3.3.8. Сельское хозяйство
При проектировании сельскохозяйственных объектов необхо- димо учитывать характер и состояние существующего сельско- хоэяйственного использования земель (знать перечень основных землепользователей—производителей сельскохозяйственной про- дукции, их специализацию, площади используемых сельскохозяй- ственных угодий, урожайность основных сельскохозяйственных культур, объемы производства, общее поголовье скота и птицы, валовые объемы продукции растениеводства и животноводства за последние пять лет и стоимость сельскохозяйственной продукции; о наличии объектов производственного, жилищного и культурно- бытового назначения сельскохозяйственных предприятий, затра- гиваемых (нарушаемых) проектируемым объектом). Характеристики сельскохозяйственного использования терри- тории района должны быть вынесены на карту масштаба 1:50 000 (1:100 000) с указанием размещения основных землепользовате- лей-производителей сельскохозяйственной продукции, сельхоз- угодий, объектов производственного, жилищно-бытового и дру- гого назначения сельскохозяйственных предприятий, расположе- ния проектируемого объекта и его СЗЗ, селитебных районов и других элементов картографической ситуации. Сельскохозяйственные районы весьма различны по природным условиям, типам землепользования и степени освоения. Тем не менее, экологические проблемы в них имеют много общего. Это связано со следующими обстоятельствами:
охват антропогенными нагрузками больших площадей, иногда практически на 100%; малая лесистость и небольшие площади лугово-степных участ-
ков
значительная обнаженность и эродированность почвенного покрова;
преобладание определенных видов загрязнения в почве, воде и грунтах, связанных с удобрениями.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о специфике экологического состояния сельскохозяйственных районов, пра- вомерности выделения «агроэкологического» типа оценок терри- тории.
Основной аспект агроэкологической оценки — анализ условий развития сельскохозяйственных растений; их роста, фенологии, урожайности, отношения к удобрениям, болезням, сезонным из- менениям условий тепла и влаги (морозам, заморозкам, засухам, переувлажнению).
Экологические условия сельскохозяйственных угодий наиболее изменчивы на площадях богарного, неполивного земледелия. Бо- лее стабильны они в зонах орошения, где мероприятия по мелио- рации ослабляют влияние внешних условий.
При оценке районов сельского хозяйства важно определить степень устойчивости экосистем к антропогенным нагрузкам1. Устойчивость повышается от песчаных грунтов к глинистым, от щелочных почв к кислым, при снижении континентальности кли- мата, нарастании годового увлажнения и увеличении биологи- ческой продуктивности как естественных, так и культурных фи- тоценозов.
Большая устойчивость угодий западных и северо-западных рай- онов России к антропогенным нагрузкам не всегда имеет решаю- щее значение для сохранения экологического состояния. Дело в том, что для этих районов характерны более интенсивные типы землепользования, большие дозы вносимых удобрений. Максималь- но интенсивны хозяйства на территориях, прилегающих к круп- ным городам и промышленным зонам (Москва, Санкт-Петербург), которых также больше в западных районах. Очевидно, что объек- тивная оценка экологического состояния возможна лишь при рав- ном учете природных и экономических факторов.
Кардинальные изменения природной среды сельскохозяйствен- ных районов обусловлены тем, что на площадях угодий меняют- ся потоки вещества, нарушается твердый, жидкий и растворен- ный сток.
Вырубка лесов увеличивает смыв почвы, приводит к заиле- нию русел, пойменных массивов и водохранилищ. Расходы водо- токов при сокращении лесных площадей на 10% снижаются в среднем на 5%. Активная миграция элементов по склонам, их быстрое поступление в водоемы с одновременным сокращением стока приводит к сильному загрязнению поверхностных вод. Это загрязнение может быть токсичным, поскольку такие опасные
1 Здесь человек сознательно уменьшает биоразнообразие, тем самым резко снижая устойчивость агроэкосистем к неблагоприятным воздействиям.
элементы, как Сd, Sr, РЬ, Zn, наиболее подвижны в большин- стве видов почв.
Прилегающие к крупным населенным пунктам сельскохозяй- ственные районы на площадях в сотни квадратных километров ис- тывают на себе влияние промышленного загрязнения. Наиболь- шую роль здесь играет загрязнение серой, которая в виде сернис- тых соединений легко разносится воздушными потоками. В нор- мально увлажненных нейтральных почвах влияние этого вида заг- рязнения невелико, но в кислых оно усиливает подкисление. На переувлажненньгх почвах, особенно на поймах, это может приве- сти к резкому закислению после осушения. На мелиорированных землях (например, в Нечерноземье) но- вые биоценозы, ядром которых служат агроландшафты, обладают низкой устойчивостью в результате изменения класса водной миг- рации химических элементов: природный Н—Fе-класс (для таеж- ной зоны, по А. И. Перельману) — заменяется Са-классом. В ком- понентах экосистем искусственной гидрографической сети изме- няется видовой состав и биомасса высшей водной растительно- сти, динамика накопления иловых отложений, их качественный состав, гидрохимические показатели внутрипоровых растворов. Основные потоки биогенных элементов в экосистемах искусствен- ной гидрографической сети связаны с дренажным и поверхностным стоком, аккумуляцией в водной растительности и иловых отложе- ниях, поступлением с диффузионными потоками из илов, изъя- тием из экосистемы при проведении регламентных очистных ра- бот, являющимся конкретной реализацией механизма самоочи-
щения
Мелиорированные угодья нуждаются в организации водо- охранных сооружений, препятствующих смыву в искусственную гидрографическую сеть удобрений и биогенных веществ, — от- стойников-биопрудов, биоканалов, рассеивающих выпусков и водо- аэрационных сооружений. Эти сооружения реализуют природоими- тирующий принцип мелиоративного освоения водосборов (ими- тируют речное русло в его естественном состоянии), повышают экологическое разнообразие мелиорируемых водосборов и созда- ют комплексные ландшафтно-геохимические барьеры на пути по- токов загрязненных вод.
В целом экологические проблемы водной мелиорации связа- ны с вторичным засолением почв, снижением запасов гумуса, загрязнением почв и вод пестицидами и удобрениями, потеря- ми воды на фильтрацию и непродуктивное испарение, сниже- нием биологической продуктивности лесов в зонах влияния осу- шения.
Существуют определенные требования к проектированию био- инженерных сооружений для очистки ливневых и талых вод, по- ступающих с территорий объектов инфраструктуры сельскохозяй-
ственного производства (например, каскады интенсивно дрени- рованных наклонных площадок и каналов-биопрудов).
Обязательным элементом проектов осушения и использования заболоченных земель должен быть комплекс противопожарных ме- роприятий, необходимость в котором возникает при мощности торфа более 0,3 м в неосушенном состоянии и зольности менее 50 %. Наиболее эффективным противопожарным мероприятием, одновременно улучшающим водно-физические свойства, снижа- ющим интенсивность минерализации торфа и повышающим уро- жайность сельскохозяйственных культур, является внесение ми- неральных грунтов в объеме, обеспечивающем зольность пахотно- го слоя более 50 %. Оно может осуществляться путем вспахивания подстилающего минерального грунта на мелкозалежных торфяни- ках; при разравнивании кавальеров на каналах, врезающихся в минеральные грунты; при срезке минеральных бугров в процессе планировки поверхности мелиорируемых земель; за счет подвозки минерального грунта при строительстве водоприемников, прудов и других сооружений.
В качестве источников противопожарного водоснабжения осу- шаемых торфяников могут использоваться водохранилища, пру- ды, реки, озера, открытая осушительная сеть с подпорными регу- лирующими сооружениями, специально устраиваемые противо- пожарные водоемы и подземные воды. Расчетная величина стока для источников противопожарного водоснабжения принимается равной минимальному среднемесячному меженному стоку 75%-й обеспеченности. Расстояния между подводящими воду каналами, трубопроводами, противопожарными водоемами и скважинами ус- танавливаются, исходя из радиуса действия пожарных агрегатов. Как правило, эти расстояния должны приниматься до 500 м (при длине пожарных рукавов до 250 м).
Количество и размеры противопожарных водоемов, питающихся грунтовыми водами, определяются исходя из расчетного противо- пожарного запаса воды.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением