2.2.1. Определение цели инвестирования
Инвестиционный замысел предлагаемого проекта. Подготовка к строительству начинается с формирования инвестиционного за- мысла предлагаемого проекта. Само понятие «строительство» вклю- чает в себя новое строительство, расширение, реконструкцию, реставрацию и техническое перевооружение отдельных зданий и сооружений, а также благоустройство земельных участков.
Инвестиционный замысел предлагаемого проекта включает б
себя:
выбор инвестором (заказчиком) наиболее приемлемого ва- рианта инвестирования для получения максимальной прибыли (дохода);
обоснование целесообразности инвестирования в предполагае- мый объект на выбранном месте (регионе) строительства с опре- делением предварительных условий согласований природоохранных и других местных органов;
установление примерных технико-экономических показателей в пределах финансовых возможностей инвестора;
установление необходимого объема финансирования и источ- ников финансирования;
выявление оптимального варианта реализации инвестиционного замысла;
принятие принципиального решения о целесообразности (не- целесообразности) инвестирования в строительство объекта.
Проработка инвестиционного замысла осуществляется с уче- том условий, данных и положений, содержащихся в следующих материалах:
прогнозы развития территории, в том числе экономические, социальные и др.;
схемы развития и размещения производительных сил;
схемы развития промышленных узлов;
градостроительная документация;
проекты объектов-аналогов;
ранее проведенные маркетинговые исследования;
научно-исследовательские и конструкторские разработки;
рекламы, каталоги;
другие информационные и статистические данные.
Материалы инвестиционного замысла используются при раз- работке декларации (ходатайства) о намерениях инвестирования в строительство предприятия, здания и сооружения, а также для проработок элементов бизнес-плана.
Декларация (ходатайство) о намерениях инвестирования в стро- ительство. Предложения о размещении и сооружении объекта ис- ходят от инвестора (заказчика), который на основании потребно- стей регионов, выявленных в схемах развития и размещения от- раслей народного хозяйства, или исследования ситуации на рын- ке продукции и услуг составляет декларацию (ходатайство) о на- мерениях инвестирования в строительство предприятия, здания или сооружения. При ее разработке инвестор должен руководство- ваться Порядком разработки, согласования, утверждения и соста- ва обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, принятым в 1995 г., а также законодательными и нормативными актами Российской Федерации, постановлениями государственных органов субъектов Российской Федерации и иными документами, регламентирующими воспроизводство основных фон- дов.
Декларация о намерениях инвестирования в строительство дол- жна содержать информацию:
о целях, источниках и возможностях инвестирования;
вариантах местоположения, сроках строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
технико-экономических показателях;
промышленной, радиационной и экологической безопасности.
Разработка декларации осуществляется с учетом условий, дан- ных и положений, содержавшихся в градостроительной докумен- тации: схем расселения, районной планировки, промузлов, ген-
планов, схем развития и размещения производительных сил и иных возможных для использования материалов, а также на основе ин- вестиционного замысла (целей инвестирования) и представлен- ных местными администрациями условий и требований.
Материалы декларации служат основанием:
по сложным объектам — для получения решения местного органа исполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования в строительство предприятия, здания или соору- жения, выдачи и получения предварительных технических и эколо- гических условий;
отдельным несложным объектам (по решению органа исполни- тельной власти) — для проведения необходимых согласований принимаемых строительно-технических решений, оформления акта выбора земельного участка и получения решения о предваритель- ном согласовании места размещения объекта.
Декларация о намерениях направляется инвестором на рассмот- рение:
а) для объектов федерального и регионального значений — в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление объектом, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых намечается раз- мещение объекта;
б) объектов местного значения — в органы местного самоуправ- ления, на территории которых намечается размещение объекта.
По результатам положительного рассмотрения декларации о намерениях инвестор принимает решение о разработке в установ- ленном порядке обоснований инвестиций.
По отдельным несложным объектам на основании декларации по решению органа исполнительной власти может быть оформлен акт выбора земельного участка.
Экологические требования в составе декларации о намерениях. На этапе определения цели инвестирования инвестор должен вы- полнить следующие экологические требования:
произвести экологическую оценку района потенциального раз- мещения инвестиционного объекта;
оценить источники воздействия от планируемого предприятия (производства) на окружающую среду;
получить предварительное согласование условий природополь- зования и граничных экологических условий.
Выполнение экологических требований позволяет провести оценку экологической опасности намечаемых мероприятий, свое- временный учет экологических, социальных и экономических по- следствий воздействия планируемых объектов на окружающую
среду.
Экологически обоснованные решения инвесторов в документа- ции должны гарантировать:
экологическую безопасность населения;
минимальный ущерб природной среде и населению при устой- чивом социально-экономическом развитии территорий;
благоприятные экологические условия для проживания населе- ния;
рациональное и экономное расходование природных, матери- альных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
выпуск экологически безопасной продукции;
сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исто- рического наследия народа;
внедрение высокопроизводительного мало- или безотходного не создающего отходов, которые нельзя утилизировать) техноло- ического оборудования и техники.
Требования к экологическому обоснованию в прединвестици- онной документации сформулированы в «Инструкции по эколо- гическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утвер- жденной приказом Министерства природных ресурсов Российс- кой Федерации от 29.12.95 № 539.
Прединвестиционная документация должна содержать инфор- мацию, достаточную для определения экологического риска на- мечаемой деятельности, оценки рациональности природопользо- вания при различных вариантах этой деятельности. Намечаемая деятельность должна:
быть взаимоувязана с ранее принятыми к реализации про- граммами и проектами в части использования природных и тру- довых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сло- жившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие;
соответствовать принципам устойчивого экологически безопас- ного развития территории, не создавать угрозы для здоровья насе- ления;
способствовать рациональному использованию природных ре- сурсов, сохранению природных богатств, уникальности природ- ных экосистем региона и его демографических особенностей, ис- торико-культурного наследия.
Исходные данные для экологического обоснования прединвес- тиционной документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.
Экологическое обоснование прединвестиционных материалов должно содержать оценку возможности развития намечаемой дея- тельности в районе возможного размещения с учетом:
нормативов качества природной среды;
существующей системы ограничений на природопользование;
прогнозируемого состояния окружающей среды при планируе- мых сбросах, выбросах, отходах производства и других видах воз- действия.
Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на анализе:
природно-ресурсного потенциала территорий,
существующего использования природных, трудовых и других ресурсов,
состояния природной среды, историко-культурного наследия;
потребности в важнейших ресурсах;
оценок возможных изменений экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствий этих измене- ний для социально-экономического развития территории,
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением