4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
К основным механизмам экологического нормирования следу- ет отнести лимитирование (ограничение), лицензирование, пас- портизацию и сертификацию (см. подразд. 3.2.3). Лимитирование — деятельность по установлению пределов вред- ного воздействия (химического, физического, биологического и др.) на окружающую среду и человека или ограничений на ис- пользование природных ресурсов. Оно является важнейшим меха- низмом экологического нормирования, особенно в санитарно-ги- гиеническом направлении. На принципе лимитирования построена вся система ПДК вредных веществ и ее производных, ПДУ физи- ческих воздействий, ограничений воздействия производственной деятелъности человека и эксплуатации природных ресурсов. Лими- тирование как механизм ограничения также включает в себя сис- тему производственных, отраслевых и региональных норм приро- родопользования. Для водных ресурсов это лимитирование отведе- ния и потребления, нормы истощения и изъятия воды, размеры водоохранных зон. В лесном хозяйстве базовыми являются нормы возраста рубок и воспроизводства лесов, нормы лесосеки и пр. В большинстве отраслей промышленности применяются нормы ре- сурсоемкости.
Важным инструментом в регулировании природопользования является лицензирование. Под ним понимаются мероприятия, свя- занные с выдачей лицензии, переоформлением документов, под- тверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннули- рованием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий. Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или ин- дивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными правовы- ми актами требований и условий, выполнение которых лицензи- атом обязательно при осуществлении лицензируемого вида де- ятельности.
Лицензирование упорядочивает процесс эксплуатации ресур- сов, регламентируя экологические требования к их использова- нию и охране, и ставит использование ресурсов под государствен- ный контроль. Оно регулирует те виды деятельности, реализация которых может нанести ущерб правам, законным интересам, нрав- ственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и, таким образом, — ущерб окружающей природной среде, рациональному природопользованию и ухудшить условия жизнедеятельности человека.
Осуществление деятельности, связанной с промышленным про- изводством, использованием ресурсов и обращением отходов про- изводства и потребления, в соответствии с лицензией должно от- вечать строго обозначенным нормам и правилам. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к одному из механизмов экологического нормирования, выполняющему две важнейшие функции:
превентивную — посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химических, фи- зических и биологических воздействий, других экологически зна- чимых условий на основе данных о масштабах и видах деятель- ности;
контрольную — выражается в осуществлении контроля деятель- ности природопользователя-лицензиата государственным уполно- моченным органом.
Лицензирование в области охраны окружающей среды в насто- ящее время сводится к природопользованию и представлено спе- циальными лицензиями на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешениями на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Кроме того, федеральная лицен- зия требуется на деятельность, связанную с утилизацией, склади- рованием, перемещением, захоронением, уничтожением промыш- ленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактив- ных).
Лицензирование некоторых видов деятельности по эксплуата- ции природных ресурсов передано в ведение субъектов Россий- ской Федерации.
В соответствии с экологическим законодательством приме- няются различные формы документов, выполняющих функций лицензии. Наряду с собственно лицензиями используются также разрешения (на выбросы, сбросы и захоронение отходов), лесору- бочные билеты и т.д. Все они охватываются понятием «лицензиро- вание».
Сертификация осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья населения. Иногда она рассматривается в качестве одной из форм лицензиро-
вания. С точки зрения экологического нормирования сертифика-
ция выполняет следующие функции:
обозначает требования и нормы к сертифицируемой продук-
ции с учетом лучших мировых аналогов;
внедряет экологически безопасные технологические процессы
и оборудование;
создает условия для организации производств, отвечающих уста-
новленным экологическим требованиям.
Паспортизация — это составление экологических (природо-
охранных) паспортов на отдельные объекты, единицы ресурсов, источники выбросов, системы очистки с целью оптимизации их использования, определения воздействия на окружающую среду и контроля соблюдения природоохранных норм и правил.
Экологический паспорт представляет собой систему данных, выраженных через группу стандартизованных показателей, отражающих уровень использования природных и других ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды.
В качестве механизма паспортизации природных ресурсов сле-
дует рассматривать составление кадастров, реестров, а также ба-
лансов и схем их использования и охраны.
Одной из основных целей паспортизации является установле-
ние предельно допустимых воздействий промышленных объектов,
технологий, иной хозяйственной деятельности на окружающую
среду с учетом ее фонового состояния. Это позволяет рассматри-
вать паспортизацию в качестве механизма экологического нормирования.
Все вредные вещества в зависимости от степени их негативного
влияния делятся на классы опасности. Однако одно и то же вс-
щество или химический элемент могут иметь разные классы опас-
ности в зависимости от вмещающей среды (почвы, вода, атмо-
сферный воздух, сырье, продукты питания и т.д.), что обусловлено
их физико-химическими свойствами и активностью проявления
вредных свойств. Данный подход изложен в ГОСТ 12.1.007 — 76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования бсзопасности».
По степени воздействия на организм вредные вещества подраз-
деляются на четыре класса опасности:
1-й класс — чрезвычайно опасные;
2-й класс — вьтсокоопасные;
З-й класс — умеренно опасные;
4-й класс — малоопасные.
Класс опасности устанавливается в зависимости от норм и по-
казателей, приведенных в табл. 4.3.
Отнесение вредного вещества к классу опасности производится
по показателю, значение которого соответствует наиболее высо-
кому классу опасности.
Таблица4.3 Нормы для классов опасности вредных веществ
Показатели | Класс опасности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3 | <0,1 | 0,1-1,0 | 1,1-10,0 | > 10,0 |
Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг | <15 | 15-150 | 151—5000 | >5000 |
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг | <100 | 100-500 | 501-2500 | > 2 500
|
Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/ м3 | <500 | 500-5000 | 5001-50000 | >50000 |
Коэффициент возможного ингаляционного отравления (КВИО) | >300 | 300-30 |
29-3
| <3,0 |
Зона острого действия | <6,0 | 6,0-18,0 | 18,1-54,0 | >54,0 |
Зона хронического действия | >10 | 10—5,0 | 4,9-2,5 | <2,5 |
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением