30. Объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона экологических правонарушений
Ст. 81 закона об ООПС: экологическое правонарушение - виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Данное определение содержит основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем указаны не все признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние, нарушающее законодательство);
перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологического правонарушения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические и иные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья, должностные и т.д.).
Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии.
Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности.
Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные, например) являются предметом правонарушения. Это один из важнейших признаков экологического правонарушения.
Именно он позволяет определить в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, - хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.
В экологических правонарушениях их предмет всегда следует рассматривать в связи с об объектом. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому причиняется ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения. Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций (лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб, например).
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом. В предусмотренных законом случаях, в объективную сторону включается место, время, обстановка, орудия, способы, методы совершения правонарушения. Например, состав административно-наказуемой и уголовно-наказуемой охоты включает охоту в запрещенное время, в запрещенном месте, без разрешения, запрещенными орудиями и способами (ст. 85 КАП РСФСР; ст. 256 нового УК).
С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная.
Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность - в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).
Так, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 63 КАП), засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72 КАП) совершаются умышленно, а уничтожение или повреждение леса в результате небрежного обращения с огнем (ст. 76 ч. 2 КАП, ст. 261 УК) только по неосторожности.
Ряд деяний, как например, загрязнение природной среды(ст. 77 КАП, ст. 250,251,252 УК), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 55 КАП) могут быть совершены умышленно, отношение к последствиям же - неосторожное.
Мотивы и цели умышленных экологических правонарушений могут быть различными и, как правило, в качестве признаков состава правонарушения не указываются, но могут учитываться при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств.
Статья 88 Закона а Об охране окружающей природной среды, учитывая положения гражданского законодательства, предусматривает исключение из общего правила о виновной ответственности. Оно относится к тем случаям, когда вред причиняется источником повышенной опасности. Обязанность возмещения вреда возлагается на владельца данного источника независимо от наличия вины. Ущерб подлежит возмещению в силу самого факта его причинения, если не будет доказано, что он произошел вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.
Следует различать, на наш взгляд, субъектов правонарушения и субъектов ответственности. Административным, гражданским, трудовым законодательством, например, предусмотрена ответственность третьих лиц за действия или события, к которым они объективно не причастны. Так, административная ответственность может быть возложена на родителя за действия несовершеннолетних детей, гражданско-правовая - на перевозчика грузов или владельца источника повышенной опасности, дисциплинарная - на начальника за действия подчиненного.
Субъектом уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности по действующему законодательству могут быть только физические лица.
Субъектом административной и гражданско-правовой ответственности - как физические, так и юридические лица.
Действующим законодательством предусмотрено, что административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста.
В порядке гражданского судопроизводства они несут с 15 до 18 лет ограниченную ответственность, а с 18 лет - полную, т.к. с этого возраста лицо становится полностью дееспособным.
Каких-либо возрастных ограничений относительно возможности возложений дисциплинарной и материальной ответственности на лиц, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, не предусмотрено.
- Экологическое право Конспект лекций
- 1. Эп как учебная дисциплина и отрасль правовой науки
- 2. Система источников эп и их виды
- 3. Становление и развитие эп. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии эп
- 4. Понятие права окружающей среды.
- 4. Проблема соотношения компетенции федерации и субъектов федерации в области экологии
- 5. Закон "об охране окружающей природной среды". Общая характеристика и место в системе источников экологического права
- 6. Понятие экологического правоотношения и его виды. Содержание экологических правоотношений, субъекты и объекты правоотношений
- 7. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических прав граждан
- 8. Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды
- Раздел III Закона об охране окр. Прир. Среды. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
- 9. Возникновение и прекращение права собст-ти на прирорые ресурсы
- 10. Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами
- 11. Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан. Процедуры защиты
- 12. Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права
- 13. Субъекты и объекты права природопользования
- 14. Конституциюнные основы экологического права
- 16. Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды
- 17. Экологическое право и управление зарубежных государств
- 18. Понятие, методы и организация государственного управления охраной окружающей среды
- 19. Особо охраняемые природные территории. Понятие, виды, правовое регулирование
- 20. Принципы правовой охраны окружающей среды
- Раздел 1. Общие положения
- 21. Понятие, методы и организация гос-го управления охраной окружающей среды
- 22. Гос. Экологический контроль: понятие, органы, полномочия должностных пиц
- 23. Нормирование и стандартизация - основная правовая мера охрены окружающей среды и функция гос-го управления
- 24. Источники экологической информации. Территориальные и отраслевые кадастры
- 25. Ответственность за экологические. Правонарушения
- 26. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание
- 27. Проблемы финансирования охраны окружающей среды
- 28. Принципы, объекты, порядок проведения государственной экологическое зкспертизы
- 29. Внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования
- 30. Объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона экологических правонарушений
- 31. Правовой режим курортных и рекреационных зон
- 32. Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды
- 33. Понятие системы и источников международного экологического права
- 34. Общественная экологическая экспертиза
- Глава IV: Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза"
- 35. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 36. Понятие юридической ответственности в охране окружающей среды
- 38. Оценка воздействия на окружающую среду
- 39. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды
- 40. Право человека на получение достоверной информации в области охраны окружающей среды