22. Гос. Экологический контроль: понятие, органы, полномочия должностных пиц
Государственный контроль - один из видов государственной административно- правленческой деятельности. Его непосредственные задачи - обеспечение всеми хозяйственными субъектами, гражданами экологических требований законодательства. Контрольная деятельность надведомственна, т. е. ее указания, требования, предписания обязательны независимо от форм собственности и подчиненного хозяйственного субъекта. Функции государственного контроля разделены , использование природных ресурсов осуществляется в рамках единого органа. По закону РФ об охране окружающей природной среды государственный экологический контроль осуществляется правительствами субъектов, областей, краев, местными органами самоуправления, а также специально уполномоченными на то органами государства в области ООС, сан.-эпидем. надзора.
Нынешняя система специально уполномоченных органов гос. контроля состоит из головного органа (Гос. Ком. Экологии), выполняющего координирующие и контролирующие функции и отраслевых специально уполномоченных органов государственного экологического контроля, ведающих контролем в области охраны промышленных объектов, либо отбельных элементов, входящих в этот объект.
Список полномочий органов г. э. к. Подразделяется на 6 групп:
1. право посещать подконтрольные объекты и знакомиться с документами;
2. требовать устранения отмеченных недостатков и проведения природоохранительных мер в установл. Форме;
3. выдавать разрешение на природопользование. Устанавливать лимиты и нормативы, назначать гос. эк. экспертизу;
4. принимать решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных объектов, о возбуждении ходатайства о прекрацении их финансирования банками;
5. налагать административн. штрафы в установленн. размере за нарушение природоохранительного законодательства;
6. преъявлять иски о возмещении вреда, причиненного прирдной среде и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности. Контроль - необходимое звено в адм. методах регулирования эколог, отношений. Цель - охрана ОПС путем предупреждения и устранения правонарушений. Формы - информационный (сбор и обобщение информации для передачи ее соотв. органам государства с целью принятия предупредит, или карательных мер; предупредительный (направлено на предотвращение наступления вредных последствий).
Наряду с контролем используется термин «Надзор». Вопрос о разграничении: в класс. виде надзор выступает как самост. вид конституционной деятельности, представленной в виде прокурорского надзора. Прокуратура занимается проверкой соответствия воедения граждан юридическим нормам закона. Другие органы контроля (сан-эп. надзор, ветеринарный) помимо контрольных функций наделены правом выдачи разрешений, устанавливающие нормативы , правила, что ничем не отличает их от аналогичн. органов контроля.
Государственная служба наблюдения (мониториг) непосредственными объектами - природной средой, ее состоянием и степенью изменения, гос. контроль направлен на проверку соблюдения законодательства. Гос. контроль проводится от имени государств, а не от имени ведомства.
Производственный контроль - правила выполнения предприятиями общих мероприятий по ООС и ее отд. компонентов. Общий контроль относится к сфере государственного и к области производственного.
Закон об экологической экспертизе. Петров.
Контроль осуществляют уполномоченные государством органы: Минприроды, Госсанэпиднадзор, и т.д.
Закон "Об эпидемиологическом благополучии населения"
Постановление СМ РФ от 24 ноября 1993 г. М 1229 "О создании единой государственной системы экологического мониторинга"
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Принять предложение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (далее именуется - ЕГСМ).
2. Возложить на Министерство окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации общее руководство деятельностью ЕГСЭМ.
3. Утвердить распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти согласно приложению.
4. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации совместно с Государственными комитетами Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Государственным комитетом Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера, Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Комитетом Российской Федерации по рыболовству,
Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей Среды, Федеральной службой лесного хозяйства России, Федеральной службой геодезии и картографии России, Федеральным горным и промышленным надзором России, Комитетом по проведению подводных работ особого назначения при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, Комитетом по водному хозяйству при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
разработать и утвердить в 1 квартале 1994 г. основные нормативные документы, определяющие порядок функционирования и развития ЕГСЭМ в целом;
разработать во II квартале 1994 г. комплекс первоочередных мер по совершенствованию деятельности подведомственных служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды с учетом требований ЕГСЭМ;
разработать и представить в III квартале 1994 г. на утверждение Совета Министров - Правительства Российской Федерации проект Положения о Единой государственной системе экологического мониторинга.
5. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации как государственному заказчику обеспечить разработку во II квартале 1994 г. проекта федеральной целевой программы "Создание
Единой государственной системы экологического мониторинга" с учетом работ по государственной программе 'Экологическая безопасность России" и представить его в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
6. Министерству Российской Федерации по атомной энергии. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Комитету
Российской Федерации по машиностроению. Комитету Российской Федерации по металлургии. Комитету Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности в 1994-1996 годах обеспечить внедрение на подведомственных им предприятиях, в организациях и объединениях систем наблюдения и контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также другими источниками антропогенных воздействий.
Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации оказать перечисленным министерствам и ведомствам Российской Федерации методическую помощь при проведении указанных работ.
7. Министерству обороны Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в целях развития ЕГСЭМ разработать и осуществить в 1994-1996 годах мероприятия по применению средств и систем военной техники для наблюдения за состоянием окружающей природной среды, а также для обеспечения ЕГСЭМ средствами связи.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В.Черномырдин.
- Экологическое право Конспект лекций
- 1. Эп как учебная дисциплина и отрасль правовой науки
- 2. Система источников эп и их виды
- 3. Становление и развитие эп. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии эп
- 4. Понятие права окружающей среды.
- 4. Проблема соотношения компетенции федерации и субъектов федерации в области экологии
- 5. Закон "об охране окружающей природной среды". Общая характеристика и место в системе источников экологического права
- 6. Понятие экологического правоотношения и его виды. Содержание экологических правоотношений, субъекты и объекты правоотношений
- 7. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических прав граждан
- 8. Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды
- Раздел III Закона об охране окр. Прир. Среды. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
- 9. Возникновение и прекращение права собст-ти на прирорые ресурсы
- 10. Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами
- 11. Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан. Процедуры защиты
- 12. Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права
- 13. Субъекты и объекты права природопользования
- 14. Конституциюнные основы экологического права
- 16. Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды
- 17. Экологическое право и управление зарубежных государств
- 18. Понятие, методы и организация государственного управления охраной окружающей среды
- 19. Особо охраняемые природные территории. Понятие, виды, правовое регулирование
- 20. Принципы правовой охраны окружающей среды
- Раздел 1. Общие положения
- 21. Понятие, методы и организация гос-го управления охраной окружающей среды
- 22. Гос. Экологический контроль: понятие, органы, полномочия должностных пиц
- 23. Нормирование и стандартизация - основная правовая мера охрены окружающей среды и функция гос-го управления
- 24. Источники экологической информации. Территориальные и отраслевые кадастры
- 25. Ответственность за экологические. Правонарушения
- 26. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание
- 27. Проблемы финансирования охраны окружающей среды
- 28. Принципы, объекты, порядок проведения государственной экологическое зкспертизы
- 29. Внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования
- 30. Объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона экологических правонарушений
- 31. Правовой режим курортных и рекреационных зон
- 32. Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды
- 33. Понятие системы и источников международного экологического права
- 34. Общественная экологическая экспертиза
- Глава IV: Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза"
- 35. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 36. Понятие юридической ответственности в охране окружающей среды
- 38. Оценка воздействия на окружающую среду
- 39. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды
- 40. Право человека на получение достоверной информации в области охраны окружающей среды