7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
Планирование проектов развития является длительным, слож- ным и многосторонним процессом. Чтобы привести проект к за- вершению, предстоит обосновать многочисленные технические решения и получить целый ряд согласований:
перед запуском процедуры ОВОС принимаются решения относительно целей проекта;
в следующей стадии планирования, при подготовке ЗВОС, рассматривается несколько альтернатив, после их сравнения обо- сновывается выбор. Уровень информации в ЗВОС, однако, явля- ется обычно весьма региональным, поскольку оформление участ- ка и планы строительства разрабатываются более подробно уже на следующей стадии проекта (сопровождаемой собственно ОВОС) и в ходе строительства;
при подготовке ОВОС особо внимательно анализируются технические решения, которые могут иметь серьезные последствия для окружающей среды. ОВОС — циклический процесс планиро- вания, в ходе которого проект становится все более ясно оформ- ленным. Диапазон альтернатив становится более узким, привлека- ется более детальная информация о воздействиях. Принципиаль- ное значение для окружающей среды имеет выбор местоположе- ния. Этот выбор часто необратим и определяет главные послед- ствия для окружающей среды, поскольку использование и свой-
ства застраиваемой области будут изменены. Как только проект реализован, очень трудно устранить произошедшее вмешательство; 4) существенные изменения среды обитания произойдут во время строительства. Впоследствии их можно только компенсиро- вать или смягчить. В дополнение к таким необратимым воздействи- ем, вызванным физическим присутствием объекта, есть и другие воздействия, вызванные строительством и эксплуатацией: шум, снижение качества воздуха, загрязнение почвы и водотоков (вы- пуски сточных вод), угнетение флоры и фауны (фактор беспокой- ства), а также социальные проблемы (дискомфортностъ прожива- ния). Возможности для вмешательства в такие воздействия более широки; коррекция воздействий может смягчить или компенси- ровать их.
Проиллюстрируем на примере развития транспортной инфра- структуры в Нидерландах процесс прохождения проекта по пра- вилам ЕС на всем его пути: от формулировки стратегического за- мысла до эксплуатации объекта.
Национальная политика. Национальный план развития транс- порта (NWP) устанавливает стратегическую политику до 2020 г. Этот план координирует политику развития транспорта непосред- ственно с секторами планирования водного хозяйства, региональ- ного экономического развития и управления охраны окружающей среды. Кроме того, NWР содержит список главных проектов инф- раструктуры, предлагаемых для реализации. На этом этапе: осуществляется постановка проблемы, формулируются страте- гические цели;
определяются ограничения;
обосновывается поддержка политики при реализации проекта; показывается взаимосвязь проекта с главными программами развития.
Инициативная деятельность. Каждый год Министерство транс- порта готовит Программу М1Т — Программу перспективных дей- ствий по развитию инфраструктуры и транспорта, конкретизиру- ющую выполнение NWP и прописанную в бюджете Министерства транспорта. В ней предусматриваются: проведение рекогносцировочных исследований;
описание мотивации деятельности, планируемой в будущем проекте, и ее цели;
выбор главных структурных частей проекта; альтернативы строительству (например, интенсификация ис- пользования существующих мощностей), сравнительная оценка стоимости вариантов; оценка приоритетности проекта.
Сначала региональное подразделение Министерства транспор- та, которое действует как разработчик ОВОС, составляет уведом- ление о намерении, описывающее общую схему предложенного
проекта развития и определяющее объем исследований по ОВОС На этом заканчивается первый круг консультаций и обществен- ных обсуждений для определения маршрута будущей трассы.
Разработка проекта. В следующей стадии процесса планирова- ния региональное подразделение Министерства транспорта гото- вит план трассы и инфраструктуры (маршрутный план), в кото- ром проектное предложение и его альтернативы рассмотрено с точки зрения ОВОС. Обычно рассматривается несколько альтер- нативных маршрутов. В дополнение часто разрабатываются более детальные варианты для определенных узких мест. Маршрутный план обращает внимание не только на ОВОС, но также и на орга- низацию движения, пространственные и социально-экономичес- кие соображения. Этот план — основание для второго круга обсуж- дений, в ходе которых министр транспорта вместе с министром окружающей среды выбирает предпочтительную альтернативу. Впос- ледствии проект разрабатывается более подробно и направляется на третье общественное обсуждение, после которого министры утверждают маршрут.
После этого заключительного решения соответствующие про- винциальные и муниципальные власти должны включить марш- рут в их региональные планы и планы использования земли соот- ветственно. В проекте приводятся:
описание предварительного замысла;
предложения по размещению;
разработка предпочтительной альтернативы;
смягчающие и компенсационные меры;
расчет стоимости проекта.
Выполнение проекта. Составив рабочие проекты, получив зем- леотвод и перенеся его в натуру, оформив необходимые разреше- ния, региональное подразделение Министерства транспорта на- конец может начать строительство. На этой стадии одновременно начинается мониторинг, касающийся положений ОВОС проекта, а также подготавливается программа эксплуатационного монито- ринга, который обязателен в соответствии с голландским законо- дательством по проведению ОВОС. На этой стадии выполняются:
детальная проработка технических решений;
перенос проекта в натуру;
получение экологических разрешений (согласований);
уточнение смягчающих и компенсационных мер.
Строительство и эксплуатация. Строительство осуществляется по графику, выполнение которого контролируется соответствующим управлением Министерства транспорта. В качестве послепроектных мероприятий исполнителем проекта подготавливаются Програм- мы экологического менеджмента на период эксплуатации.
Министерство транспорта Голландии в лице специального под- разделения — Генеральной дирекции общественных работ и уп-
равления водным хозяйством — в процедуре ОВОС транспортной инфраструктуры является и компетентной полномочной властью, и заказчиком, и разработчиком. В пределах министерства имеется строгое разделение ролей и обязанностей. Оно непосредственно выполняет ОВОС, определяет планируемый уровень ОВОС конк- ретного проекта (более 25 % всех ОВОС выполнено здесь, одно- временно рассматривается до 80 проектов на сумму 6 млрд евро в год). В работе над ОВОС участвуют свыше 500 служащих. Это под- разделение несет ответственность с начала до конца процесса пла- нирования, включая стратегические планы, проекты, строитель- ство и действие национальной сети инфраструктур. При этом учи- тываются различные типы инфраструктуры (шоссе, железные до- роги, порты, плотины), восстановление (ремедиация) земли, из- менение водных уровней, дноуглубление, разработка месторожде- ний строительных материалов. В задачи подразделения входит раз- витие новых моделей и методов ОВОС, например общественные огкрытые обсуждения планов, учет мнения граждан, экономичес- кая оценка воздействия, оценка безопасности, оценки стоимос- ти, анализ выгоды, разработка ГИС, моделей для сокращения бес- покойства птиц, фрагментации среды обитания, шумового и воз- душного загрязнения, методов для уменьшения разного рода воз- действий, расчет компенсации и контроль.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением