9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
Термином «стратегическая экологическая оценка», являющим- ся официальным переводом англоязычного понятия Strategic Enviroптепtа1 Аssеssтепt (SЕА), обозначают применение принци-
пов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, чем решения о создании конкретных единичных объектов. Стратеги- ческая ЭО способствует рассмотрению экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии при- нятия решений. Она представляет собой систематический процесс выявления и учета экологических факторов при возможной реали- зации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ. Еще в 1996 г. Экономическая комиссия ЕС одобрила применение стратегической ЭО при разработке планов и программ, связанных с землепользованием в таких областях, как энергетика, обраще- ние с отходами, добыча полезных ископаемых и транспорт, а с 2001 г. в соответствии с Директивой 2001/42/ЕС этот перечень зна- чительно расширился за счет сельского, водного и лесного хозяй- ства, рыболовства, промышленности, телекоммуникаций, туриз- ма, городского и сельского планирования.
Термин «стратегические документы» охватывает всю совокуп- ность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объек- тов. Как правило, между ними предполагаются иерархические от- ношения — разработка, например, интегрированного стратеги- ческого плана развития района должна опираться на более общие решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом ре- зультаты, полученные в ходе оценки стратегических документов, могут использоваться при экологической оценке проектов, выте- кающих из них. Результаты стратегической ЭО могут содержать ука- зание на потенциальные проблемы, которые должны быть осо- бенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные условия и т. п.
В России наибольшее распространение получили крупные науч- но-технические и целевые программы федерального и региональ- ного уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных проектов, объединенных географической, отраслевой или какой- либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой «пирами- ды», на котором принимаются наиболее частные и детальные ре- шения, рассматривается уровень конкретных проектов.
В качестве иллюстрации сошлемся на Республиканскую целевую про- грамму «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Рес- публики Карелия на 2000 — 2002 — 2010 гг.». В Программе рассмотрены пер- спективы освоения недр и развития горных предприятий республики в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Респуб- лики Карелия на период 1999 — 2002—2010 гг.
Программой намечается значительно увеличить объемы производства действующих горных предприятий (строительный щебень, облицовочные блоки и изделия, полевошпатовая и шунгитовая продукция), освоить семь новых видов продукции (хромовый, ильменитовый, ванадиевый, нике- левый, тальковый и кианитовый концентраты, золото) и выявить про- мышленные месторождения алмазов.
Естественно, что в Программе такого уровня не может быть выполне- на оценка воздействия прогнозируемой горнопромышленной деятельно- сти на окружающую среду, поскольку детальная проработка этих вопро- сов возможна лишь в рамках конкретных технических проектов. Поэтому в ней рассматриваются экологические ограничения планируемой деятель- ности и приводятся оценки возможных видов и уровней техногенных воз- действий на окружающую среду и здоровье населения.
Предметом стратегической ЭО могут быть проекты таких стра- тегических документов, как:
законы и другие нормативные акты, в том числе международ- ные соглашения;
планы развития отдельных отраслей;
целевые программы, направленные на решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбережения);
территориальные планы и схемы развития;
схемы землепользования.
Основной целью стратегической ЭО является обеспечение вы- сокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчи- вому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения ЭО планам и программам, которые могут иметь зна- чимые воздействия на окружающую среду.
Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих главных задач.
Установление экологических ограничений для будущего раз- вития проектов. Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оцен- кой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспе- чить учет экологических факторов на всех уровнях принятия реше- ний, а не только на проектном уровне.
Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого-несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы. Воз- вращаясь к примеру Республиканской минерально-сырьевой про- граммы Карелии, где отмечена необходимость укрупненной оцен- ки техногенного воздействия всей горной промышленности, при- ходится констатировать, что степень генерализации все же недоста- точна для получения представления о будущем уровне нагрузки на природные системы, так как изолированно рассматривается воз- действие только горнорудной отрасли вне контекста с остальными антропогенными источниками (предприятия лесного комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности, жилищно-коммунально- го хозяйства, транспорта, энергетики). Видимо, высшим уровнем СЭО в этом случае была бы некая федеральная программа (напри- мер, Концепция устойчивого развития России).
3. Выявление столкновения интересов и предупреждение воз- никновения конфликта между группами землепользователей и жителями муниципальных образований.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением