5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
В соответствии с требованиями Конвенции об оценке воздей- ствия на окружающую среду в трансграничном контексте каждое государство — участник Конвенции должно разработать свою на- циональную процедуру оценки воздействия на окружающую среду Для Российской Федерации «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» было утверждено Приказом Госкомэкологии России от 16.05.00 № 372 и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 04.07.2000 № 2302.
Национальная процедура оценки возможного воздействия на- мечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на ок- ружающую среду — проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и эко- логической экспертизы документации, ее обосновывающей. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологи- ческой экспертизе».
Целью проведения ОВОС является предотвращение или смяг- чение воздействия этой деятельности на окружающую среду и свя- занных с ней социальных, экономических и иных последствий.
Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной де- ятельности включают в себя:
определение характеристик намечаемой деятельности и возмож- ных альтернатив (в том числе отказа от нее);
анализ состояния территории, на которую может оказать вли- яние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
выявление возможных воздействий этой деятельности на окру- жающую среду с учетом альтернатив;
оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяй- ственной и иной деятельности (вероятности возникновения рис- ка, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а так- же прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффектив- ности и возможности реализации;
оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними
социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
разработка предложений по программе экологического мони-
торинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности:
разработка рекомендаций по проведению послепроектного ана-
лиза реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
На основании проведенных исследований готовится предва-
рительный вариант материалов ОВОС в виде «Пояснительной записки по обосновывающей документации», в которой освещаются:
цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и
иной деятельности;
альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяй-
ственной и иной деятельности (различные расположения объекта,
технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности);
возможные виды воздействия на окружающую среду намечае-
мой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вари-
антам;
изменения окружающей среды в результате реализации проек-
та (по альтернативным вариантам), в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности;
меры по предотвращению и/или снижению возможного нега-
тивного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
выявленные при проведении оценки неопределенности в опре-
делении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности на окружающую среду;
краткое содержание программ мониторинга и послепроектного
анализа;
обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и
иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вари-
антов.
Пояснительной записке прилагаются материалы обществен-
ных обсуждений, проводимых при проведении исследований и
подготовке материалов ОВОС, с указанием:
способа информирования общественности о месте, времени и
форме проведения общественного обсуждения;
списка участников общественного обсуждения;
вопросов, рассмотренных участниками обсуждений, тезисов
выступлений в случае их представления участниками обсуждения,
протоколов проведения общественных слушаний (если таковые проводились);
всех высказанных в процессе проведения общественных обсуж- дений замечаний и предложений, в том числе по предмету воз- можных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком;
выводов по результатам общественного обсуждения относитель- но экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной де- ятельности;
сводки замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие не учтены; основание для отказа;
списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружаю- щую среду.
Завершает комплект материалов ОВОС написанное для неспе- циалистов резюме нетехнического характера, которое готовится как краткое изложение полученных результатов. Как правило, имен- но это краткое изложение представляется заинтересованной об- щественности для ознакомления с тем, что произойдет с окружа- ющей средой при реализации проекта. Это не исключает представ- ление общественности предварительного варианта материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности в полном объеме.
Все предложения и замечания общественности, а также допол- нительная информация обобщаются, анализируются и использу- ются при подготовке окончательного варианта материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс- граничном контексте и национальная процедура предусматривают самое широкое участие общественности при подготовке материа- лов по ОВОС. Обеспечение участия общественности, в том числе ее информирование о намечаемой хозяйственной и иной деятель- ности и привлечение к процессу проведения оценки, осуществля- ется заказчиком на всех этапах процесса инвестирования, начиная с подготовки технического задания. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов испол- нительной власти (для объектов экспертизы федерального уров- ня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ- ления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представля- ются сведения:
о названии, целях и месторасположении намечаемой деятель-
ности;
наименовании и адресе заказчика или его представителя;
примерных сроках проведения ОВОС;
органе, ответственном за организацию общественного обсуж-
дения;
предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слу- шания. референдум и т.п.), а также форме представления замеча- ний и предложений;
сроках и месте доступности технического задания по ОВОС; иной информации.
Целью публикации в средствах массовой информации является предоставление общественности информации, характеризующей следуюшие ключевые вопросы:
применяемые методы анализа и прогноза воздействия намечае- мой деятельности на окружающую среду; достоверность представленных результатов ОВОС; полнота и достаточность предлагаемых в обосновывающей до- кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия. Дополнительное информирование участников процесса ОВОС может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении и через Интернет, а также иными способами, обеспечивающими распространение информации. Исполнитель ОВОС принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Они учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по ОВОС. Заказчик ОВОС обеспечивает доступ к техническому заданию заинтересованной общественности и других участников процесса с момента его ут- верждения и до окончания.
Заинтересованным общественным объединениям и неправителъ- ственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой дельности в целях собственной оценки:
применяемых методов анализа и прогноза воздействия намеча- емой деятельности на окружающую среду; достоверности представленных результатов ОВОС; полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей до- кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
Заказчик с участием разработчика проводит общественные слу- шания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:
информирования общественности о проекте намечаемой де- ятельности или разрабатываемых проектных предложениях;
выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных по- следствий реализации хозяйственных и иных решений;
поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предот- вратить неблагоприятные последствия осуществления проекта на- мечаемой деятельности.
При необходимости информирования широких слоев населе- ния заказчик может провести пресс-конференцию или иницииро- вать дискуссию в печати и на телевидении, использовать ресурсы Интернет.
Новой формой общественного обсуждения крупных градостро- ительных, транспортных и энергетических проектов служит про- ведение общественных судов (например, Водный суд).
В том случае, когда проводятся общественные слушания, ин- формация о дате и месте их проведения, других формах обще- ственного участия публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем за 30 дней до их проведения. Общественные (пуб- личные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:
на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реа- лизации принимаемого решения носят общенациональный харак- тер;
местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации. когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.
Заказчик должен сообщить всю информацию представителям заинтересованной общественности, которая может не располагать доступом к средствам массовой информации.
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика и со- действии заинтересованной общественности. Все решения по уча- стию общественности оформляются документально. При этом за- казчик обеспечивает проведение слушаний по планируемой де- ятельности с составлением протокола, в котором четко фиксиру- ются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногла- сий между общественностью и заказчиком. Протокол подписыва- ется представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций, заказчика. Он входит в качестве одного из приложений в окончательный ва- риант материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Представление предварительного варианта материалов по ОВОС обшественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за две недели до окончания общественных обсуждений (проведения обществен- ных слушаний). Принятие от граждан и общественных организа- ций письменных замечаний и предложений в период до принятия
решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятель- ности, документирование этих предложений в приложениях к ма- териалам по ОВОС обеспечиваются заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения. В окончательный вариант кроме дополнений по поступившим замечаниям должна включаться информация об учете поступив- ших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний, в том случае если они проводились. Исполнитель работ передает окончательный вариант материалов по ОВОС заказчику, который представляет его на ГЭЭ.
Для отдельных видов деятельности, которые не имеют значи- мых экологических последствий и которые являются объектом ГЭЭ уровня субъекта Российской Федерации, процедура ОВОС может быть упрощена. Решение об этом принимают органы, организующиеГЭЭ.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением