4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
Практика экологического нормирования, особенно бурно раз- вивающегося в последние десятилетия, выделила три основных нормирования (табл. 4.2): санитарно-гигиеническое, экосистемное и производственно-ресурсное.
Санитарно-гигиеническое нормирование. Развивается в рамках токсикологии. Это наиболее методически продвинутое направле- ние, имеющее многолетнюю историю. К основному объекту нор-
1За рубежом такой вид аудита носит название EIA Auditing называемый также «аудитом воздействия» (Impact Auditing) или «пост-аудитом» (Post-Auditing).
мирования относится толерантность человека к вредным воздей- ствиям. Химическое воздействие на человека нормируется через ПДК вредных веществ в средах и компонентах экосистем. Физи- ческие воздействия (электромагнитное, радиационное, шумовое тепловое и т.д.) ограничиваются через ПДУ и ПДД. Второй блок нормирования этого направления включает в себя оценку каче- ства окружающей среды и ее компонентов через систему разного
Таблица 4.2 Структура и основные механизмы экологического нормирования
Основная цель | Разновидности нормирования | Норматив | Механизм и критерий |
Санитарно-гигиеническое направление экологического нормирования | |||
1. Безопасность жизнедеятельно- сти человека и сохранение гене- тического фонда человека | Концентрации, уровни и дозы вредных воздей- ствий. Критерии качества компо- нентов окружаю- щей среды Риск (заболева- ний, аварий и т.д.) | ПДК, ПДУ, ОБУВ, ИЗВ, ИЗА1*, ИХЗ2* ПДВ индивиду- ального и груп- пового риска | Лимитирование на основе прин- ципа пороговое - ти действия и принципа прием- лемого риска
Лимитирование на основе концеп- ции приемлемо- го риска |
Производственно-ресурсное экологическое нормирование | |||
2а. Экологиче- ская безопасность производствен- ных процессов и конечной про- дукции
2б. Охрана, ра- циональное ис- пользование и воспроизводство природных ре- сурсов | Объемы вредных воздействий и отходы производ- ства и потребле - ния
Технологии про- изводства и ка- чества конечной продукции
Объемы и темпы изъятия и ис- пользования ре- сурсов (лесных, земельных, вод- ных, недр и т.д.) | Лимиты образо- вания и захоро- нения отходов, ПДРО, ПДВ, ПДС
Декларация без- опасности, нор- мы качества про- дукции, серти- фикат, ресурсо- емкость
Лимиты и нормы изъятия, катего- рии, нормы экс- плуатации | Лимитирование, лицензирование
Лицензирование, сертификация, стандартизация , паспортизация, экологизация Лимитирование, лицензирование |
Окончание табл. 4.2
Основная цель | Разновидности нормирования | Норматив | Механизм и критерий |
3.Сохранение биоразнообра- зия, нормальных условий функци- онирования и развития экоси- стем
| Экосистемное Допустимые на- грузки на эко- систему, биоце- ноз, природно- территориаль- ный комплекс, элементарный ландшафт Концентрации вредных веществ в компонентах экосистем | нормирование ПДВВ, ПДЭН3*, ассимиляцион- ная емкость4*, устойчивость экосистем
ПДК |
Биоразнообразие, состояние здо- ровья населения и т.д.
Принцип поро- говости действия |
1* ИЗА — индекс загрязнения атмосферы, комплексный показатель, рассчи-
тываемый с учетом шести главных загрязняющих веществ; ИЗВ — то же, для воды.
2* ИХЗ — индекс химического загрязнения.
3* ПДЭН — предельно допустимая экологическая нагрузка: максимально до-
пустимое использование ресурсов биосферы (изъятие природных ресурсов, раз-
мещение отходов); ПДВВ — предельно допустимое вредное воздействие: то же (в
отношении использования компенсаторных механизмов самоочищения и восста-
новления биосферы).
4* Ассимиляционная емкость экосистемы — количественно выраженная спо-
собность противостоять антропогенным нагрузкам и воздействиям без деградации.
рода индексов (ИЗА, ИЗВ и т.д.) и количественных оценок. К санитарно-гигиеническому нормированию следует также отнести разработку норм СЗЗ источников водоснабжения и зеленых зон городов. Как инновационный вид можно выделить нормирование индивидуального и группового риска при разного рода чрезвычайных ситуациях.
Производственно-ресурсное нормирование. К нему относят, во- первых, производственно-технологическое обеспечение соблю- дения экологических норм и правил через экологизацию техно- логических процессов, нормирование качества выпускаемой продукции, ограничение прямого воздействия на природную среду со стороны предприятий, нормирование и стандартизацию в области обращения с отходами производства и потребления. Основными показателями, лимитирующими вредные воздействия на окружающую среду, являются ПДВ и ПДС загрязняющих веществ, а также ПДРО.
Во-вторых, это направление включает в себя проблему рацио- нального использования, охраны и обеспечения условий воспро-
изводства природных ресурсов. Контроль рационального исполь- зования основных видов ресурсов обеспечивается системой кадас- тровых оценок, мониторингом и государственной экологической экспертизой. Необходимым условием эффективного управления о области природно-ресурсного нормирования является дифферен- цированный по хозяйственной ценности и природоохранной зна- чимости подход к основным видам ресурсов (земля, лес, вода, минеральные ресурсы).
Экосистемное нормирование. Задача этого нормирования заклю- чается в сохранении биоразнообразия, нормальных условий фун- кционирования и развития экосистем. Экосистемное нормирова- ние является одним из наиболее важных направлений. Его можно рассматривать как определение комплексных показателей устой- чивости экосистем и их численных значений, разработку норма- тивов и регламентов, ограничивающих негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду возможностя- ми экосистем.
Экосистема представляет собой совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную географи- ческую территорию, отличающуюся от соседних территорий но химическому составу компонентов и физических показателей. Важ- нейшим свойством экосистемы является устойчивость (стабиль- ность): резистентная (способность не изменяться под внешним воз- действием) и упругая (способность быстро восстанавливаться пос- ле снятия воздействия).
Понятие устойчивости особенно широко стало использоваться с развитием геоэкологических исследований для сравнительной оценки воздействий источников возмущения природной среды.
При обосновании количественных оценок устойчивости необ- ходимо различать устойчивость природной среды и ее отдельных компонентов и устойчивость сформировавшихся природно-техно- генньтх систем (ПТС1). Устойчивость ПТС обусловлена способнос- тью при воздействии различных природных, техногенных и акти- визированных техногенезом природно-техногенных факторов со- хранять (или восстанавливать) равновесие связей и параметров состава, структуры, состояния и свойств своих отдельных компо- нентов, обеспечивая при этом единство структурных и функ- циональных отношений.
Важнейшим принципом при оценке устойчивости является положение о том, что устойчивость по отношению к внешним техногенным воздействиям нельзя оценивать вообще, а только применительно к конкретному виду нарушений. Одна и та же си-
1 ПТС — комбинация из технического устройства и природного тела, объеди- ненных выполняемой социально-экономической функцией (например, ороситель- ные устройства).
стема может быть устойчива к одним воздействиям и не устойчива
к другим.
Устойчивость геосистемы — комплексный критерий, который можно использовать при нормировании как биотической, так и абиотической геологической среды (нарушение рельефа и дина- мики среды, деградация криолитозоны, изменение инженерно- геологических свойств пород).
Первые элементы экосистемного нормирования реализовыва- лись в процедуре ОВОС крупных проектов.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением