технологию по ограниче- нию выбросов соединений серы и азота. На всех видах судов запре- щается установка оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества.
Страны, которые ратифицировали Конвенцию, обязаны согла- совать только Приложения Т и II.
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года (Конвенция об ответствен- ности 1992 года). Настоящая Конвенция применяется по отноше- нию к ущербу от загрязнения, причиненному на территории дого- варивающегося государства, включая его территориальное море и исключительную экономическую зону, установленную в со- ответствии с международным правом. В ней оговариваются пред- упредительные меры для предотвращения или уменьшения такого ущерба. Конвенция денонсирована Федеральным законом «О при- соединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об из- менении Международной конвенции о гражданской ответствен- ности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции...» от 02.01.2000 №26-ФЗ.
Собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причинен- ный судном. Никакой иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к собственнику судна иначе, как в соот- ветствии с настоящей Конвенцией. Если происходит инцидент, связанный с двумя или более судами, в результате которого при- чиняется ущерб от загрязнения, собственники всех причастных к нему судов несут солидарную ответственность за всю совокупность убытков.
Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года (Конвен- ция о фонде 1992 года). Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 г. создан для обеспечения ком- пенсации ущерба от загрязнения в той мере, в какой защита, пре- доставляемая по Конвенции об ответственности 1992 г., является недостаточной. Фонд обязан выплатить компенсацию любому липу, понесшему ущерб от загрязнения, если оно не могло получить
полное и достаточное возмещение ущерба на основании Конвен- ции. Он предоставляет кредит на осуществление предупредитель- ных мер против ущерба от загрязнения, в отношении которого может быть привлечен к выплате компенсации.
Международная конвенция относительно вмешательства в от- крытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью. Прибрежные государства, присоединившиеся к Конвенции, мо- гут принимать меры, необходимые для предотвращения, умень- шения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вслед- ствие морской аварии или действий, связанных с такой аварией. Действие Конвенции не распространяется на военные корабли. Меры, принимаемые прибрежным государством, должны быть соразмерны действительно причиненному или угрожаемому ущер- бу. При осуществлении прибрежным государством права прини- мать меры должны соблюдаться следующие условия:
до принятия каких-либо мер прибрежное государство должно консультироваться с другими государствами, интересы которых затронуты морской аварией;
оно должно без промедления известить о предполагаемых ме- рах физические или юридические лица, которые будут ими затро- нуты;
до принятия каких-либо мер прибрежное государство может консультироваться с независимыми экспертами, выбираемыми из списка, который ведется ООН;
в случаях, требующих немедленного принятия мер, прибреж- ное государство может принимать меры без предварительных из- вещений или консультаций или продолжения уже начатых кон- сультаций.
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года. Эта Конвенция содержит требования по проведению предупредитель- ных и предохранительных мер во избежание загрязнения нефтью, Суда должны иметь на борту план чрезвычайных мер по борьбе с ним. Капитаны обязаны безотлагательно сообщать о любом собы- тии, связанном с их судном и повлекшем сброс нефти, или ситуа- ции, которая может привести к подобному исходу.
Каждое государство должно образовать национальную систему срочной и эффективной борьбы с инцидентами, вызывающими загрязнение нефтью. Эта система должна включать в себя:
национальный орган, ответственный за обеспечение готовнос- ти и за реагирование на загрязнение;
национальный оперативный пункт, который отвечает за полу- чение и передачу сообщений о загрязнении нефтью;
орган, который имеет право от имени государства обращаться за помощью или принимать решения об оказании помощи при поступлении просьбы о ней;
национальный план чрезвычайных мер по обеспечению готов- ности и реагированию.
Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (Хель- синкская конвенция). Она была подписана в марте 1974 г. предста- вителями прибрежных стран Балтики: ГДР, Данией, Польшей, СССР, Финляндией, ФРГ, Швецией — и вступила в силу в мае 1980 г. Хельсинкская конвенция стала первым международным со- глашением, затрагивающим все источники загрязнений, располо- женные на побережье (точечные и диффузные), в море (морские суда), а также атмосферу. В 1992 г. обновленная Конвенция была подписана всеми странами Балтийского моря и Комиссией Евро- пейского экологического сообщества.
Хельсинкская конвенция занимает особое положение в си- стеме международного права в области охраны окружающей сре- ды. Она направлена на гармонизацию национального развития с учетом региональных проблем охраны окружающей среды бас- сейна Балтийского моря на принципах согласованности. Осно- вополагающий принцип Хельсинкской конвенции — снижение вероятности загрязнения окружающей среды за счет изменения технологических, управленческих и иных форм природопользо- вания.
Общепризнанно, что это одно из самых успешных межрегио- нальных соглашений такого рода. Хельсинкская конвенция имеет мощную методологическую базу и свои концептуально-програм- мные подходы, обеспеченные исполнительными структурами и финансовыми ресурсами как на национальном, так и наднацио- нальном уровнях. Ее рабочим органом является Хельсинкская ко- миссия (ХЕЛКОМ). За время ее работы разработано более 100 рекомендаций, требования которых должны соблюдаться в регионе.
Реализация положений Хельсинкской конвенции предусматри- вает как внедрение в хозяйственную практику рекомендаций ее исполнительных органов, так и осуществление взаимного контро- ля по согласованным принципам.
Постановлением Правительства РФ «Об одобрении Конвен- ции по защите морской среды района Балтийского моря» от 15.10,98 № 1202 принято предложение Государственного коми- тета РФ по охране окружающей среды об одобрении Конвен- ции.
Сотрудничество между Балтийскими странами обеспечило зна- чительное улучшение качества окружающей среды. К 1988 г. были обозначены основные экологические проблемы Балтийского моря. Среди основных наземных источников загрязнений были выделе- ны: муниципальные и промышленные сточные воды, загрязнения от сельского хозяйства. Большое количество загрязнений в мор- скую среду поступало также и с дождевыми стоками.
Проблема охраны окружающей среды в странах Балтийского региона является центральной в работе ХЕЛКОМ. Она много- аспектна и имеет отчетливо техноэкономический характер. В со- ответствии с положениями Конвенции приоритет в природо- охранных мерах отдается снижению нагрузок от загрязнения био- генными элементами, солями тяжелых металлов и токсичными органо-галогенными соединениями и развитию международного сотрудничества в природоохранной сфере во имя возрождения экологического равновесия в Балтийском море. По инициативе ХЕЛКОМ за период действия Конвенции был принят ряд важ- ных двусторонних и многосторонних соглашений, конкретизи- ровавших обязанности стран-участниц по решению экологиче- ских проблем Балтики.
Министерская декларация (1988) установила цель каждой Бал- тийской страны достичь к 1995 г. 50%-го сокращения сброса всех загрязнений и обеспечить тем самым начало восстановления эко- логического баланса Балтийского моря. Было разработано и при- нято более 40 рекомендаций ХЕЛКОМ, главным образом, для то- чечных источников загрязнений.
Международная конференция премьер-министров (1990) прошла в Роннебю, где была принята Декларация Балтийского моря, вклю- чающая основные принципы и приоритетные действия, направ- ленные на улучшение состояния окружающей среды Балтийского моря. Исполнительным советом ХЕЛКОМ (High Level Task Forse) была разработана «Балтийская совместная всеобъемлющая програм- ма природоохранных мер» (Ваltiс Sеа Joint Сотрrеhепsive Епvirоптепtа1 Асtion Рrogrатт, JСР), связывающая общие приро- доохранные приоритеты с возможностями мобилизации финан- совых источников как на национальном, так и на международном уровнях.
Дипломатическая конференция (1992) была посвящена подпи- санию обновленной Хельсинкской конвенции всеми Балтийски- ми странами и Комиссией Европейского экологического сооб- щества. Все страны подтвердили свои обязательства по выполне- нию JСР и утвердили ее. Она предоставила уникальную Программу для всех приоритетных природоохранных проектов региона Бал- тийского моря. Были идентифицированы 132 наиболее значимых источников загрязнений, так называемых "горячих точек", из них 19 — в России. По каждой «горячей точке» была разработана кон- кретная программа действий и оценены необходимые инвести- ции с учетом внутренних и внешних источников финансирова- ния.
Министерское заседание (1994) было организовано для оценки прогресса в выполнении Министерской декларации и рекоменда- ций ХЕЛКОМ. На заседании были отмечены определенные успехи в снижении загрязнений от производственного сектора, в основ-
ном при очистке сточных вод, от городского хозяйства и транс- порта и констатировалось отсутствие улучшения в сельском хозяй- стве.
Министерская сессия (1998) подтвердила сохранение цели, по- ставленной Министерской декларацией 1988 г., — 50%-ное со- кращение сброса загрязнений в Балтийское море. Основное вни- мание при этом уделялось токсичным или устойчивым органи- ческим соединениям, тяжелым металлам и биогенным элемен- там. Министры и участники заседания отметили достижения в выполнении Программы JСР, в том числе ликвидацию 15 «горя- чих точек» и активную деятельность, ведущуюся по 82 из 117 оставшихся объектов. Сессия обратила внимание на значитель- ный прогресс в области:
сокращения сброса хлорорганических загрязнений;
резкого снижения выбросов свинца в атмосферу от автотранс- порта;
восстановления популяций некоторых исчезающих видов мор- ских организмов.
Тем не менее, учитывая, что 50%-го сокращения сброса загряз- нений не было достигнуто, Сессия обратила особое внимание на следующие проблемы:
значительную эвтрофикацию Балтийского моря за счет высо- ких сбросов биогенных элементов;
относительно высокие концентрации тяжелых металлов и устой- чивых органических соединений в водах Балтийского моря;
имеющиеся случаи незаконных сбросов в море загрязнений с судов.
Международные конвенции вступают в силу на территории Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные в них или согласованные при подписании. В случае обязательности их действий на территории Российской Федерации они принима- ются в форме федерального закона.
В Российской Федерации ратифицированы следующие между- народные конвенции на основе принятия соответствующих феде- ральных законов, уже вступивших в силу.
«О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата» от 04.11.94 № 34-ФЗ.
«О ратификации Базельской конвенции о контроле за транс- граничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
«О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» от 17.02.95 № 16-ФЗ.
«О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике» от 24.05.97 № 79-ФЗ.
5. «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о создании
Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года и денонсации Российской Федерацией Между- народной конвенции о создании Международного фонда для ком- пенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года» от 02.01.2000 № 26-ФЗ.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением