logo search
Питулько учебник

3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга

Подписание в 1979 г. в Женеве Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (LRТАР Сопventioп) стимулировало разработку пяти специализированных программ международного сотрудничества (IСР), подготовленных Рабочей группой Европейской экономической комиссии Организации объе- ненных наций (ЕЭК ООН) и призванных обеспечить достовер- ные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий.

Среди них важнейшими являются: Европейская программа мо- ниторинга переноса воздушных загрязнений (ЕМЕР), Программа лесного мониторинга (1СР-Forests) и Программа интегрального мо- ниторинга (1СР-1М).

Российская сеть Мониторинга загрязнения лесов (1СР-Forests) представлена исключительно на северо-западе РФ. Наблюдения по сети 32 х 32 км (первый уровень сложности) на этих пробных площадях ведутся с 1993 г., а на территории Кингисеппского и Сланцевского районов удалось сформировать сеть 16 х 16 км и создать две площадки второго уровня сложности. Программа имеет две главные задачи:

1) продолжение мелкомасштабного мониторинга воздушных вы- падений загрязняющих веществ на лесные биоценозы; 2) исследование причинно-следственных связей между значе- ниями биоиндикационных параметров, характеризующих здоро- вье лесных экосистем, величиной и составом нагрузок. Решение обеих задач обеспечивается совмещением наблюдений первого (систематическое обследование площадок по сокращен- ному набору параметров и с низкой периодичностью) и второго уровня (непрерывный многопараметровый мониторинг лесных систем с распознаванием факторов и процессов аэротехногенного загрязнения лесов).

Методы сбора проб, оценки биоиндикационных показателей и мегоды химического анализа прошли интеркалибрацию со стра- нами Северной Европы. Исследование базируется на методиках ЕЭК ООН и отечественных лесопатологических методиках. Основным объектом наблюдений служат сосновые насаждения как. наиболее чувствительные к атмосферному загрязнению. Применяется кислотное разложение образцов при подготовке проб к анализу («мокрое» озоление), минимизирующее препара- торские погрешности и наиболее согласующееся с идеологией используемых методов анализа, требующих высокой гомогениза- ции препаратов и постоянства состава их матрицы. Определяется содержание 16 элементов: А1, Ва, Са, Сd, Сг, Сu, Fе (общее), К, Mg, Мn, Nа, Ni, РЬ, S, V, Zn, которые отражают специфику промвыбросов урбанизированных территорий.

Число и перечень исследуемых параметров согласованы с Меж- дународным центром проведения мониторинга. Аналогичные ра- боты выполняются на территориях стран Европы,

Каждая точка наблюдательной сети входит в Международный банк данных ЕЭК (г. Хельсинки), ежегодная ситуация отражается в Международном отчете ООН Forest Сопditoп in Еиrоре, публику- ющемся в Брюсселе и анализирующем выполнение международ- ных соглашений в рамках Конвенции LRТAР.

Подчиняясь единым правилам сбора информации, единой ме- тодологии и обязательной интеркалибрации методик, такие ис- следования поставляют данные, которые позволяют формировать многопризнаковый банк данных о состоянии природной среды и ее динамике в каждой отдельной точке, регионе, стране или части Европы.

Решение задач I и II уровня в Программе 1СР-Forests и получе- ние объективного представления о принципиальном характере процессов загрязнения территории собственными и внешними источниками к настоящему времени достигнуто. Результаты поле- вых наблюдений достаточно хорошо освещают территорию регио- на по сетке пробных площадей. Тем не менее, нет полного про- странственного представления о регионе в целом, о состоянии биоты его труднодоступных участков и территорий, не включен- ных в планы полевых работ предыдущих лет.

Интегральный мониторинг (IСР-1М) предусматривает физиче- ские, химические и биологические измерения компонентов эко- систем, проводимые одновременно в одних и тех же местах с за- данной периодичностью. На практике осуществление интеграль- ного мониторинга сводится к выполнению ряда частных подпро- грамм, которые соединяются либо путем получения стандартного набора параметров (анализ межсредовых потоков вещества), либо путем получения стандартного набора параметров на замкнутых микробассейнах (причинно-следственный подход).

Междисциплинарная программа интегрального мониторинга служит частью стратегического мониторингового исследования, организованного ЕЭК ООН. В мониторинговой иерархии СР-1М занимает высший уровень международного сотрудничества и яв- ляется источником сопоставимой многопризнаковой природо- охранной информации о комплексном антропогенном воздействии на экосистемы, распространяющемся через границы климатиче- ских, геологических, ландшафтно-геохимических природных зон и через границы государств. Конечно, для обеспечения информа- цией национальных структур, принимающих эколого-экономиче- ские решения, 1СР-1М обязательно должен прибегать к помощи мониторинговых экологических систем более низкого уровня, в рассматриваемом случае — к данным ЕГСЭМ.

Программа 1СР-1М имеет три главных задачи.

1. Контроль состояния экосистем (микробассейнов водосбора или площадок) и интерпретация наблюдаемых изменений как последствий действия экологических факторов, чтобы создать на- учную базу для контроля эмиссий;

2. Построение и подтверждение моделей отклика экосистем на типовые сценарии воздействий: а) чтобы оценить отклик на ре- альные или прогнозируемые изменения загрязняющего стресса; б) чтобы получить региональные оценки, согласующиеся с дан- ными съемок;

3. Проведение биомониторинга для выявления изменений природных компонентов, в особенности для оценки воздушного загрязнения и изменения климата.

Исторически сложилось представление об уровнях программы, которое исходит из полноты наблюдений по рекомендованному набору параметров и частоты сбора данных. На станциях интегрального мониторинга выполняется полный объем опробования и наблюдений за всеми компонентами окру- жающей среды. Кроме того, проводятся интенсивные исследова- ния взаимоотношений «доза—отклик» между химическим за- грязнением и биологическими эффектами. Это позволяет затем использовать гидрохимические, биогеохимические и биологичес- кие причинно-следственные модели, результаты оценок, по ко- торым обосновывают принятие управляющих решений в при- родоохранной и межгосударственной политике. Например, рас- чет критических нагрузок выпадений серы, азота, тяжелых ме- таллов.

Поэтому к таким станциям предъявляются достаточно жесткие критерии по месту их расположения, в частности — отсутствие хозяйственной деятельности. Обычно они размещаются на особо охраняемых территориях. Требования к станциям подразумевают наличие микробассейна гидросети, конечного местного водоема стока, сопряжение автономных и подчиненных ландшафтов. В комплекс наблюдений входит инвентаризация растений, грызунов и птиц, мониторинг воздуха, почв, вод, метеорологические исследования.

Интегральный мониторинг в странах Северной Европы выпол- няется исключительно с целью оценок воздушных выпадений, особенно при трансграничном переносе. Эта цель, безусловно, важна и для России (для северо-запада РФ — влияние Эстонии и Прибалтики). Однако на северо-западе не менее серьезное значение имеет и трансграничный перенос с водными системами как из-за рубежа, так и между субъектами РФ, размещающимися на водосборе Ладоги и Балтийского моря. Сбор ретроспективных и натурных данных, а также и сама оценка экологической обстанов- ки проводится с помощью представлений системного анализа: путем структуризации факторов, установления системного отно-

шения членов системной иерархии, характеристики ответной ре- акции всей системы на воздействие по отношению к какой-либо ее части как единого целого.