31. Правовой режим курортных и рекреационных зон
Лечебно-оздоровительные местности, курорты, а также их земли предназначены для лечения и отдыха граждан и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в правовом регулировании их статуса.
Правовой режим охраны окружающей среды лечебно-оздоровительных зон и курортов регулируется ст. 66 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Основным законодательным актом, определяющим порядок их создания и функционирования, финансовое и материально-техническое обеспечение, порядок разрешения споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, является Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.
Этим законом определено, что лечебно-оздоровительная местность - это территория, обладающая природными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Их охрана осуществляется посредством установления округа санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природно-лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие) устанавливаются округа горно-санитарной охраны.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) по характеру правовой охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны (строгого режима) запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящие к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения по размещению промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающееся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местной значение.
Объявление территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от их значения Правительством Российской Федерации, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются Положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается соответственно Правительством Российской Федерации либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С целью дальнейшего развития лечебно-оздоровительных функций природных территорий и курортов в последние годы появилась новая форма особо охраняемых природных территорий - эколого-курортный регион. Первой такой территорией объявлен Указом Президента РФ от 14 июля 1994 г. эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод.
Российская Федерация располагает уникальными природными ресурсами - почти всеми типами лечебных минеральных вод, лечебными грязями, историко-культурными ансамблями. С целью охраны этих объектов, более эффективного их использования для лечения и отдыха граждан постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. М 101 утверждена Федеральная целевая программа е Развитие курортов федерального значения. В ней определены задачи по сохранению и развитию курортов лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, рациональному использованию природных лечебных ресурсов России для укрепления здоровья граждан. Общие финансовые затраты на реализацию данной программы по всем источникам финансирования должны составить 9 074 835 млн. рублей (в ценах 1996 г.).
- Экологическое право Конспект лекций
- 1. Эп как учебная дисциплина и отрасль правовой науки
- 2. Система источников эп и их виды
- 3. Становление и развитие эп. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии эп
- 4. Понятие права окружающей среды.
- 4. Проблема соотношения компетенции федерации и субъектов федерации в области экологии
- 5. Закон "об охране окружающей природной среды". Общая характеристика и место в системе источников экологического права
- 6. Понятие экологического правоотношения и его виды. Содержание экологических правоотношений, субъекты и объекты правоотношений
- 7. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических прав граждан
- 8. Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды
- Раздел III Закона об охране окр. Прир. Среды. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
- 9. Возникновение и прекращение права собст-ти на прирорые ресурсы
- 10. Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами
- 11. Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан. Процедуры защиты
- 12. Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права
- 13. Субъекты и объекты права природопользования
- 14. Конституциюнные основы экологического права
- 16. Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды
- 17. Экологическое право и управление зарубежных государств
- 18. Понятие, методы и организация государственного управления охраной окружающей среды
- 19. Особо охраняемые природные территории. Понятие, виды, правовое регулирование
- 20. Принципы правовой охраны окружающей среды
- Раздел 1. Общие положения
- 21. Понятие, методы и организация гос-го управления охраной окружающей среды
- 22. Гос. Экологический контроль: понятие, органы, полномочия должностных пиц
- 23. Нормирование и стандартизация - основная правовая мера охрены окружающей среды и функция гос-го управления
- 24. Источники экологической информации. Территориальные и отраслевые кадастры
- 25. Ответственность за экологические. Правонарушения
- 26. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание
- 27. Проблемы финансирования охраны окружающей среды
- 28. Принципы, объекты, порядок проведения государственной экологическое зкспертизы
- 29. Внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования
- 30. Объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона экологических правонарушений
- 31. Правовой режим курортных и рекреационных зон
- 32. Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды
- 33. Понятие системы и источников международного экологического права
- 34. Общественная экологическая экспертиза
- Глава IV: Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза"
- 35. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 36. Понятие юридической ответственности в охране окружающей среды
- 38. Оценка воздействия на окружающую среду
- 39. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды
- 40. Право человека на получение достоверной информации в области охраны окружающей среды