7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
Статус экологической оценки. Перед тем как приступить к осу ществлению той или иной деятельности в Российской Федера- ции, заказчик проекта должен обратиться за официальным разре- шением. Экологическая оценка является частью процедуры полу- чения официального разрешения. В соответствии с российским за- конодательством процесс ЭО, как уже рассмотрено выше, состо- ит из процедур ОВОС и ГЭЭ.
Экологическая оценка намечаемой деятельности, которую не- обходимо проводить в соответствии с требованиями ЕБРР, суще- ственно разнится в содержательной части в зависимости от типа проекта и, следовательно, от уровня воздействия этого проекта на состояние окружающей среды. ОВОС выполняется для всех проек- тов, которые могут оказать значительное влияние на состояние окружающей среды. Целью АЭВ, обозначенной ЕБРР, является предоставление достаточного объема экологической информации для того, чтобы Совет директоров имел возможность прийти к заключению, является ли намечаемая деятельность адекватной с точки зрения се экологических последствий, и принять решение об утверждении или отказе от предоставления финансовых средств для осуществления проекта по экологическим соображениям.
В соответствии с Директивой по АЭВ ЕС заказчик проекта дол- жен обратиться за разрешением на осуществление намечаемой де- ятельности, если она способна оказать значительное воздействие на состояние окружающей среды.
Обычно ЭО проводится в отношении всех видов деятельности. которые могут оказать значительное влияние на окружающую сре-
ду, с учетом их характера, масштаба и местоположения. В соответ- ствии с требованиями ЕБРР и ЕС проведение АЭВ необходимо в случае реализации крупных проектов, а также проектов, которые будут реализовываться в экологически уязвимых районах.
Российское законодательство не выделяет четко категорий дея- тельности, для которых необходимо выполнение ЭО. Оно преду- сматривает, что при проведении ОВОС потенциальные воздействия на окружающую среду любого вида деятельности должны рассмат- риваться с тем, чтобы в максимальной степени уменьшить нега- тивное влияние проекта. Поэтому перечни видов деятельности, приведенные в гл. 5, носят рекомендательный и ориентировочный характер.
Порядок проведения ЭО. Российские процедуры проведения ОВОС и ГЭЭ основываются на принтщпе презумпции потенциальной эко- логической опасности намечаемой хозяйственной или иной дея- тельности, а это означает, что любая намечаемая деятельность яв- ляется объектом ЭО. Российское законодательство не дает четких указаний и критериев относительно необходимой степени детали- зации ОВОС, хотя на практике в отношении видов деятельности, которые вряд ли могут причинить серьезный ущерб окружающей среде, может применяться упрощенная процедура проведения ОВОС. В отличие от российского законодательства ЕБРР указывает перечень видов деятельности, требующих проведения АЭВ. Эти виды деятелъности делятся на категории А, В и С в зависимости от зна- чимости их последствий для окружающей среды. Степень детали- зации АЭВ, требуемого для каждой категории, четко определена в экологических правилах Банка.
Между процедурами определения объема ЭО, предусмотрен- ными российским законодательством и правилами ЕБРР и ЕС, не наблюдается существенных различий. Все они предусматривают осу- ществление следующих обязательных мероприятий:
подготовка исходной информации о намечаемой деятельности, включая местоположение и описание проекта, с определением воздействия на состояние окружающей среды, которое может ока- зать намечаемая деятельность;
изучение ранее собранных данных;
определение пробелов в исходных данных;
информирование общественности о намечаемой деятельности;
подготовка к общественным слушаниям;
проведение общественных слушаний;
подготовка отчета о результатах общественных слушаний;
разработка технического задания на выполнение экологической
оценки.
Отчет по АЭВ (и российский том ОВОС) должен готовиться в
соответствии с Техническим заданием, подготовленным на этапе
определения объема АЭВ. Типовое содержание и формат Отчета
по АЭВ и раздела по ОВОС немного различны. Но так как структу- ра отчетов определяется индивидуально с учетом специфики каж- дого конкретного проекта, чтобы обеспечить оптимальный подход к анализу экологических вопросов, различия в типовом содержа- нии не играют серьезной роли.
Тем не менее различия в практике подготовки отчетов по ОВОС имеют важное значение. Так, не все российские проекты разраба- тываются при участии общественности по той простой причине, что процедура ее участия из-за низкой экологической культуры чиновников, проектантов и населения недостаточно развита и иногда полностью игнорируется.
Принятие окончательного решения. Окончательное решение в отношении намечаемой деятельности является заключительным этапом процедуры проведения АЭВ в соответствии с требования- ми ЕБРР. По российскому законодательству это решение прини- мается при проведении ГЭЭ, которая следует за ОВОС. Это делает российский процесс ЭО более бюрократизированным и требую- щим больше времени, документации и труда.
Положения об участии общественности. В соответствии с требо- ваниями ЕБРР должны соблюдаться все установленные требова- ния в части проведения общественных слушаний, действующие в стране проекта.
Помимо этого заказчики должны следовать инструкциям Банка относительно участия общественности и распространения информа- ции. Это подразумевает, что между российскими процедурами и про- цедурами ЕБРР исключаются какие бы то ни было противоречия.
При выявлении на любом из этапов сооружения объектов до- полнительных факторов, приводящих к снижению уровня без- опасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей сре- ды или влекущих иные неблагоприятные последствия, государ- ственный орган, принявший решение об их сооружении, обязан отменить принятое им решение: или прекратить, или приостано- вить сооружение.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением