3.4.1. Особо охраняемые природные территории
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) образуют нерархическую систему: от национального (федерального) уровня до регионального и местного. В эту систему входят заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы. Похожие принципы используются при проектировании лесопарков и рекреационных объектов
Цель создания ООПТ — сохранение биоразнообразия и эталон- ных экосистем. Структура ООПТ, например, Ленинградской обла- сти представлена в табл. 3.2. Следует отметить, что процесс их со- здания очень медленный. Он требует исследования затрат, согла- сований.
Наиболее распространенные категории заказников: комплекс- ный, водно-болотный, орнитологический, ихтиологический, бо- танический, гидрологический (болотный), гидрологический, ланд- шафтный; памятников природы — геологический, комплексный, гидролого-геологический.
Параллельно с постоянными государственными природными заказнмками регионального значения существует сеть охотничьих заказников, основная цель которых — сохранение охотничьей фа- уны. Они организуются и охраняются Комитетом по охотничьему
хозяйству.
Проблема создания любых природоохранных территорий в Рос- сии весьма актуальна, так как во многих регионах они занимают всего 2,5 — 3 % общей площади вместо необходимых 10— 15 %. На каждый такой объект составляется ТЭО проекта.
Таблица 3.2
Состояние и перспективы развития особо охраняемых природных территорий в Ленинградской области в конце XX в.
Вид ООПТ | Существующие на 01.01.97 | Планируемые к созданию на 01.01.98 | ||||
Число, ш т. | Площадь, тыс. га | % к площади области | Число, шт. | Площадь, тыс. га | % к площади области | |
Заповедники Природные парки Заазники Памятники природы | 1 20 13 | 41,4 149,9 5,4 | 0,48 1,74 0,06 | 1 1 4 | 20,7 180,0 132,3 | 0,24 2,09 1,54 |
Всего | 34 | 196,7 | 2,28 | 6 | 333,0 | 3,87 |
Предварительные научно-исследовательские и изыскательские работы подготавливают материалы для определения возможного статуса новой ООПТ, ориентировочных границ, размера и струк- туры земель. Затем проводится комплексное экологическое обсле- дование территорий, которые содержатся в ТЭО.
Кроме того, осуществляется зонирование лесов буквально па уровне квартала, хозяйства или участка выдела с конкретным пред- назначением каждого из них. Особого внимания требуют собствен- но водоохранные леса, так как их значительная территория нео- днородна: на ней могут иметься и незаконные постройки, и вет- ровальные участки, и просто необлесенные площади, не входя- щие в лесной фонд. Каждый участок требует проведения набора конкретных хозяйственных мероприятий, наиболее подходящих к его состоянию, природным условиям, предназначению.
В ТЭО, направляемом на ГЭЭ, последовательно рассматрива- ются цель и задачи создания ООПТ, ее правовой статус, виды допустимой сельскохозяйственной и иной деятельности в ее пре- делах и организационно-планировочные решения.
В задачи создания ООПТ в зависимости от планируемого стату- са могут входить:
сохранение целостности ландшафтов, акватории озер, реч- ных систем, растительного и животного мира, памятников приро- ды, истории, культуры, архитектуры и археологии;
создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
разработка и внедрение научных методов сохранения при- родных и историко-культурных комплексов в условиях рекреацион- ного использования;
восстановление нарушенных природных и историко-куль- турных комплексов и объектов, находящихся в границах земель- ного отвода ООПТ;
осуществление мероприятий по охране, защите лесов и ухо- ду за ними;
организация экологического просвещения населения;
контроль за соблюдением требований положения об ООПТ;
осуществление мероприятий по охране, защите и уходу за водными системами и их обитателями;
охрана и воспроизводство животного мира, регулирование его численности и проведение необходимых биотехнических ме- роприятий на основе научных разработок и рекомендаций специ- ализированных учреждений;
10) ведение экологического мониторинга.
Подробно рассматривается ландшафтная характеристика тер- ритории: формы рельефа, почвообразующие породы, почвы, уро- чища и фации. Оценивается устойчивость природных комплексов- Перечисляются редкие и исчезающие виды растений, указанные и Красной книге РФ. Характеризуется связь мест обитаний указан-
ных видов с ландшафтами. Наиболее насыщенны особо охраняе- мыми видами обычно воды и берега озер. Обитающие здесь виды чувствителъны к изменению гидрологического режима террито- рии и другим воздействиям (нерегулируемому сбору, вытаптыва- нию. загрязнению, изменению светового режима и др.). Важной характеристикой служат структура земель (лесистость территории, сельскохозяйственные угодья, болота, отчужденные земли — населенные пункты, линейные техногенные объекты), преобладающие древостой ели и сосны, их возраст, мелколиствен- ные древостои и их возраст, производительность и бонитет лесов. Описывается животный мир, его видовой состав, наличие ви- дов, нуждающихся в охране.
Водоемы разделяют на категории по рыбохозяйственному зна- чению. К высшей категории относятся водоемы с наличием особо ценных рыб (форели, хариуса, лосося и т.п.), к I категории — водоемы с наличием охраняемых видов рыб (лещ, щука, судак и т.п.), ко II категории — водоемы с наличием обычных видов рыб. Территория ООПТ разделяется на ряд функциональных зон. Зона заповедного режима включает наиболее ценные природные экоси- стемы на данной территории. Хозяйственная и рекреационная де- ятельность здесь запрещена. В зоне проводятся только мероприя- тия, связанные с охраной территории от пожаров и защитой на- саждений от вредителей и болезней.
Зона с режимом гидрологического заказника обеспечивает сохра- нение водосборных территорий верховьев рек, сохранение целос- тности и экологической чистоты исторически сложившейся гид- рологической системы. Например, на территории Валдайского на- ционального природного парка такой зоной является бассейн вер- ховьев реки Полометь, которая включена в Международный пере- чень малых рек, подлежащих особой охране, и которая является гидрологическим эталоном малых рек и эталоном температурного состояния водоемов. На территории зоны местному населению раз- решается лимитированный бесплатный сбор ягод, грибов, оре- хов любительский лов рыбы для собственных нужд. Зона рекреационного использования акватории озер обеспечивает целостность, полноводность и чистоту водоемов. В ней разрешен любительский лов рыбы, отстрел уток на пролете (по лицензиям). Для туристов целесообразно оборудовать рыбацкие приюты. На территории зоны можно разместить лодочные станции, стороже- вые кордоны, автостоянки, а также проводить мероприятия по сохранению водоемов, охране и воспроизводству ценных и других виов рыб, а также объектов наземной фауны. Зона регулируемого рекреационного использования предназначе- на для сохранения природных ландшафтов и обеспечения усло- вий для организации полноценного туристического маршрутно- го отдыха.
Зона обслуживания посетителей обеспечивает комфортный от- дых туристов на туристических маршрутах, В ней размещаются ту- ристские приюты, гостиницы, мотели, автостоянки. Разрешается пляжный отдых, сбор грибов, ягод, орехов, любительский и спортивный лов рыбы.
В охранной зоне хозяйственная деятельность предприятий и про- ектно-изыскателъские работы должны согласовываться с админи- страцией ООПТ и природоохранными структурами местных орга- нов власти.
Хозяйственная деятельность в пределах ООПТ направлена на обеспечение охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними (охрана от пожара, устройство минерализованных полос и уход за ними, лесопатоло- гическое обследование, очистка леса от захламленности, уход за лесными культурами) и восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха населения.
На территории ООПТ запрещаются деятельность, угрожающая природным комплексам, в том числе изменяющая гидрологичес- кий режим, геологоразведочные работы, заготовка природных материалов, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием ООПТ.
Например, конфликтная ситуация могла возникнуть между админис- трацией Валдайского национального природного парка и проектировщи- ками Высокоскоростной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург—Москва. Согласно проекту трасса пересекала охранную зону парка, зону с режи- мом гидрологического заказника, зону регулируемого рекреационного использования и зону обслуживания посетителей — всего 32 км. Не- смотря на то, что затрагивалась зона с режимом гидрологического за- казника, этот вариант был наиболее оптимальным при условии сохра- нения гидрологического режима территории и отсутствия ущерба ланд- шафтам. Перенос трассы в пределах парка на юг был невозможен из-за попадания в зону с режимом гидрологического заказника (р. Полометь) и в зону заповедного режима. Перенос трассы севернее г. Валдай был также невозможен, потому что в этом случае трасса попадала на охран- ные зоны озер Валдайское, Ужин, Боровно или на территорию зоны с заповедным режимом. Выход был найден при использовании первого ва- рианта в эстакадном исполнении, когда железная дорога «касалась» тер- ритории парка лишь точечно — в основании эстакадных опор. Это отрази- лось на удорожании проекта, оказавшемся, однако, не столь значитель- ным (25-30%).
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением