logo search
Питулько учебник

2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации

Определение области ограничений, а также качественных и ко- личественных значений уровней приемлемого риска для предполагаемых или осуществленных актов конкретного вида деятельности—мероприятия или проекта, — является целью экологического обоснования проектов. В этом случае управление экологически безопасности развитием осуществляется путем сопоставления реальных качественных и количественных значений уровней негативных воздействий с их регламентированной величиной.

В России более трех тысяч объектов, которые при авариях или разрушениях могут привести к массовым поражениям людей. Даже обычные компоненты инфраструктуры крупного города потенци- ально опасны: на овощехранилищах имеются запасы аммиака до 150 т, на водопроводных станциях — до 100 — 400 т хлора. Конди- терские фабрики, пивные заводы и хладокомбинаты часто бывают опаснее атомных реакторов.

Территория России огромна, она охватывает все основные при- родные зоны умеренного и холодного климата и подвергается воз- действию многих катастрофических природных явлений и процес- сов, что вызвало создание ряда наблюдательных служб.

Исторически в стране сложились наблюдательные службы сейс- мологического, метеорологического, лесопожарного и радиаци- онного направлений, разработаны соответствующие регламенты и алгоритмы реагирования в кризисных ситуациях.

За последние 10—15 лет в России произошли следующие при- родные катастрофы, приведшие к гибели людей и значительному материальному ущербу: землетрясения на Сахалине, наводнения в Якутии, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, оползни, лави- ны и сели во многих горных районах, тайфуны и смерчи на Даль- нем Востоке и в Центральной России, лесные пожары в Якутии, Магаданской области, Северо-западном и Центральном федераль- ных округах.

За этот же период с нарастающей частотой возникали разнооб- разные техногенные аварии: взрыв продуктопровода в Башкирии, разрыв нефтепровода в Коми и Башкирии, радиационные аварии в Чернобыле, Томске, Челябинске, многочисленные аварии на всех видах транспорта, взрывы метана на шахтах и прорывы плы- вуна в метро, пожары на предприятиях и в гостиницах.

Статистика техногенных аварий свидетельствует, что по уров- ню риска на первом месте находится железнодорожный и трубо- проводный транспорт. Причинами аварий являются технологичес- кие нарушения, изношенность устарелых конструкций и отсут- ствие надлежащего технико-эксплуатационного контроля.

Недостаточная подготовленность и оснащенность наблюдатель- ных служб снижает эффективность превентивной фазы. Развитие аварий часто происходит по сценарию с наиболее тяжелыми по- следствиями, что связано с запаздыванием реагирования, неадек- ватностью принимаемых решений, неоперативностью управления и неподготовленностью ликвидационных служб.