logo search
Питулько учебник

2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов

Всемирный банк в порядке эксперимента приступил к эколо- гическому сопровождению финансируемых им проектов в начале 70-х гг. XX в. Он стал первой из финансовых организаций, которая

практиковала анализ и отбор проектов по сопряженным с ними экологическим последствиям и использовала ЭО для принятия решения по предоставлению займов.

В связи со случаями финансирования Всемирным банком про- ектов, которые, как оказалось, имеют негативные экологические последствия, к 1984 г. экологическое сопровождение стало обяза- тельным условием для всех проектов, связанных с воздействием на окружающую среду. Сотрудникам было дано указание уделять особое внимание оценке тех экологических эффектов каждого про- екта, которые являются потенциально необратимыми. Кроме того, проводимая Всемирным банком политика требовала, чтобы про- екты с серьезными негативными последствиями для окружающей среды при отсутствии компенсирующих мер отклонялись от фи- нансирования.

В 1989 г. требования по экологическому сопровождению финан- сируемых Всемирным банком проектов были сформулированы в специальном документе, определяющим порядок ЭО всех проек- тов, которые могли оказывать значительное воздействие на окру- жающую среду. Этим документом сотрудникам Всемирного банка было вменено в обязанность рассматривать и классифицировать все предполагаемые займы по категориям в зависимости от серь- езности потенциальных экологических проблем, выявленных на стадии технико-экономического обоснования.

Разработанная методика ЭО оказалась ценным инструмен- том для выявления присущих данному проекту экологических проблем, а также для поиска средств их решения или смягчения. Требования Всемирного банка к экологическому сопровожде- нию инвестиционных проектов во многом аналогичны подхо- дам МБРР и Международной ассоциации развития (МАР) и очень близки к требованиям Международной финансовой кор- порации (МФК).

С целью выделения важнейших потенциальных проблем эколо- гического характера на стадии отбора проектов для финансирова- ния осуществляется их классификация по степени воздействия на окружающую среду. Ее целью является принятие решения о харак- тере и масштабе ЭО или экологического анализа, которые долж- ны быть проведены в связи с предполагаемым предоставлением кредита или займа. В результате проект относят к одной из трех категорий в зависимости от характера, масштабов и степени зна- чимости его воздействия на окружающую среду:

категория А — ЭО необходима в полном объеме, поскольку виды воздействия на окружающую среду могут быть чрезвычайно разнообразны, а воздействие весьма серьезным;

категория В — достаточно проведения экологического анализа в более узких рамках, поскольку виды воздействия могут носить совершенно локальный характер;

категория С — особой необходимости в экологическом анализе нет, поскольку воздействие проекта на окружающую среду вряд ли окажется значительным.

В зависимости от конкретной ситуации ЭО может потребовать- ся для проектов и их элементов, которые, вероятно, будут вызы- вать отрицательные эффекты воздействия на окружающую среду и поэтому претендовать на отнесение к категории А:

плотины и водохранилища;

лесохозяйственные проекты, производство древесины;

крупные промышленные предприятия;

крупные оросительные и осушительные системы, а также про- тивопаводковые сооружения;

окультуривание ландшафтов инженерными методами и плани- ровка земель;

освоение месторождений полезных ископаемых, включая нефть и газ;

строительство портов и гаваней;

мелиорация и освоение новых земель;

переселение людей и освоение новых земель;

освоение речных бассейнов;

строительство тепловых и гидроэлектростанций;

производство, транспортировка и использование пестицидов и других опасных и(или) токсичных веществ.

Дать описание типа воздействия на окружающую среду доста- точно трудно. Обычно считают, что если проект связан с перечис- ленными ниже видами воздействий, то отнесение его к категории А вполне оправданно:

необратимое преобразование потенциально продуктивных или ценных земель, а также водных источников (природные леса, уча- стки дикой природы, водные объекты, имеющие рыбохозяйствен- ную ценность);

уничтожение естественных местообитаний, уменьшение био- логического разнообразия или природоохранной ценности есте- ственной системы;

создание риска для здоровья и безопасности населения (напри- мер, в результате образования, хранения и удаления опасных от- ходов, отсутствия должных мер, связанных с гигиеной труда и техникой безопасности, нарушение стандартов качества воды и воздуха);

перемещение значительного числа людей или предприятий;

отсутствие эффективных смягчающих или превентивных мер.

Одно из требований, предъявляемых к ЭО, выполняемой в пол- ном объеме, заключается в том, что должны быть приняты во вни- мание все другие проводимые или планируемые работы на терри- тории, охватываемой проектом, а также самопроизвольные явле- ния, возникающие в результате его осуществления. Например,

миграция населения в зону, освоенную в результате строительства

дороги.

Проекты и элементы, которые могут иметь эффекты воздей-

ствия на окружающую среду и для которых уместен ограниченный

по объему и охвату экологический анализ, могут быть отнесены к категории В:

сельскохозяйственные предприятия;

линии электропередачи;

небольшие оросительные и осушительные системы; использование возобновляемых источников энергии;

электрификация сельских районов;

туризм; системы водоснабжения и канализации в сельских районах;

проекты улучшения управления использованием ресурсов водо- сборного бассейна и реконструкция сооружений;

ограниченные по масштабу проекты реконструкции и повыше- ния технического уровня.

Проекты категории В часто отличаются от проектов категории А того же типа лишь масштабом.

К проектам и их компонентам, которые, как правило, не ока- зывают сколько-нибудь значительного воздействия на окружаю- щую среду (категория С), относятся: образование; планирование семьи;

здравоохранение;

питание;

совершенствование организационной структуры;

оказание технической помощи;

большинство проектов, связанных с людскими ресурсами. В соответствии с требованиями Всемирного банка отчет об ЭО конкретного проекта должен быть кратким. В нем освещаются лишь самые важные проблемы экологического характера. Глубина и сте- пень сложности экологического анализа должны быть соизмери- мы с видами и масштабами потенциальных воздействий проекта на окружающую среду. Отчет предназначен для заемщика, банка, разработчиков проекта и организаций-исполнителей. В нем обяза- тельно указываются политические, правовые и административные рамки, в которых проводится ЭО, и требования в части охраны окружающей среды, предъявляемые всеми организациями и уч- реждениями, участвующими в проекте. Затем приводятся исход- ные данные, рассматриваются наиболее значительные виды воз- действия проекта на окружающую среду, результаты оценки по- ложительных и отрицательных последствий, которые могут воз- никнуть в результате его осуществления.

Обсуждаются альтернативы в области планирования, капитало- вложений, выбора площадок, технологий, методов эксплуатации

оборудования и сравниваются между собой с точки зрения потен- циального воздействия на окружающую среды, капитальных и те- кущих затрат, соответствия условиям, требованиям по части орга- низационной базы, мониторинга и природоохранного обучения персонала. Желательно описать в количественных критериях для каждой из альтернатив затраты и выгоды, связанные с состоянием окружающей среды, и привести экономически выгодные значе- ния параметров среды, если возможно их определить.

В плане мониторинга состояния окружающей среды и экологи- ческих характеристик хозяйственного объекта следует указать, ка- ким будет его тип, кто должен его осуществлять, в какую сумму это может обойтись, какие дополнительные мероприятия, напри- мер, обучение персонала, необходимы.

Необходимо описать результаты обсуждения проекта с прави- тельственными органами, дать комментарии и замечания со сто- роны групп населения, охваченных воздействием проекта, и мес- тных неправительственных организаций.

Экологическая оценка должна гарантировать, что рассматри- ваемые варианты строительства и эксплуатации хозяйственных объектов экологически приемлемы и не нарушают устойчивости окружающей природной среды и что любые виды потенциального воздействия на нее будут распознаны на ранней стадии проекта и приняты во внимание при его разработке. Благодаря проведению ЭО внимание заемщика, банка и разработчиков проекта заблагов- ременно привлекается к экологическим аспектам предложенного проекта.

Фактически ЭО позволяет:

своевременно и реалистично рассмотреть экологические про- блемы;

уменьшить количество обязательных условий, относящихся к охране окружающей среды, в соглашении о предоставлении зай- ма, поскольку соответствующие меры могут быть приняты заранее или учтены при разработке проекта;

избежать при осуществлении проекта затрат и издержек, вы- званных внезапным возникновением непредвиденных проблем эко- логического характера.

Экологическая оценка способствует межведомственной коор- динации и является основой для рассмотрения вопросов, подня- тых группами населения, интересы которых затрагивает проект, и местными неправительственными организациями.

Несколько другой подход к ЭО практикует ЕББР. Он довольно близок к требованиям Всемирного банка, хотя и характеризуется некоторыми особенностями.

Типовой цикл выбора, подготовки, разработки и последующей оценки проекта за счет предоставления инвестиционного кредита или займа у ЕБРР включает семь этапов:

начальное предложение;

уточнение концепции;

начальное рассмотрение;

подготовка проекта;

заключительное рассмотрение;

рассмотрение Советом директоров;

подписание.

На начальном этапе заемщик представляет банку бизнес-ре- зюме или бизнес-план. Информация, содержащаяся в начальном предложении, должна быть достаточна, чтобы определить заслу- живает ли проект дальнейшего рассмотрения банком. Если заслу- живает, то начинается уточнение концепции проекта. В плане ре- шения вопросов охраны окружающей среды на этом этапе заем- щик представляет дополнительную информацию относительно ее состояния и ожидаемого воздействия на нее. Если концепция проекта принята, то следующей стадией является начальное рас- смотрение. На этом этапе требуется более подробная информа- ция по окружающей среде. Банк рассматривает оценку ее состоя- ния и определяет исследования, необходимые для разработки Проекта, ответственность за которую несет заемщик. Банк оказы- вает консультации по вопросам охраны окружающей среды. За- ключительное рассмотрение охватывает финансовые, юридиче- ские, экономические, технические и природоохранные пробле- мы. Далее проектная документация представляется на рассмотре- ние Совета директоров. Эта документация включает раздел о воз- действиях проекта на окружающую среду. После одобрения Сове- том директоров документация о займе может быть подписана и заем может расходоваться.

Банки всегда озабочены тем, что растущая тенденция пра- вового регулирования охраны окружающей среды на всех уров- нях — местном, национальном и интернациональном — может привести к необходимости отвечать за последствия ее загрязне- ния окружающей среды перед дебитором. Поэтому им необхо- димо представить полную информацию обо всех необходимых согласованиях и подробно описать процедуру согласования. Сле- дует показать, что предлагаемый проект удовлетворяет всем ныне действующим, а также возможным в будущем требованиям и ограничениям.

Экологический риск может привести к тому, что в случае вы- нужденного расторжения сделки все расходы, связанные с восста- новлением природной среды, лягут на кредитора. Поэтому эколо- гические ограничения должны быть четко отражены в бизнес-ре- зюме или бизнес-плане. Обычно раздел по экологическим нормам бизнес-плана включает в себя следующие пункты.

1. Основные законодательные акты, необходимые для выполне- ния проекта со стороны властей (заемщик представляет список

основных нормативно-правовых документов, под действие кото- рых может попасть планируемый кредит или заем).

2. Основные разрешения, которые необходимо получить для выполнения проекта:

на общегосударственном уровне;

региональном уровне;

местном или муниципальном уровне.

  1. Лицензионные требования (какие лицензии нужно получить, если таковые требуются для данного проекта).

  2. Экологические нормы (конкретные экологические нормы, ко- торые должны быть соблюдены, чтобы проект получил одобрение соответствующих юридических инстанций; федеральные, региональ- ные и местные требования, относящиеся к проекту по вопросам охраны окружающей среды, безопасности и охраны труда).

5. Контактное лицо по вопросам охраны окружающей среды (ФИО, адрес, телефон, факс).

6. Земля.

  1. Местоположение.

  2. История использования.

  1. Использование земли, которая уже принадлежит заем- щику или будет куплена в связи с выполнением проекта.

  1. Строительные объекты, предусматриваемые проектом.

  2. Оценка воздействия на окружающую среду или экологиче- ская ревизия проекта.

  3. Потенциальные обязательства по отношению к окружающей среде, если таковые предусмотрены.

  1. Предполагаемое снижение нагрузки на окружающую среду.

  1. Предлагаемые меры по улучшению состояния окружающей среды.

  1. Экологическая политика заемщика.

  1. Возможные экологические проблемы, связанные с реализа- цией проекта.

  2. Статус консультаций с общественностью по поводу про- екта.

На начальной стадии ЭО по требованию ЕБРР представленные проекты должны быть отнесены к одной из двух категорий. Проек- ты, отнесенные к категории 1, требуют обязательной ЭО, а про- екты категории 2 такой оценки не требуют.

В соответствии с требованиями ЕБРР стандартный отчет по ЭО должен состоять из трех частей: краткого содержания отчета (ре- ферата); основной части, содержащей основные результаты эко- логической оценки; приложений к основной части. В приложениях даются данные анализов, копии документов природоохранных органов, иллюстративные материалы.

По всем потенциальным проектам ЭО проводится банком со- вместно с финансовой экспертизой. Требования к проектам изме-

няются в зависимости от их характера, степени экологического воздействия, потенциальной экологической ответственности или риска, связанного с прошлыми и будущими воздействиями, са- нитарно-гигиенических условий и других имеющих отношение к делу вопросов.

Очень часто экологические исследования раскрывают пробле- мы или потенциальные денежные обязательства, которые должны быть учтены в течение переговоров и для которых должны быть разработаны и/или проведены дополнительные исследования. В рядовом случае уровень экологических исследований определяет, как проект будет соответствовать национальным и интернацио- нальным требованиям.