5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
В общем случае, основным результатом ОВОС является инфор- мация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке
экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий.
Основные принципы ОВОС по международной и националь-
ной процедурам достаточно близки:
презумпция потенциальной экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
недопущение и/или предупреждение возможных неблагопри- ятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности; рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показа- телей проектных предложений;
альтернативность проектных решений, включая «нулевой вари- ант» — отказ от деятельности, формирование новых вариантов; гласность — доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проек- та для учета общественного мнения;
ответственность инвестора за последствия реализации проект- ных решений.
В перечень основных задач, которые должны быть решены в процессе ОВОС, входят:
оценка состояния окружающей среды до реализации проект- ных решений, т.е. определение ее исходных (фоновых) характеристик и параметров компонентов, которые могут быть затронуты в процессе хозяйственной деятельности. Основным методом получе- ния оценки является проведение геоэкологических и инженерно- экологических изысканий и комплекса лабораторных исследова- ний. Полученные фоновые характеристики являются фактографической базой экологического контроля и мониторинга планируемой деятельности;
выявление основных факторов и видов вредного воздействия в связи с реализацией планируемой деятельности: химическое заг- рязнение атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, загрязнение почв, физическое воздействие на окружающую среду и человека, ландшафтно-деструкционное воздействие и степень нарушения земель; определение лимитирующих экологических факторов устойчивости и уязвимых звеньев геосистемы; обоснование показателей предельно допустимого воздействия и правил природопользования, исходя из лимитирующих эколо- гических факторов намечаемого вида деятельности. Нормативы и правила должны обеспечить устойчивое развитие биогеоценозов в рамках природных или природно-технических систем; создание наиболее благоприятных условий для поиска опти-
мальных инженерных, технических, технологических решений,
способствующих миниминизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду, и разработка мер компенсации вероятных неблагоприятных последствий проектируемого предприятия на окружающую среду;
разработка рекомендаций и мероприятий по ограничению или нейтрализации всех основных видов воздействий, включая мероп- риятия по рекультивации с учетом лучших мировых достижений в этой области, использования малоотходных технологий, оборот- ных систем водоснабжения, систем защиты окружающей среды (и, прежде всего,, очистки выбросов и сбросов); выявление и при- нятие необходимых и достаточных мер по предупреждению воз- можных неприемлемых для общества потерь экологического, эко- номического и социального характера, связанных с намечаемой хозяйственной деятельностью; эти меры должны учитывать спе- цифику технологических циклов и свойства загрязняющих веществ, образующихся в процессе реализации намечаемой деятельности;
социальная и экономическая оценка результатов намечаемой деятельности в сравнении с экологическими последствиями и ре- комендации по ее реализации;
обеспечение социально-эколого-экономической сбалансирован- ности развития территории и улучшение условий жизни и дея- тельности людей.
Оценки последствий воздействия должны основываться на рас- чете и всестороннем анализе комплексного ущерба окружающей среде. Понятие «комплексный ущерб» включает затраты на со- хранение качества окружающей среды и компенсацию потерь от загрязнения. При этом рассматриваются три основные группы затрат.
Первая группа определяет затраты на мероприятия, свя- занные с уменьшением поступления выбросов и сбросов в окру- жающую среду. Сюда входят затраты на строительство и эксплуата- цию очистных сооружений, создание защитных зон вокруг источ- ников загрязнения, разработку и внедрение систем контроля и управления охраной окружающей среды.
Во вторую группу входят затраты на покрытие послед- ствий от загрязнения окружающей среды. Выделяются социальные, экономические и экологические последствия. Социальные послед- ствия выражаются в ухудшении условий жизни населения, в том числе в нарушении условий труда и отдыха, потере рабочего вре- мени из-за болезней (вплоть до материальной компенсации), преж- девременном разрушении памятников культуры, искусства и т.д.- Экономические последствия оцениваются через фактические по- тери, понесенные народным хозяйством вследствие загрязнений окружающей среды. Экологический ущерб обусловлен экологичес- кими модификациями биоценозов, изменением фоновых характе- ристик компонентов природной среды и т.д.
Третья группа включает затраты на возмещение потерь сы- рья, продуктов и энергии с отходящими газами, сточными вода- ми отходами производства, которые могли бы быть использова- ния в качестве вторичного сырья.
Основныте требования к материалам ОВОС заключаются в обес- печении достоверности и научной обоснованности результатов, всестороннего рассмотрения взаимосвязи технологических, тех- нических, социальных, природоохранных, экономических и дру- их показателей альтернативных проектных предложений. Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой заказчиком деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосно- вывающей документации, должны быть разработаны с учетом раз- личного рода возможных последствий ее реализации. Разработчи- ки ОВОС осуществляют поиск оптимальных проектных решений, способствующих:
предупреждению деградации окружающей среды; улучшению жизни людей;
выработке эффективных мер по снижению уровня вынужден- ных неблагоприятных воздействий.
При подготовке обосновывающей документации на строитель- ство объектов и осуществление видов хозяйственной или иной деятельности, для которых ОВОС на данном этапе не проводится, заказчик/разработчик обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду. Обосновывающая документация представляется инициатором/ заказчиком на ГЭЭ. При этом для видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в подразд. 5.1.2, эта документация без результатов проведения ОВОС не может быть принята на ГЭЭ в МПР России и/или его территориальные органы. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в про- цессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документа- ции должны быть рассмотрены:
цели реализации замысла или предполагаемого проекта; разумные альтернативы намечаемой деятельности; характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;
сведения о состоянии окружающей среды на территории предпо- лагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих прстранственных и временных рамках и оценка риска здоровью;
возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;
меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;
предложения по разработке программы мониторинга реализа- ции подготавливаемых решений и плана послепроектного эколо- гического анализа.
Намечаемые проектные решения должны обеспечить предот- вращение ухудшения качества окружающей среды при реализации хозяйственной деятельности до уровня, установленного региональ- ными нормативами. Практика хозяйствования убеждает, что лю- бая планируемая деятельность способна оказать влияние на окру- жающую среду. Негативные воздействия, которые вызовет реали- зация намечаемой хозяйственной деятельности, по сути, является платой за эту реализацию. В том случае, когда такая плата слишком велика, проект не может быть реализован на данной территории. Таким образом, конечным результатом проведения ОВОС являет- ся вывод о допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением