logo search
Питулько учебник

7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес

Планирование проектов развития является длительным, слож- ным и многосторонним процессом. Чтобы привести проект к за- вершению, предстоит обосновать многочисленные технические решения и получить целый ряд согласований:

  1. перед запуском процедуры ОВОС принимаются решения относительно целей проекта;

  2. в следующей стадии планирования, при подготовке ЗВОС, рассматривается несколько альтернатив, после их сравнения обо- сновывается выбор. Уровень информации в ЗВОС, однако, явля- ется обычно весьма региональным, поскольку оформление участ- ка и планы строительства разрабатываются более подробно уже на следующей стадии проекта (сопровождаемой собственно ОВОС) и в ходе строительства;

  3. при подготовке ОВОС особо внимательно анализируются технические решения, которые могут иметь серьезные последствия для окружающей среды. ОВОС — циклический процесс планиро- вания, в ходе которого проект становится все более ясно оформ- ленным. Диапазон альтернатив становится более узким, привлека- ется более детальная информация о воздействиях. Принципиаль- ное значение для окружающей среды имеет выбор местоположе- ния. Этот выбор часто необратим и определяет главные послед- ствия для окружающей среды, поскольку использование и свой-

ства застраиваемой области будут изменены. Как только проект реализован, очень трудно устранить произошедшее вмешательство; 4) существенные изменения среды обитания произойдут во время строительства. Впоследствии их можно только компенсиро- вать или смягчить. В дополнение к таким необратимым воздействи- ем, вызванным физическим присутствием объекта, есть и другие воздействия, вызванные строительством и эксплуатацией: шум, снижение качества воздуха, загрязнение почвы и водотоков (вы- пуски сточных вод), угнетение флоры и фауны (фактор беспокой- ства), а также социальные проблемы (дискомфортностъ прожива- ния). Возможности для вмешательства в такие воздействия более широки; коррекция воздействий может смягчить или компенси- ровать их.

Проиллюстрируем на примере развития транспортной инфра- структуры в Нидерландах процесс прохождения проекта по пра- вилам ЕС на всем его пути: от формулировки стратегического за- мысла до эксплуатации объекта.

Национальная политика. Национальный план развития транс- порта (NWP) устанавливает стратегическую политику до 2020 г. Этот план координирует политику развития транспорта непосред- ственно с секторами планирования водного хозяйства, региональ- ного экономического развития и управления охраны окружающей среды. Кроме того, NWР содержит список главных проектов инф- раструктуры, предлагаемых для реализации. На этом этапе: осуществляется постановка проблемы, формулируются страте- гические цели;

определяются ограничения;

обосновывается поддержка политики при реализации проекта; показывается взаимосвязь проекта с главными программами развития.

Инициативная деятельность. Каждый год Министерство транс- порта готовит Программу М1Т — Программу перспективных дей- ствий по развитию инфраструктуры и транспорта, конкретизиру- ющую выполнение NWP и прописанную в бюджете Министерства транспорта. В ней предусматриваются: проведение рекогносцировочных исследований;

описание мотивации деятельности, планируемой в будущем проекте, и ее цели;

выбор главных структурных частей проекта; альтернативы строительству (например, интенсификация ис- пользования существующих мощностей), сравнительная оценка стоимости вариантов; оценка приоритетности проекта.

Сначала региональное подразделение Министерства транспор- та, которое действует как разработчик ОВОС, составляет уведом- ление о намерении, описывающее общую схему предложенного

проекта развития и определяющее объем исследований по ОВОС На этом заканчивается первый круг консультаций и обществен- ных обсуждений для определения маршрута будущей трассы.

Разработка проекта. В следующей стадии процесса планирова- ния региональное подразделение Министерства транспорта гото- вит план трассы и инфраструктуры (маршрутный план), в кото- ром проектное предложение и его альтернативы рассмотрено с точки зрения ОВОС. Обычно рассматривается несколько альтер- нативных маршрутов. В дополнение часто разрабатываются более детальные варианты для определенных узких мест. Маршрутный план обращает внимание не только на ОВОС, но также и на орга- низацию движения, пространственные и социально-экономичес- кие соображения. Этот план — основание для второго круга обсуж- дений, в ходе которых министр транспорта вместе с министром окружающей среды выбирает предпочтительную альтернативу. Впос- ледствии проект разрабатывается более подробно и направляется на третье общественное обсуждение, после которого министры утверждают маршрут.

После этого заключительного решения соответствующие про- винциальные и муниципальные власти должны включить марш- рут в их региональные планы и планы использования земли соот- ветственно. В проекте приводятся:

описание предварительного замысла;

предложения по размещению;

разработка предпочтительной альтернативы;

смягчающие и компенсационные меры;

расчет стоимости проекта.

Выполнение проекта. Составив рабочие проекты, получив зем- леотвод и перенеся его в натуру, оформив необходимые разреше- ния, региональное подразделение Министерства транспорта на- конец может начать строительство. На этой стадии одновременно начинается мониторинг, касающийся положений ОВОС проекта, а также подготавливается программа эксплуатационного монито- ринга, который обязателен в соответствии с голландским законо- дательством по проведению ОВОС. На этой стадии выполняются:

детальная проработка технических решений;

перенос проекта в натуру;

получение экологических разрешений (согласований);

уточнение смягчающих и компенсационных мер.

Строительство и эксплуатация. Строительство осуществляется по графику, выполнение которого контролируется соответствующим управлением Министерства транспорта. В качестве послепроектных мероприятий исполнителем проекта подготавливаются Програм- мы экологического менеджмента на период эксплуатации.

Министерство транспорта Голландии в лице специального под- разделения — Генеральной дирекции общественных работ и уп-

равления водным хозяйством — в процедуре ОВОС транспортной инфраструктуры является и компетентной полномочной властью, и заказчиком, и разработчиком. В пределах министерства имеется строгое разделение ролей и обязанностей. Оно непосредственно выполняет ОВОС, определяет планируемый уровень ОВОС конк- ретного проекта (более 25 % всех ОВОС выполнено здесь, одно- временно рассматривается до 80 проектов на сумму 6 млрд евро в год). В работе над ОВОС участвуют свыше 500 служащих. Это под- разделение несет ответственность с начала до конца процесса пла- нирования, включая стратегические планы, проекты, строитель- ство и действие национальной сети инфраструктур. При этом учи- тываются различные типы инфраструктуры (шоссе, железные до- роги, порты, плотины), восстановление (ремедиация) земли, из- менение водных уровней, дноуглубление, разработка месторожде- ний строительных материалов. В задачи подразделения входит раз- витие новых моделей и методов ОВОС, например общественные огкрытые обсуждения планов, учет мнения граждан, экономичес- кая оценка воздействия, оценка безопасности, оценки стоимос- ти, анализ выгоды, разработка ГИС, моделей для сокращения бес- покойства птиц, фрагментации среды обитания, шумового и воз- душного загрязнения, методов для уменьшения разного рода воз- действий, расчет компенсации и контроль.