logo search
Водные ресурсы Свердловской области Лекция 10

Экономическое регулирование

Экономическое регулирование природоохранной деятельности в 2003 г. осуществлялось в соответствии с федеральным законодательством, в частности Бюджетным, Налоговым кодексами

РФ, Законом «Об охране окружающей среды» Соглашением от 12.01.96 № 2 между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей среды (статья 6: «При отсутствии установленных федеральными органами власти базовых нормативов органы государственной власти Свердловской области самостоятельно устанавливают базовые нормативы платы за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ и отходов в окружающую природную среду и за пользование природными ресурсами»), постановлением Правительства РФ от 12.06.03 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов составляет 8461,5 млрд руб. (2003 г.). Эксплуатационные затраты на обслуживание этих фондов в структуре затрат на охрану природы традиционно составляют более 50 %.

Это объясняется в значительной степени большой долей износа основных фондов водного хозяйства. Так, в 2003 г. затраты на капитальные ремонты сооружений и установок для очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов составили 176,2 млн руб.

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, является основой экономического механизма водопользования и одним из важнейших источников финансирования водоохранных и водохозяйственных программных мероприятий.

Реализация механизма платы за пользование водными объектами основывается на следующих принципах:

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает:

Объектом платы за пользование водным объектом являются: забор воды; сброс сточных вод, попадающих в водные объекты; сплав древесины; использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, проведения буровых, строительных и иных работ; электроэнергия, вырабатываемая гидроэлектростанциями при пользовании водными объектами.

Минимальные и максимальные ставки платы установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.07.98 № 818 и от 28.11.01 № 826, законодательством Свердловской области, устанавливающим конкретные ставки платы по категориям плательщиков (в пределах лимитов 2003г.):

Сумма платы, поступающая в бюджеты субъектов Федерации, должна направляться в полном объеме на финансирование территориальных водохозяйственных и водоохранных программ.

Платежи за загрязнение водных объектов с 1992 г. вносятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632, с 2004 г. – в соответствии с Федеральным законом «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и должны использоваться на охрану водных объектов от загрязнения.

Водный налог (водная рента). В современных динамичных условиях развития экономики страны объективной необходимостью является переход на более высокий уровень экономических отношений в водном хозяйстве. В связи с этим требуют безотлагательного решения такие проблемы, как стоимостная оценка водных ресурсов в составе национального богатства, определение их налогооблагаемого потенциала, способы изъятия в бюджет избыточного рентного дохода, обусловленного как природными, так и экономическими факторами при хозяйственном использовании водных ресурсов.

Экономическая составляющая действующих платежей за водопользование - затраты на восстановление и охрану водных объектов, защиту от вредного воздействия вод и текущие затраты, поэтому эти платежи принципиально не могут учитывать водную ренту как таковую. Кроме того, плата вносится всеми водопользователями и учитывается в себестоимости продукции (услуг), а рентные платежи (водная рента) должны вноситься только теми водопользователями, которые получают дополнительную прибыль за счет использования водных ресурсов.

Государство, как собственник водных объектов, вправе претендовать на получение ренты, которая должна взиматься за счет дополнительной прибыли, получаемой водопользователем при пользовании ресурсом, являющимся государственной собственностью.

Образование водной ренты при пользовании водными объектами возможно в следующих отраслях экономики:

Средства, поступающие от водной ренты в доходную часть бюджетной системы в качестве водного налога, необходимо использовать на решение текущих задач водохозяйственного комплекса.

Арендные платежи – один из видов платежей, предлагаемых в проекте нового Водного кодекса, – взимаются за предоставленные в аренду части (участки) водных объектов. Арендная плата определяется исходя из затрат: на охрану, восстановление и содержание водных объектов и гидротехнических сооружений; ликвидацию ущерба (вреда), наносимого водному объекту при его использовании в хозяйственных, рекреационных и иных целях.

При этом учитываются качественные и количественные показатели, влияющие на водный объект.

В аренду передаются следующие виды водных объектов и их частей:

Водные объекты, перечисленные выше, предлагается передавать в аренду для таких видов водопользования, как рекреация, разведение рыбы, водоплавающей птицы, бобров, нутрий, водной растительности, добыча торфа и сапропеля.

Акватория водного объекта передается в аренду на основе договора аренды.

Право стать арендатором могут получить те юридические лица и граждане, которые способны обеспечить наиболее рациональное использование водных объектов и их ресурсов. Предоставление водных объектов и их ресурсов в аренду допускается на условиях конкурса.

Арендные платежи устанавливаются в минимальном и максимальном размерах. Размер минимальных и максимальных ставок арендных платежей устанавливаются федеральным государственным органом управления бассейном (бассейнами) водного объекта (водных объектов) – бассейновым водным управлением – по согласованию с территориальными федеральными органами управления водным фондом и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Арендные платежи рекомендуется использовать на восстановление и охрану водных объектов, на мероприятия по защите от вредного воздействия вод, на мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и на нужды государственной службы контроля за состоянием водных объектов и водохозяйственных сооружений.

Платежи за услуги по водопользованию, оказываемые водохозяйственными предприятиями и учреждениями на договорной основе. Указанные платежи устанавливаются:

Плата за вышеперечисленные услуги дифференцируется по видам работ и услуг и может определяться как договорная цена законодательством области.

Ущербы, наносимые водным объектам при нарушении водного законодательства. Вносимые платежи не освобождают водопользователя от компенсации за ущерб, нанесенный водному объекту при нарушении водного законодательства.

Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Суммы возмещения ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, перечисляются в федеральный бюджет или бюджет Свердловской области в установленном порядке и расходуются на восстановление и охрану водных объектов.

Экономические оценки водно-ресурсного потенциала (ВРП). Использование экономической оценки ВРП многогранно, но основное ее назначение – дать собственнику ресурса адекватное представление о ценности объекта собственности и о факторах, влияющих на изменения этой ценности как в сторону ее увеличения, так и уменьшения. Полная экономическая оценка должна стать базисом для экономического механизма управления процессами водопользования как на макроэкономическом уровне (составление планов и программ по размещению производитель- ньгх сил, схем комплексного использования и охраны водных объектов, повышение осознания нацией ценности водных объектов и др.), так и на региональном уровне (система платежей за водопользование, региональные планы и программы по восстановлению, охране и рациональному использованию водных объектов, лицензирование водопользования и др.).

В РосНИИВХ была разработана методика экономической оценки ВРП поверхностных водных объектов по отдельным элементам с учетом их качественного состояния (экологического статуса). По заказу МНР Свердловской области были проведены расчеты экономических оценок BPII для бассейнов основных рек территории.

Классификация отдельных элементов ВРП по группам и категориям (на отдельные группы запасов – основные и возобновимые запасы; возобновимых запасов на категории – потенциальные и эксплуатационные ресурсы) позволяет практически на начальном этапе дифференцировать подходы в определении экономической ценности тех или иных категорий ресурсов водной экосистемы по экологической (основные запасы) и экономической (потенциальные и эксплуатационные ресурсы) значимости.

Пригодность экологических условий для целей водопользования снижается по многим элементам ВРП практически до нуля с ухудшением гидробиологических и физико-химических показателей. В зависимости от степени ухудшения экологического состояния поверхностных водных объектов возможности использования многих ресурсов, свойств и качеств сводятся на нет, если не предпринимается никаких эффективных мер к воспроизводству средообразующих компонентов водной экосистемы и основных запасов по элементам ВРП.

Экономика области направлена на развитие производительных сил, опирающихся на имеющиеся природные условия и ресурсы. Уровень использования водных ресурсов по территории неодинаков, однако их вовлечение в сферу материального производства является повсеместным. Для составления планов развития и размещения производительных сил также имеет значение прогноз изменения экономической ценности ресурсной базы и, в частности, водно-ресурсного потенциала.

Экономическая оценка ВРП позволяет учесть особенности его формирования и использования, а также качественные характеристики среды в аспекте водных проблем. Появляется возможность измерить величины потерь, вызванных прекращением эксплуатации или ухудшением качества ресурсов ВРП вследствие деградации водного объекта.

Результаты экономической оценки ВРП бассейна реки, например, показывают, что загрязненность основного водотока значительно снижает возможности использования некоторых элементов ВРП в хозяйственной и иной социально значимой деятельности. Так, если анализ выявляет низкую рентную оценку вод реки по потенциалу водоснабжения для нужд промышленности и питьевых целей, тогда можно говорить о тенденции ухудшения качества воды в водоисточнике, и наоборот, а также о необходимости поиска альтернативных источников водоснабжения. В то же время анализ ценности, допустим, рекреационного потенциала показывает, что речной бассейн, обладая значительным преимуществом по различным факторам рекреационной привлекательности (таким, как наличие средств размещения туристов, приближенность к мегаполису и др.) перед другими водными объектами этого региона, значительно проигрывает им из-за загрязненности водотока и прибрежных зон. Отсюда можно сделать вывод об упущенной выгоде от использования рекреационных ресурсов бассейна реки.