logo search
Геоэколог

6.6.3. Концепция эколого-хозяйственного баланса территории

Концепция эколого-хозяйственного баланса (ЭХБ) территории предполагает сбалансированное соотношение разных видов деятельности и интересов различных групп населения на территории с учетом потенциальных и реальных возможностей природы, что обеспечивает устойчивое развитие природы и общества, воспроизводство природных (возобновимых) ресурсов и не вызывает экологических изменений и последствий.

Достижение эколого-хозяйственного баланса ведет к гармонии человека с окружающей природной средой. В самом деле, эти понятия тесно связаны между собой:

Гармония:

Баланс:

согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь, например гармония интересов

соотношение взаимно связанных показателей какой-нибудь деятельности, например баланс интересов

В определении эколого-хозяйственного баланса особое внимание уделяется состоянию пространства, устройству (организации) территории. В.И. Вернадский [3] в своем учении о биосфере отмечал, что «биосфера - это организованное пространство», а в учении о ноосфере развитие цивилизации связывал с организованностью освоенной человеком биосферы.

Надо полагать, что экологический кризис конца XX в. - это прежде всего кризис структуры пространства, ее организации и соответствия природных и антропогенных систем.

Главным содержанием ЭХБ территории является совершенствование структуры землепользования и создание на его основе новых структур соответствия элементов ландшафта и видов использования земель и ориентация на постоянное расширение природных систем жизнеобеспечения человека. Особую значимость имеет повышение устойчивости за счет управляемости со стороны человека интенсивно используемых ландшафтов - природно-антропогенных систем, которое достигается соответствием направленности природных процессов и социально-экономических систем и применением экологически приемлемых и природосовместимых технологий.

Для определения ЭХБ территории используются следующие характеристики: распределение земель по их видам и категориям, площадь природоохранных территорий, площадь земель по видам и степени антропогенной нагрузки, напряженность эколого-хозяйственного состояния (ЭХС) территории, интегральная антропогенная нагрузка, естественная защищенность территории, экологический фонд территории (рис. 6.8).

Впервые оценка эколого-хозяйственного состояния территории была проведена в Московской области и Республике Алтай.

Так как управление природными и, в том числе, земельными ресурсами осуществляется в рамках административных единиц и отдельных подразделений (землепользовании), то они рассматриваются в качестве объекта изучения (эколого-хозяйственных систем). Такой подход облегчает сбор информации и практическую реализацию результатов исследований.

Анализ структуры землепользования проводится на основе классификационных единиц земельного кадастра (форма статистической отчетности № 22). Для определения степени антропогенной нагрузки (АН) земель вводятся экспертные балльные оценки. Каждый вид земель получает соответствующий балл, после чего земли объединяются в однородные группы; от АН - минимальной на землях естественных урочищ и фаций до максимальной АН - на землях, занятых промышленностью, транспортом (табл. 6.2).

Рис. 6.8. Принципиальная схема определения эколого-хозяйственного баланса (ЭХБ) территории

Группировка земель по степени АН позволяет оценить антропогенную преобразованность территории в сопоставимых показателях. Ими являются коэффициенты абсолютной (Ка) и относительной (Ко) напряженности ЭХС территории, т. е. отношения площади земель с высокой АН к площади с более низкой АН:

Коэффициент Ка показывает отношение площади сильно нарушенных горными разработками, промышленностью и транспортом земель к площади малотронутых или нетронутых территорий. Это соотношение крайних по своему значению величин должно привлекать к себе особое внимание с целью уравновешивания сильных антропогенных воздействий с потенциалом восстановления ландшафта и поддержания на соответствующем уровне необходимой площади заповедников, заказников и других природоохранных территорий. Чем больше их, тем ниже коэффициент Ка и благополучнее складывается состояние окружающей среды.

Таблица 6.2 Классификация земель по степени антропогенной нагрузки

Степень АН

Балл

Виды и категории земель

Высшая

6

Земли промышленности, транспорта городов, поселков, инфраструктуры; нарушенные земли

Очень высокая

5

Орошаемые и осушаемые земли

Высокая

4

Пахотные земли; ареалы интенсивных рубок; пастбища и сенокосы, используемые нерационально

Средняя

3

Многолетние насаждения, рекреационные земли

2

Сенокосы; леса, используемые ограниченно

Очень низкая

1

Природоохранные и неиспользуемые земли

В целом, эколого-хозяйственное состояние территории в наибольшей степени характеризуется коэффициентом Ко, так как при этом охватывается вся рассматриваемая территория. Снижение напряженности ситуации уменьшает значение коэффициентов, а при Ко, равном или близком к 1,0, напряженность ЭХС территории оказывается сбалансированной по степени АН и потенциалу устойчивости природы.

На территории Московской области в зависимости от степени АН выделяются зоны с различной напряженностью ЭХС территории (рис. 6.9). Казалось, с приближением к г. Москве коэффициенты должны возрастать, а к периферии - уменьшаться. Однако в действительности этого не происходит. Зоны располагаются не концентрическими поясами вокруг Москвы, а образуют сложную и неоднородную картину. Так, на территории Мытищинского района происходит уменьшение напряженности ЭХС, что связано с наличием здесь остатка лесопаркового пояса вокруг Москвы и водохранилищ, выступающих своеобразными экологическими буферами к антропогенным воздействиям.

Рис. 6.9. Напряженность эколого-хозяйственного состояния (ЭХС) территории Московской области: а) по коэффициенту абсолютной напряженности (Ка); б) по коэффициенту относительной напряженности (Ко)

Эколого-хозяйственная напряженность возрастает в ряде» районов Подмосковья (Химкинский, Люберецкий, Ленинский), что связано с высокой урбанизацией, насыщенностью промышленностью и транспортом; а также на юге и юго-востоке области (Каширский, Зарайский, Серебряно-Прудский и др.), что обусловлено в первую очередь значительной распашкой территории. Невысокая напряженность ЭХС территории к северу и западу от г. Москвы, а также в ряде районов на востоке области объясняется наличием больших массивов леса и пастбищных угодий.

Каждому антропогенному воздействию или их совокупности соответствует свой предел устойчивости природных и природно-антропогенных ландшафтов. Чем разнообразнее ландшафт, тем он более устойчив. Выражается это прежде всего большим количеством и равномерным распределением естественных биогеоценозов, урочищ, природоохранных зон и особо охраняемых территорий, совокупная площадь которых составляет экологический фонд (Рэф) территории. Чем он больше, тем выше естественная защищенность (ЕЗ) территории и соответственно устойчивость ландшафта.

Вместе с тем, уровень ЕЗ территории также зависит от распределения земель по степени АН. Земли, характеризующиеся высокой степенью антропогенной нагрузки, как правило, имеют низкую естественную защищенность. Если принять земли, входящие в экологический фонд с минимальной АН за P1, то площади земель с условной оценкой степени АН в 2, 3, 4 балла будут составлять 0,8 Р2, 0,6 Р3, 0,4 Р4(земли с самым высоким баллом АН в расчет не принимаются). Таким образом, появляется возможность получить суммарную площадь земель со средо- и ресурсостабилизирующими функциями (Рсф) по следующей формуле:

Рсф= Р1+ 0,8 Р2+ 0,6 Р3+ 0,4 Р4.

Если соотнести площадь земель Рсфк общей площади исследуемой территории (Ро) Рсфо, то мы получим коэффициент естественной защищенности территории (Кез). В пределах Московской области он изменяется от 0,42 до 0,75. Кезменее 0,5 свидетельствует о критическом уровне защищенности территории. В отличие от таких показателей, как лесистость, распаханность и т.п., Кезносит интегральный характер и может быть использован для комплексной оценки территории.

Таким образом, от структуры землепользования зависит, как происходит распределение и перераспределение антропогенных нагрузок по территории и в конечном счете устойчивость ландшафтов. В этом случае соответствие структуры землепользования (хозяйственной специализации) и структуры ландшафтов имеет важное научно-практическое значение. Оно может быть достигнуто на основе оценки ЭХС территории, а затем правильной ее организации (землеустройства) с учетом эколого-хозяйственного баланса (ЭХБ).

Эколого-хозяйственный баланс территории может быть достигнут за счет природно-хозяйственного зонирования территории и выделения ноосферных зон и парков. Так, в Усть-Коксинском районе Горного Алтая было выделено четыре природно-хозяйственные зоны (ноосферные парки): собственно природная, или заповедная, рекреационно-промысловая, сельскохозяйственная и селитебная (рис. 6.10), позволяющие создать жесткий экологический каркас территории, обеспечить тесную взаимосвязь природных и хозяйственных факторов, рационально использовать природно-ресурсный потенциал, сохранить средо- и ресурсовоспроизводящие функции ландшафтов и повышать качество производимой продукции.

Рис. 6.10. Эколого-хозяйственное состояние (ЭХС) территории Усть-Коксинского района Республики Алтай

Общим для выделенных зон является их слабая устойчивость к различным антропогенным воздействиям. Поэтому здесь ограничения и запреты должны совмещаться со структурными улучшениями территории. Для сельскохозяйственной зоны, располагающейся ниже высоты 1500 м над уровнем моря, необходимо снизить удельный вес пашни в площади сельскохозяйственных угодий (до 20-30 тыс. га) и организовать улучшенные (культурные) сенокосы и пастбища.

Разнообразные ландшафтные условия, нетронутые современной цивилизацией природные уголки, чистые воздух и вода, богатство биологических ресурсов Усть-Коксинского района имеют важное значение для приоритетного развития рекреационного направления в хозяйстве района. Рекреационные ресурсы могут стать основным источником финансовых поступлений в бюджет района и республики.

Однако резкий приток туристов - рекреантов может привести к негативным экологическим последствиям. Результаты оценки ЭХС территории района показывают следующую картину. Суммарная емкость туристских маршрутов не должна превышать: пеших - около 10 тыс. человек при 150 днях сезона и трех группах (по 20-25 человек) в день, водных - около 3 тыс. человек и трех группах по 5-6 человек в день.

Выделенные ноосферные зоны и парки являются основой для ландшафтного проектирования новых форм природопользования - экологических структур устойчивого развития: экополисов, технополисов, эколого-экономических зон и др. Эти образования являются своеобразными «ядрами», «точками роста», вокруг которых в соответствии с заданными ноосферными и экологическими принципами организуются, обустраиваются и развиваются соседние территории.

Выбор такой «точки роста» и ее специализации обуславливается структурой местного природно-хозяйственного комплекса, традициями, ориентацией населения. Могут быть природоохранные, рекреационные, аграрные, традиционно-промысловые и другие экополисы и технополисы. Но обязательным составным элементом всех этих образований должны быть охраняемые природные территории, выполняющие защитные, ресурсоформирующие, экологические и другие функции, а также информационные технологии, позволяющие максимальные значения вектора производства уравновешивать минимальными потерями для природной среды и осуществить переход от традиционного индустриального общества к постиндустриальному, где воспроизводству будет подвергаться сам человек, социум с окружающей средой. Это предполагает также составление комплексных программ экономического и социально-экологического развития регионов. Концепция эколого-хозяйственного баланса территории включает следующие условия (рычаги, механизмы) для перехода страны и ее регионов на сбалансированное и экологически безопасное развитие.

  1. Проведение организации, устройства и обустройства территории разного административного уровня на ландшафтно-экологической основе.

  2. Сохранение и поддержание естественных и слабоизмененных ландшафтов, выполняющих важные средо- и ресурсоформирующие функции в полном объеме.

  3. Рациональное использование и поддержание природного потенциала территории; разумное распределение природно-ресурсной ренты, прежде всего дохода от использования земли и других природных ресурсов.

  4. Управление, самоуправление и территориальная справедливость.

  5. Достижение приемлемого качества жизни и продукции и поддержание здорового образа жизни.

  6. Развитие инновационных процессов в связи с переходом на постиндустриальное развитие.