5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
Сфера применения процедуры ОВОС/ГЭЭ охватывает практи- чески все виды деятельности и программы, если они способны оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды, а именно:
предложения о реализации проектов, контракты и междуна- родные договоры;
проекты правовых актов и прочие юридические документы;
федеральные программы экономического и социального разви- тия;
международные и федеральные инвестиционные программы;
программы охраны окружающей среды;
материалы, обосновывающие заявки на получение лицензий и сертификатов на природопользование;
проекты технической документации, в том числе на новые тех- нологии.
В свою очередь, ОВОС представляет собой процедуру в системе подготовки хозяйственных решений, направленных на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других послед- ствий реализации этой деятельности, а также оценку инвестици- онных затрат на природоохранные мероприятия. Согласно п. 1.3
«Положения об оценке воздействия на окружающую среду» ОВОС прозводится для всех видов деятельности, документация которой подлежит направлению на ГЭЭ.
Всякая хозяйственная деятельность заведомо оказывает нега- тивное воздействие на окружающую среду. Поэтому всегда необхо- димо иметь ответ на вопрос: насколько плата за это воздействие соответствует экономическим выгодам от реализации данной дея- тельности? В Указе Президента РФ № 440 «О концепции перехода России к устойчивому развитию» сформулированы критерии та- кого соответствия:
никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба; ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономичес- ких и социальных факторов.
Таким образом, ОВОС — это процесс, способствующий при- нятию экологически ориентированного управленческого реше- ния о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельно- сти посредством определения возможных неблагоприятных воз- действий, оценки экологических последствий, учета обществен- ного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвраще- нию воздействий.
Экологическое обоснование и ОВОС проводятся для следую- щих видов документации:
нормативная и инструктивно-методическая, регулирующая воп- росы охраны окружающей среды и экологической опасности на- селения;
предьинвестиционная — концепции, программы, схемы отрас- левого и территориального развития, комплексного использова- ния и охраны природных ресурсов, схемы инженерной защиты, районных планировок и т.п.;
градостроительная — генеральные планы застройки городов и других населенных пунктов в части экологического обоснования градостроительных решений;
предпроектная — обоснование инвестиций в строительство (на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение) пром- предприятий, объектов и комплексов;
проектная — проекты и рабочей документации для строитель- ства предприятий, зданий и сооружений;
обосновывающие материалы лицензий на природопользование в обращение с отходами;
проекты и рабочая документация для сертификации техники, технологии и материалов.
ОВОС необходимо рассматривать как один из механизмов эко- логического нормирования, так как задача определения характера и степени опасности потенциальных видов воздействия сопряже-
на с элементами экологического нормирования в процессе опре- деления допустимых экологических нагрузок и рекомендаций по оптимизации хозяйственной деятельности и максимальному сни- жению ущерба окружающей среде.
Отличие ОВОС от других методов экологического регулирова- ния вытекает из особенностей ЭО, отличающих ее от других мето- дов регулирования. Большинство систем лицензирования в значи- тельной мере полагаются на технические стандарты, которые, во- первых, не всегда способны регулировать непрямые и синергети- ческие воздействия и, во-вторых, не обязательно отражают мне- ние заинтересованных сторон. ОВОС позволяет устранить указан- ные недостатки.
Перечень видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме, перечислен ниже.
Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая про- мышленность, за исключением заводов по производству смазоч- ных материалов из сырой нефти и установок по производству сжиженного газа из угля и битуминозных сланцев мощностью до 500 т/сутки или более.
Топливно-энергетические объекты — атомные, гидравличе- ские и тепловые электростанции и крупные установки для сжига- ния топлива мощностью 300 мВт и более, а также атомные элект- ростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за ис- ключением исследовательских установок для производства и кон- версии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, макси- мальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной теп- ловой нагрузки).
Объекты ядерно-топливного комплекса—установки, предназ- наченные для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удале- ния и переработки радиоактивных отходов, ядерных боеприпасов и реакторов.
Черная и цветная металлургия — установки для доменного и мартеновского производства, предприятия черной и цветной ме- таллургии, машиностроительные и металлообрабатывающие пред- приятия, за исключением производства без литейных цехов и пред- приятий, на которых отсутствуют цехи химической обработки руд.
Химическая промышленность — химические комбинаты, пред- приятия по извлечению, производству и переработке асбеста и ас- бестсодержащих продуктов (асбестоцементной продукции — мощ- ностью свыше 20 тыс. т в год, фрикционных материалов — мощно- стью свыше 50 т в год готовой продукции, прочих изделий — в объемах свыше 200 т в год), стекла, минеральных удобрений, пе- стицидов и других ядохимикатов.
Коксохимическое производство, заводы термической перера- ботки твердого топлива.
7. Легкая промышленность — фабрики по очистке, промывке и
отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия.
8. Строительная промышленность — предприятия с гидромеха-
низированной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.
9. Строительство автомагистралей1, скоростных дорог2, трасс
для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длинойосновной взлетно-посадочной полосы 2100 м или более.
10. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.
11. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.
12. Склады для хранения нефтяных (общим объемом более
5 тыс. м3), нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений (объемом 5 тыс. т и более), пестицидов (объемом 850 т и более), наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.
13. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение
боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.
14. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные
переправы, а также внутренние водные пути и порты для внут-
реннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
15. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты
очистки и промывки вагонов.
16.. Животноводческие комплексы — свиноводческие — 50 тыс.
голов и более; по откорму молодняка крупного рогатого скота —
6 тыс. голов и более, крупного рогатого скота — 1200 коров и бо-
лее, птицефабрики — 400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн бройле-
ров и более.
17. Установки по удалению отходов для сжигания, химической
переработки или захоронения токсичных и опасных отходов.
18. Санитарно-технические сооружения и установки коммуналь-
ного назначения — мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования отходов органического
1Под автомагистралью понимают дорогу, специально построенную н пред- назначенную для движения автотранспортных средств, которая не обслуживает придорожные владения и которая: имеет, за исключением отдельных участков на временной основе, отдельные проезжие части для движения в обоих направлени- ях, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами; не имеет пере- сечения на одном уровне с дорогами, железнодорожными или трамвайными пу- тями, пешеходными дорожками; специально обозначена в качестве автомагист-
рали.
2Термин «скоростная дорога» означает дорогу, которая предназначена для движения транспортных средств, въезд на которую возможен только через развяз- ки или регулируемые перекрестки и на которой, в частности, запрещены оста- новка и стоянка на проезжей части (проезжих путях).
происхождения (включая скотомогильники) и твердых бытовых отходов районного (областного) значения.
Крупные плотины и водохранилища.
Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магист- ральные каналы.
Системы водоснабжения крупных городов — водозаборы по- верхностных вод производительностью более 1 м3/с и подземных вод при заборе воды 10 млн м3/г. и более.
Целлюлозно-бумажная промышленность — производство дре- весной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с суточным объемом продукции, прошедшей воздушную сушку, 200 т или более.
23. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля.
Добыча углеводородов на континентальном шельфе.
Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гид- ротехнических и других промышленных объектов).
Космодромы.
Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельно- сти, при подготовке обосновывающей документации на строи- тельство которых разработка ОВОС проводится в обязательном порядке на территории Российской Федерации, по сравнению с требованиями Конвенции об оценке воздействия на окружаю- щую среду в трансграничном контексте, значительно расши- рен.
Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т в год и более. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн м3 в год и более.
Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3 в год и более.
Крупные установки для доменного и мартеновского произ- водств и предприятия цветной металлургии:
спекание, обжиг и прокаливание железной мощностью 1 млн т в год и более;
все коксовые печи;
установки для производства чушкового чугуна и нерафини- рованной стали мощностью 1 млн т в год и более;
установки для производства стали из металлолома мощнос- тью 200 тыс. т в год и более;
установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т в год и более;
установки для производства, извлечения или обработки цвет- ных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т в год и более.
4. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.
5. Крупные ускорительные комплексы для получения интен- сивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер. 6. Медицинские центры, осуществляющие в широких масшта- бах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.
7. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или поли-
гоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения
(затопления) химического оружия, ракетных топлив.
8. Объекты и/или полигоны термической, химической перера-
ботки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
9. Метрополитены.
10. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение ме-
таллических РУД и угля:
1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению желез-
ной руды на месте мощностью 1 млн т в год и более;
2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению неже-
лезной руды на месте мощностью 100 тыс. т в год и более;
3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на
месте мощностью 100 тыс. т в год и более;
4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых,
особенно в акваториях.
11. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточ-
ных вод с годовым стоком более 5 % объема стока бассейна реки.
12. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с пло-
щадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесньте в целях, не свяанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
13. Крупные животноводческие комплексы мощностью:
1) свиноводческие — 30 тыс. голов и более;
2) по откорму молодняка крупного рогатого скота — 2 тыс. го-
лов и более;
3) молочные — 1200 коров и более.
14. Звероводческие комплексы.
15. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, которые
расположены на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.
Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновыва-
ющей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, является обязательным. Целесообразность ее проведения для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов МПР России. При их несогласии с предложением территориального органа МПР России орган исполнительной власти приимает решение с учетом заключения МПР России. В случае
разногласий между ними спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.
В Российской Федерации проведение ОВОС относится к компе- тенции государственных органов пяти уровней. На первом уров- не федеральные органы власти отвечают за разработку стратегии На втором уровне территориальные отделения федеральных органов власти, действующие на территории субъекта федерации, отвечают за установление нормативов и стандартов, лицензирова- ние и контроль хозяйственной и иной деятельности. На третьем уровне органы власти субъекта Российской Федерации, такие как Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обес- печению экологической безопасности и Управление по строитель- ству, играют важную роль в осуществлении экологического контро- ля за хозяйственной деятельностью, а также имеют важное значе- ние как структуры, обладающие специальными знаниями о харак- тере деятельности и экологической обстановке в районе реализа- ции проекта. Четвертый уровень представлен научно-иссле- довательскими центрами, высшими учебными заведениями, непра- вительственными организациями и т.д. На этом уровне накоплены обширные данные о характере деятельности, состоянии окружаю- щей среды в районе реализации проекта и возможных воздействиях на окружающую среду. На пятом уровне находятся междуна- родные организации, которые устанавливают условия, касающиеся экологических аспектов экономической деятельности в трансгра- ничном контексте (например, финансовые институты Европейско- го союза, рабочие органы международных конвенций и т.д.).
Например, за ЭО проекта морского порта на первом уровне ответствен- ны: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Мини- стерство транспорта Российской Федерации, Министерство здравоохране- ния Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометео- рологии и мониторингу окружающей среды, Государственный комитет Рос- сийской Федерации по рыболовству, Федеральная служба земельного ка- дастра России. На втором уровне — территориальные органы Федерального округа и региональные структуры федеральных органов (бассейновое вод- ное управление, Федеральное государственное управление «Водхоз», спе- циализированная морская инспекция и т.п.), на третьем — структурные подразделения Администрации субъекта федерации, занимающиеся воп- росами охраны окружающей среды (Комитет по природопользованию, ох- ране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Ко- митет по благоустройству и дорожному хозяйству и т.д.).
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением