1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Как уже отмечалось ранее, согласно Конституции Россий- ской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и рас- поряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей природ- ной среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окру- жающей природной среды. По предметам совместного ведения должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов федерации.
Образованную в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации систему законодательных и нормативно- правовых актов в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и рационального при- родопользования показывает табл. 1.2.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Феде- рации не могут противоречить федеральным законам.
В целях унификации банков данных правовой информации и обеспечения автоматизированного обмена ею между федераль- ными органами государственной власти, органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации, органами проку- ратуры Российской Федерации и местного самоуправления Ука- зом Президента Российской Федерации «О Классификаторе пра- вовых актов» от 15.03.2000 № 511 была положена основа система- тизации правовых актов в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической информации.
Таблица 1.2
Система экологического законодательства на федеральном и региональном уровнях
Российская Федерация | Субъекты Российской Федерации |
Федеральные законы, определяю- щие правовое регулирование на территории Российской Федерации | Законы субъектов Российской Федерации |
Указы Президента РФ, Постановления Государственной Думы Российской Федерации, Постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации | Постановления (распоряжения) органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Система государственных стандар - тов (ГОСТы) и строительных норм и правил (СНиП) | Система региональных стандартов и нормативов, межведомственной и ведомственной нормативно-ме- тодической документации органов субъектов Российской Федерации |
Система отраслевых стандартов | |
Система межведомственной и ведом- ственной нормативно-методич е- ской документации (приказы, По- ложения, инструкции и пр.) федеральных органов исполнительной власти |
Практически все законы, регулирующие вопросы охраны окру- жающей среды, природопользования и обеспечения экологиче- ской безопасности, являются рамочными. Их отдельные положе- ния дополняются Указами Президента РФ и Постановлениями Пра- вительства РФ. Во исполнение их, в свою очередь, разрабатывают- ся и принимаются нормативно-правовые акты федеральных орга- нов исполнительной власти Российской Федерации. В результате возможны ситуации, когда несколько несоответствующих друг другу нормативных правовых актов одновременно регулируют один и тот же предмет. Для решения подобных проблем последовательно применяются следующие правила.
Нормативный правовой акт, как правило, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие только после введения его в действие. В особо установленных случаях действие акта рас- пространяют и на правоотношения, которые возникли до введе- ния его в силу. Однако некоторые категории нормативно-правовых актов не могут иметь обратной силы.
Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, ей не противоречащей. Соот- ветственно, нормативные акты бывшего СССР и РСФСР приме- няются в части, не противоречащей нормативным правовым ак- там, изданным после вступления в силу Конституции Российской Федерации.
Если нормативные акты противоречат друг другу, применяют обладающий наибольшей юридической силой. Соотношение нор- мативных актов органов государственной власти Российской Фе- дерации и субъектов Российской федерации обусловливается раз- граничением предметов ведения. Согласно Конституции Российс- кой Федерации (ст. 76) по предметам совместного ведения, к ко- торым относится охрана окружающей среды, природопользова- ние и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними зако- ны и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Вне сферы ведения Российской Федерации и ведения, совместно- го с субъектами РФ, субъекты осуществляют собственное право- вое регулирование, включая принятие законов и иных норматив- ных правовых актов.
Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федера- ции не могут противоречить федеральным законам. В случае проти- воречия действует федеральный закон. В сфере ведения субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Определение юридической силы нормативного правового акта на уровне федерации производится согласно иерархии правовых актов.
Конституция Российской Федерации.
Международные договоры РФ, нормы и принципы междуна- родного права.
Федеральные законы.
Акты палат Федерального Собрания РФ, Указы и распоряже- ния Президента РФ.
Постановления Правительства РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполни- тельной власти (ГОСТы, ОСТы, межведомственные документы, ведомственные документы).
В том случае, когда противоречащие друг другу нормативные Правовые акты равны по юридической силе, применяют норма- тивный акт, принятый позднее. Если друг другу противоречат об- щая и специальная нормы (содержащиеся в одном или нескольких правовых актов), применяется норма, имеющая более специаль- ный характер.
Официальное разъяснение нормативного правового акта осу- ществляют государственные органы, принявшие толкуемый пра- вовой акт. Особую разновидность судебного толкования составля- ют постановления пленумов Верховного суда РФ и Высшего Ар- битражного суда РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76) по пред- метам совместного ведения, к которым относится охрана окружа- ющей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. Нормативно-правовая база в этой области на региональном уровне формируется на основе федеральных за- конов с учетом местных условий.
Перестройка социально-экономической системы вносит непре рывные коррективы в законодательную и нормативно-правовую базу в области охраны окружающей природной среды, обеспече- ния экологической безопасности и рационального природополь- зования.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением