logo search
Питулько учебник

2.2.1. Определение цели инвестирования

Инвестиционный замысел предлагаемого проекта. Подготовка к строительству начинается с формирования инвестиционного за- мысла предлагаемого проекта. Само понятие «строительство» вклю- чает в себя новое строительство, расширение, реконструкцию, реставрацию и техническое перевооружение отдельных зданий и сооружений, а также благоустройство земельных участков.

Инвестиционный замысел предлагаемого проекта включает б

себя:

выбор инвестором (заказчиком) наиболее приемлемого ва- рианта инвестирования для получения максимальной прибыли (дохода);

обоснование целесообразности инвестирования в предполагае- мый объект на выбранном месте (регионе) строительства с опре- делением предварительных условий согласований природоохранных и других местных органов;

установление примерных технико-экономических показателей в пределах финансовых возможностей инвестора;

установление необходимого объема финансирования и источ- ников финансирования;

выявление оптимального варианта реализации инвестиционного замысла;

принятие принципиального решения о целесообразности (не- целесообразности) инвестирования в строительство объекта.

Проработка инвестиционного замысла осуществляется с уче- том условий, данных и положений, содержащихся в следующих материалах:

прогнозы развития территории, в том числе экономические, социальные и др.;

схемы развития и размещения производительных сил;

схемы развития промышленных узлов;

градостроительная документация;

проекты объектов-аналогов;

ранее проведенные маркетинговые исследования;

научно-исследовательские и конструкторские разработки;

рекламы, каталоги;

другие информационные и статистические данные.

Материалы инвестиционного замысла используются при раз- работке декларации (ходатайства) о намерениях инвестирования в строительство предприятия, здания и сооружения, а также для проработок элементов бизнес-плана.

Декларация (ходатайство) о намерениях инвестирования в стро- ительство. Предложения о размещении и сооружении объекта ис- ходят от инвестора (заказчика), который на основании потребно- стей регионов, выявленных в схемах развития и размещения от- раслей народного хозяйства, или исследования ситуации на рын- ке продукции и услуг составляет декларацию (ходатайство) о на- мерениях инвестирования в строительство предприятия, здания или сооружения. При ее разработке инвестор должен руководство- ваться Порядком разработки, согласования, утверждения и соста- ва обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, принятым в 1995 г., а также законодательными и нормативными актами Российской Федерации, постановлениями государственных органов субъектов Российской Федерации и иными документами, регламентирующими воспроизводство основных фон- дов.

Декларация о намерениях инвестирования в строительство дол- жна содержать информацию:

о целях, источниках и возможностях инвестирования;

вариантах местоположения, сроках строительства и ввода объекта в эксплуатацию;

технико-экономических показателях;

промышленной, радиационной и экологической безопасности.

Разработка декларации осуществляется с учетом условий, дан- ных и положений, содержавшихся в градостроительной докумен- тации: схем расселения, районной планировки, промузлов, ген-

планов, схем развития и размещения производительных сил и иных возможных для использования материалов, а также на основе ин- вестиционного замысла (целей инвестирования) и представлен- ных местными администрациями условий и требований.

Материалы декларации служат основанием:

по сложным объектам — для получения решения местного органа исполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования в строительство предприятия, здания или соору- жения, выдачи и получения предварительных технических и эколо- гических условий;

отдельным несложным объектам (по решению органа исполни- тельной власти) — для проведения необходимых согласований принимаемых строительно-технических решений, оформления акта выбора земельного участка и получения решения о предваритель- ном согласовании места размещения объекта.

Декларация о намерениях направляется инвестором на рассмот- рение:

а) для объектов федерального и регионального значений — в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление объектом, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых намечается раз- мещение объекта;

б) объектов местного значения — в органы местного самоуправ- ления, на территории которых намечается размещение объекта.

По результатам положительного рассмотрения декларации о намерениях инвестор принимает решение о разработке в установ- ленном порядке обоснований инвестиций.

По отдельным несложным объектам на основании декларации по решению органа исполнительной власти может быть оформлен акт выбора земельного участка.

Экологические требования в составе декларации о намерениях. На этапе определения цели инвестирования инвестор должен вы- полнить следующие экологические требования:

произвести экологическую оценку района потенциального раз- мещения инвестиционного объекта;

оценить источники воздействия от планируемого предприятия (производства) на окружающую среду;

получить предварительное согласование условий природополь- зования и граничных экологических условий.

Выполнение экологических требований позволяет провести оценку экологической опасности намечаемых мероприятий, свое- временный учет экологических, социальных и экономических по- следствий воздействия планируемых объектов на окружающую

среду.

Экологически обоснованные решения инвесторов в документа- ции должны гарантировать:

экологическую безопасность населения;

минимальный ущерб природной среде и населению при устой- чивом социально-экономическом развитии территорий;

благоприятные экологические условия для проживания населе- ния;

рациональное и экономное расходование природных, матери- альных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

выпуск экологически безопасной продукции;

сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исто- рического наследия народа;

внедрение высокопроизводительного мало- или безотходного не создающего отходов, которые нельзя утилизировать) техноло- ического оборудования и техники.

Требования к экологическому обоснованию в прединвестици- онной документации сформулированы в «Инструкции по эколо- гическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утвер- жденной приказом Министерства природных ресурсов Российс- кой Федерации от 29.12.95 № 539.

Прединвестиционная документация должна содержать инфор- мацию, достаточную для определения экологического риска на- мечаемой деятельности, оценки рациональности природопользо- вания при различных вариантах этой деятельности. Намечаемая деятельность должна:

быть взаимоувязана с ранее принятыми к реализации про- граммами и проектами в части использования природных и тру- довых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сло- жившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие;

соответствовать принципам устойчивого экологически безопас- ного развития территории, не создавать угрозы для здоровья насе- ления;

способствовать рациональному использованию природных ре- сурсов, сохранению природных богатств, уникальности природ- ных экосистем региона и его демографических особенностей, ис- торико-культурного наследия.

Исходные данные для экологического обоснования прединвес- тиционной документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.

Экологическое обоснование прединвестиционных материалов должно содержать оценку возможности развития намечаемой дея- тельности в районе возможного размещения с учетом:

нормативов качества природной среды;

существующей системы ограничений на природопользование;

прогнозируемого состояния окружающей среды при планируе- мых сбросах, выбросах, отходах производства и других видах воз- действия.

Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на анализе:

природно-ресурсного потенциала территорий,

существующего использования природных, трудовых и других ресурсов,

состояния природной среды, историко-культурного наследия;

потребности в важнейших ресурсах;

оценок возможных изменений экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствий этих измене- ний для социально-экономического развития территории,