logo search
Питулько учебник

4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий

Обшие экологические требования при эксплуатации предприя- тий установлены Федеральным законом «Об охране окружающей срды» (гл. VII). Предприятия обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Также они должны обеспечить соблюдение установленных нор- мативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации.

В разрешении устанавливаются нормативы предельно допу- стимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровья человека. Для перехода на нормативы ПДВ и ПДС вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана их снижения до предусмотренных предельных величин. Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешениями в соответствии с действующим за- конодательством, влечет за собой ограничение, приостановление деятельности предприятия по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.

Нормативы ПДВ и ПДС устанавливаются с учетом производ- ственных мощностей объекта по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде. Они утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Нормативы ПДУ шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обес- печивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охра- ну растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду. Порядок их утверждения такой же как у нормативов ПДВ и ПДС.

Перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов производится по согласованию со специально уполно- моченными на то государственными органами Российской Феде- рации в области охраны окружающей природной среды, санитар- но-эпидемиологического надзора.

Предприятия, причинившие вред окружающей природной сре- де, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нера- циональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Более конкретные экологические требования к эксплуатации предприятий, касающиеся охраны атмосферного воздуха и защи- ты от неблагоприятного воздействия отходов производства и по- требления, введены соответствующими законами Российской Фе- дерации.

Во исполнение требований Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности нельзя превышать нормативы качества атмосферного воздуха в соответствии с эко- логическими, санитарно-гигиеническими, а также со строитель- ными нормами и правилами в части нормативов площадей озеле- ненных территорий.

Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйствен- ной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания на- селения устанавливаются СЗЗ организаций. Их размеры определя- ются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классифика- цией организаций.

Предприятия, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку норм ПДВ;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях сни- жения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, ути- лизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмо- сферный воздух, сокращению или полному исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению

аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный

воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования,

предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных ве-

ществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима СЗЗ объектов хозяйственной

и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на ат-

мосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный

воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйствен-

ной и иной деятельности на специализированные места складиро-

вания или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах,

вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угро-

жать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.

Во исполнение требований Федерального закона «Об отходах

производства и потребления» (ст. 11) индивидуальные предпри-

ниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, уста-

новленные законодательством Российской Федерации в области

охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и ли-

митов на размещение отходов в целях уменьшения количества их

образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших науч-

но-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размеще-

ния;

проводить мониторинг состояния окружающей природной сре- ды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую инфор- мацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с отхо- дами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом территориальные органы МПР России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само- управления.

Главным требованием к производству служит обеспечение ра- циональности природопользования — применение таких способов использования природных ресурсов, которые взаимно экономи- чески и экологически оправданны: предотвращают нарушения и загрязнения природной среды при оптимальных (минимальных) затратах на процесс. Поэтому системы экологической безопаснос- ти на предприятиях должны охватывать не только пространство рабочей зоны, но и всю территорию земельного отвода (при необ- ходимости — прилегающую акваторию), места транспортировки и складирования продукции и отходов.

К основным формам экологического контроля, как будет по- казано в остальных разделах этой главы, относятся экологическая экспертиза, экологический мониторинг и экологический аудит.