logo search
Региональная

5. Подземные воды.

Ведение мониторинга подземных вод в условиях криолитозоны севера Западной Сибириосуществляется на локальном (объектном) уровне. Территориальный уровень действует лишь вчасти сбора информации с мест. В состав мониторинговых наблюдений, как на городских, так ина одиночных водозаборах входят, как правило, систематические наблюдения за водоотбором,положением динамического уровня, химическим составом подземных вод, техническимсостоянием скважин и зон санитарной охраны. Не учитывается один из важнейших факторов,влияющих на качество и состав подземных вод территории севера Западной Сибири, – этодинамика состояния многолетнемерзлых пород, особенно их деградация в связи с потеплениемДля ряда городских водозаборов (по данным Иванова Ю.К., Бешенцева В.А.) характернодостаточно быстрое снижение качества подземных вод. Например, за пять лет на водозаборе г.Губкинский произошло снижение рН с 6,8 до 5,8, а концентрация железа при этом возросла с 4 до 6 мг/л. Концентрация рассеянных микроэлементов в подземных водах контролируетсяадсорбцией и ионным обменом на природных сорбентах и ионитах, поддерживающимисодержание рассеянных микроэлементов в питьевых подземных водах на низких уровнях иобусловливающих самоочищение подземных вод. В пределах криолитозоны основнымисорбентами являются мерзлые и талые глинистые породы. При техногенном растеплениимерзлых пород, образовании и росте таликовых окон происходит принципиальная перестройкамерзлотного сорбционного барьера. Учитывая тот факт, что в формировании ресурсовподземных вод на территории севера Западной Сибири резко преобладает роль болотногоинфильтрационного питания, интенсивный водоотбор приводит к подтягиваниюнекондиционных надмерзлотных вод через таликовые окна. Таким образом, водозаборныесооружения в зоне распространения многолетнемерзлых пород находятся в особых условиях,когда одним из факторов защищенности подземных вод является состояние мерзлых пород,представляющими собой ионообменные экраны-фильтры.

В программу ведения мониторинга в условиях криолитозоны рассматриваемого региона,кроме предусмотренных наблюдений за гидрогеодинамическим и гидрогеохимическимрежимами подземных вод, должны быть включены методические указания по систематическомунаблюдению за температурными условиями пород, воды на устье скважин и за балансовымрежимом в пределах области формирования эксплуатационных запасов. Все это позволитустановить зависимости мерзлотных и гидрогеологических параметров и прогнозировать изменение качества воды.

Томский подземный водозабор.

Ресурсы подземных вод - одно из основных богатств Томской области. Для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских населенных пунктов области используются воды палеогеновых отложений и только на юге - протерозойско-палеозойских образований. Доля подземных вод в балансе водоснабжения области почти 100 %. Общее количество прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод, по последней оценке их обеспеченности населения (2000 г.), составляет 38,8 млн. м3/сут при расчетной потребности в питьевой воде 0,33 млн.3/сут.

Степень разведанности прогнозных ресурсов подземных вод невысокая. На территории Томской области разведано 48 месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, 14 месторождений подземных вод для технического водоснабжения и 4 месторождения минеральных подземных вод. Общая сумма оцененных эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет 1170,6 тыс. м3/сут, из них с утвержденными запасами 1049,5 тыс. м3/сут.

Минеральные подземные воды пока ограниченно используются в бальнеоло-гическом лечении и для розлива питьевых столовых и лечебно-столовых вод. Наряду с углеводородным сырьем и твердыми полезными ископаемыми минеральные подземные воды при их дальнейшем освоении могут стать важнейшей составляющей для развития экономики области.

Практически не применяются в области термальные воды. Они широко распространены в меловых и юрских отложениях нижнего водоносного этажа и доюрских образованиях фундамента. Как теплоэнергетическое сырье, термальные воды наиболее продуктивны в центральной части территории области, где их температура на изливе составляет 70 С и выше. По оценке потенциальных эксплуатационных ресурсов, проведенной в 80-х годах прошлого века, запасы этого сырья только по горизонтам меловых отложений достигают 4037 тыс. м3/сут.

Подземные воды глубоких горизонтов содержат в высоких концентрациях стронций, литий, йод, бром, калий, бор и могут рассматриваться в качестве гидроминерального сырья. Они распространены почти повсеместно и могут быть использованы при наличии соответствующих технологий для попутного извлечения ряда ценных элементов.

подземные воды Томской области часто содержат трудно удаляемые примеси, они являются малопригодными для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Поэтому вопрос сохранения кондиционных вод региона в условиях их постоянно возрастающего загрязнения приобретает особое значение.

Одно из крупнейших месторождений питьевых подземных вод Томской области, месторождение Томское, расположенное в северной части Обь-Томского междуречья.

Томское месторождение подземных вод непрерывно эксплуатируется с декабря 1973г. подземным водозабором. Уже в течение первого десятилетия эксплуатации Томского месторождения наметились небольшие изменения в качестве вод эксплуатируемого водоносного горизонта, что вполне естественно, учитывая происходящие гидродинамические изменения. Так, помимо изменений в микрокомпонентном составе подземных вод эксплуатируемого горизонта, на некоторых участках были отмечены тенденции к изменению макрокомпонентного состава, и даже геохимического типа подземных вод (с гидрокарбонатно-кальциевого на хлоридно-гидрокарбонатный натриево-кальциевый за счет «подтягивания» из нижележащих горизонтов хлоридно-натриевых минерализованных вод). Кроме того, было отмечено усиление вертикальной фильтрации близповерхностных вод на глубину, что привело к углублению, обмелению и даже осушению ряда мелких рек, болот и водоемов, расположенных в зоне максимального влияния водозаборного сооружения, а также к трансформации ландшафтов.

Ресурсы и качество подземных вод.

Для обеспечения населения питьевой водой используются подземные воды. Общее количество прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод по Томской области составляет 38,8 млн. м3/сут, из них надёжно защищённых - 31,6 млн. м3/сут, при общей потребности населения в питьевой воде 0,33 млн. м3/сут. Степень разведанности ресурсов подземных вод невысокая. По состоянию на 01.01.2005 г. на территории Томской области разведано 42 месторождений пресных подземных вод и 4 минеральных.

Общая сумма оцененных эксплуатационных запасов подземных вод по категориям А+В+С1 составляет 1154,625 тыс.м3/сут, из них 1048,93 тыс.м3/сут утверждены в ГКЗ или ТКЗ, а 105,695 тыс.м3/сут приняты к сведению НТС.

Из 42 разведанных месторождений пресных подземных вод эксплуатируются только 24. Наибольшее число разведанных месторождений (28) приходится на палеогеновый водоносный комплекс, широко используемый для водоснабжения в Томской области. На юге области основным источником водоснабжения являются воды зоны трещиноватости палеозойских образований. Воды неоген-четвертичных отложений используются редко и преимущественно для водоснабжения в сельской местности.

Несмотря на то, что потребность в хозпитьевой воде почти всех районных центров области обеспечена эксплуатационными запасами, в 9 из 16 районов они не освоены и водоснабжение населения осуществляется из одиночных водозаборных скважин, работающих на неутвержденных запасах.

Качество подземных вод в естественных природных условиях по ряду таких показателей как содержания железа, марганца, в отдельных случаях - фенолов, азотсодержащих веществ, нефтепродуктов, а в ряде северных районов - водорастворенных газов (сероводород, метан), не отвечает требованиям СанПин 2.1.4.559-96 . В бактериологическом отношении воды, как правило, удовлетворяют существующим требованиям.

При соответствующей водоподготовке некондиционные по качеству воды могут быть доведены до норм ГОСТа, однако, в области специальная водоподготовка перед подачей питьевой воды населению проводится только на крупных водозаборах. На более мелких и большинстве децентрализованных водозаборах она, как правило, примитивна, а на одиночных эксплуатационных скважинах вообще отсутствует. В этих случаях население использует для удовлетворения своих нужд неочищенную воду.

Федеральная программа» Питьевая вода»

Цели программы.

Одной из основных задач государства является сохранение и поддержание состояния здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества. При этом безопасность питьевого водоснабжения является одной из главных составляющих безопасности населения. Как следует из предыдущего раздела, ситуация с питьевым водоснабжением в России неблагополучная.

Главной целью Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" является бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей населения России в питьевой воде в необходимом количестве с качеством, соответствующим нормативам физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-питьевых нужд. При этом методы и средства снабжения населения питьевой водой разрабатываются применительно к региональным особенностям и экономически-финансовым возможностям региона.

Разработку программы нужно проводить с учетом следующих, новых для России факторов:

- Изменение ответственности за водоснабжение между регионами и федеральным центром и, соответственно, схем финансирования, появление частных операторов на рынке водоснабжения.

- Заметное увеличение доли коттеджной застройки вблизи крупных городов.

Расширяющееся использование альтернативных технологий питьевого водоснабжения, в частности бутилирование воды.

- Внедрение новых технологий производства питьевой воды в системах централизованного водоснабжения, что в десятки раз удорожает ее стоимость.

- Стремление России к тесной кооперации с Европейским Союзом, развитие экономики и коммунального хозяйства с учетом европейских требований.

Всё выше сказанное подтверждает актуальность разработки новой Целевой программы обеспечения населения городов и поселений России питьевой водой.

Основные этапы реализации федеральной программы.

Цели разрабатываемой Программы определяются на ближайший, среднесрочный и долгосрочный периоды.

Особенностью данной Программы является дифференцированный подход каждого города и поселения России к реализации этапов Программы и достижению конечной цели в зависимости от сложившейся ситуации с системой водоснабжения и водоотведения, ее техническим состоянием, качеством воды в источнике водоснабжения и его водообеспеченностью, а главное - финансово-экономического состояния предприятий ВКХ и городского промышленного комплекса.

Каждый город на основании методических разработок Федеральной программы, перспективы развития города и его инфраструктуры должен разработать свою программу для поэтапного достижения поставленной конечной цели - гарантированного обеспечения населения водой в требуемом количестве и качестве.

На каждом этапе Программы определяются свои цели и решаются задачи их организационно-технического, правового и финансового обеспечения.

На первом этапе основной целью является решение задачи обеспечения населения питьевой водой для физиологических и санитарно-гигиенических нужд в тех городах и поселениях России, где имеет место катастрофическое положение с обеспечением населения питьевой водой, обусловленное неудовлетворительным состоянием водоисточников, систем водоснабжения, техногенными проблемами и т.п.

Для экстренного решения задачи первого этапа разрабатываются первоочередные мероприятия, позволяющие обеспечить население питьевой водой как минимум по нормативам МЧС при любых климатических и аварийных обстоятельствах с определением конкретных затрат, источников финансирования, сроков реализации.

Для обеспечения требуемого качества питьевой воды на данном этапе может быть использована бутилированная вода, индивидуальные средства очистки воды. К первоочередным целям (2-3 года) рекомендуется относить мероприятия по повышению финансово-экономической эффективности предприятий ВКХ с проведением институциональных преобразований, разработкой и внедрением необходимого нормативно-правового обеспечения.

Существующие финансовые ресурсы целесообразно использовать на повышение эффективности управления и снижение эксплуатационных затрат, выполнение демонстрационных работ по обеспечению водомерными устройствами, внедрению систем автоматики, компьютеризацию основных структур управления, детальное обследование сетей и ремонт наиболее изношенных участков, разработку конкретных инвестиционных проектов и поиск источников инвестирования.

При низком качестве воды (существовании доказанного риска для здоровья) оптимальным представляется внедрение системы сертифицированных фильтров доочистки, подобранных оптимально к данному источнику. При этом требуется определить реальные показатели, по которым наблюдается несоответствие нормативам и рекомендовать основную технологию доочистки. Для малоимущего населения организуются пункты общественного разбора, в среднем один на 250-1000 человек (в зависимости от плотности застройки и проживания).

Основная задача этапа срочных мероприятий - решение наиболее срочных проблем обеспечения физиологических потребностей населения водой питьевого качества недорогими методами и подготовка основы для долгосрочного инвестирования.

С целью определения стратегии финансирования отрасли на первом этапе должны быть решены вопросы финансово-экономического развития с привлечением в отрасль инвестиций, включая частное финансирование, ускорение введения договорных отношений, создание условий для привлечения частного сектора к финансированию коммунальной инфраструктуры.