3.3.7. Лесное хозяйство
Лесам отводится важнейшая роль в очищении атмосферного воз- духа, пополнении запасов кислорода. Они — объект массового от- дыха населения, хранилище богатого генетического фонда. Леса имеют большое значение в регулировании климата и водного ба- ланса. Особую роль играют леса в прибрежной полосе крупных во- доемов, определяющие стабилизацию температурного и испари- тельного режима в весенне-летний период и поведение локальных атмосферных фронтов в приземном слое круглогодично. Неугне- тенные древостой способны смягчать температурные контрасты, а любые лесные территории — поддерживать необходимый для нор- мального существования сложившихся экосистем уровень весен- него влагозапаса.
В результате массированных вырубок леса в истоках рек проис- ходит снижение водозапасов нижележащих озер, их обмеление и зарастание.
Вырубка древостоев по водоразделам во многих районах уже привела к сокращению меженного стока на 30—40%, возраста- нию эрозии почв, высоким паводкам и т. п. Лесные земли Российской Федерации занимают 1182 млн га. Из них 771 млн га (около 65 %) покрыты лесом, и запасы древесины составляют около 81,6 млрд м3. Почти все леса Европейско-Ураль- кой зоны Российской Федерации — предмет интенсивного лесо- пользования: вырубки, прореживания, использования лесохими- ческим комплексом, мелиорации (дренажа), лесной защиты и т.п. Запас древесины обычно вычисляется как часть общего годового прироста для всей страны. Но при этом деятельность лесопромыш- ленных предприятий сконцентрирована в Европейской части Рос- сии, особенно на Северо-Западе и Северных территориях. Это одна из причин неизбежного уменьшения количества и качества лесов в Европейской части России.
Значительная часть территории Европейско-Уральской зоны, Западной и Восточной Сибири и российского Дальнего Востока подвергается различным природным и антропогенным воздействи- ям: пожарам, промышленному загрязнению, преобразованию ка- тегорий земель (прокладке кабелей и дорог различных классов, непрофессиональному сельскохозяйственному использованию, рекреации и т.п.).
В российском лесном хозяйстве имеются огромные неиспользо- ванные резервы: внедрение безотходной технологии переработки лесосырьевых ресурсов (повышение ее до 95 %), увеличение тех- нологической дисциплины промежуточного пользования (уход за мрлодняками, прореживание, проходные рубки, в целом рубки ухода), механизация рубок промежуточного назначения (в том числе оснащение их специальной кроноформирующей техникой и т.п.). рубки сосновых насаждений, вышедших из подсочки. Необходим строгий учет имеющейся срубленной и вывезенной древесины, заработанных сумм, что вызывает необходимость со- здания современного информационно-кадастрового центра и дос- товерной базы данных.
Например, и в лесорубочных билетах, и в форме № 3 (годо- вой) статистической отчетности объемы фактической рубки пред- ставлены лишь в ликвидации общего объема (с отходами). Не ука- зано, а, значит, неизвестно, сколько древесины пропало, не дой- дя до верхних складов.
Далеко не всеми лесовладельцами при отводе делянок соблю- даются действующие «Наставления по отводу и таксации лесосек» «Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ». При отводе делянок под проходные и выборочные рубки не всегда проводится
правильный отбор и клеймение деревьев в насеках, назначенных в
рубку.
При проведении выборочных рубок имеет место выборка дре- весины преимущественно с волоков. В насеках выбираются, в ос- новном, крупные здоровые деревья, а сухостой оставляется, что приводит к ухудшению качества лесов, уменьшению их защитных возможностей, уменьшается возможность сохранения лесных био- ценозов — важнейшего фактора устойчивости всей экосистемы рай- она, области, региона.
В лесохозяйственном отношении основное значение имеют леса I и II групп. В I группу включены леса, содержащие особо ценные лесные массивы, обеспечивающие устойчивость экосистем регио- на, а также леса особо охраняемых территорий и природно-запо- ведного фонда. Ко II группе принадлежит лесной фонд, в котором рубки главного пользования ограничены величиной годичного сред- него прироста насаждений.
Леса I группы согласно действующему природоохранному за- конодательству выполняют следующие функции:
водоохранные;
полезащитные;
санитарно-гигиенические и оздоровительные.
В последние годы во многих районах России вырублены значи- тельные объемы спелого леса. Часть лесных площадей (как прави- ло, низкопродуктивных) была выделена под сады и огороды, тру- бопроводы и дороги, добычу полезных ископаемых.
Актуальными остаются негативные процессы, связанные:
с вырубкой лесов в результате освоения территории под садо- водства, коттеджное строительство, прокладку коммуникаций и
т.д.;
увеличением рекреационных нагрузок (вытаптывание; всевоз- можные загрязнения; частое беспокойство представителей фау- ны, ведущее к ее уничтожению, сбор ценных представителей фло- ры и т.д.);
пожарами, возникающими в результате низкого культурного уровня рекреантов и недостаточной лесной охраны;
гибелью лесов в результате изменения водного режима терри- тории из-за дорожного строительства без дальнейшего гидротех- нического оснащения (например, подтопление вдоль шоссе);
браконьерскими (без лесорубочных билетов) рубками, осо- бенно вдоль лесных дорог, рядом с садоводствами, воинскими частями.
Особого внимания заслуживают территории выработанных тор- фяников. Торфяные болота вместе с лесами являются важней- шим резервуаром углерода. Осушенные при разработках болота могут выделять в атмосферу 300—400 т/га СО2 ежегодно. Кроме того, эти территории очень пожароопасны. Например, в неосу-
шенных болотах Ленинградской области законсервировано около 60 млн. т углерода, а градиент прироста, по аналогии с Финлян- дией, может быть оценен в 0,05 млн т/год, что эквивалентно около 0,25 млн т СО2.
Основной управляемой составляющей углеродного баланса яв- ляются болотные массивы, мелиорация которых не должна затра- гивать торфяных залежей. Одновременно на выработанных торфя- ных месторождениях обязательно восстановление почвенного по- крова и адаптированного к нему комплекса растительности, в том числе и не только лесной. Видимо, потребуются ирригационные работы для обводнения оставленных в недрах запасов торфа. Лесопользование должно быть организовано в направлении поддержания оптимальных гидрологических режимов водотоков.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением