8.9. Теории эволюции органического мира Начальные этапы биологической эволюции
Появление примитивной клетки означало окончание предбиологической эволюции живого и начало биологической эволюции жизни.
Первыми возникшими на нашей планете одноклеточными организмами были примитивные бактерии, не обладавшие ядром, то есть прокариоты. Как уже указывалось, это были одноклеточные безъядерные организмы. Они были анаэробами, поскольку жили в бескислородной среде, и гетеротрофами, поскольку питались готовыми органическими соединениями «органического бульона», то есть веществами, синтезированными в ходе химической эволюции. Энергетический обмен у большинства прокариот происходил по типу брожения. Но постепенно «органический бульон» в результате активного потребления убывал. По мере его исчерпания некоторые организмы стали вырабатывать способы формирования макромолекул биохимическим путем, внутри самих клеток при помощи ферментов. В таких условиях конкурентоспособными оказались клетки, которые смогли получать большую часть необходимой энергии непосредственно от излучения Солнца. По этому пути и шел процесс формирования хлорофилла и фотосинтеза.
Переход живого к фотосинтезу и автотрофному типу питания явился поворотом в эволюции живого. Атмосфера Земли стала «наполняться» кислородом, который для анаэробов явился ядом. Поэтому многие одноклеточные анаэробы погибли, другие укрылись в бескислородных средах – болотах и, питаясь, выделяли не кислород, а метан. Третьи приспособились к кислороду. У них центральным механизмом обмена стало кислородное дыхание, которое позволило увеличить выходполезной энергии в 10–15 раз по сравнению с анаэробным типом обмена – брожением. Переход к фотосинтезу был длительным процессом и завершился около 1,8 млрд лет назад. С возникновением фотосинтеза в органическом веществе Земли накапливалось все больше энергии солнечного света, что ускоряло биологический круговорот веществ и эволюцию живого в целом.
В кислородной среде сформировались эукариоты, то есть одноклеточные, имеющие ядро организмы. Это были уже более совершенные организмы с фотосинтетической способностью. Их ДНК уже были сконцентрированы в хромосомы, тогда как у прокариотных клеток наследственное вещество было распределено по всей клетке. Хромосомы эукариотов были сконцентрированы в ядре клетки, а сама клетка уже воспроизводилась без существенных изменений. Таким образом, дочерняя клетка эукариот была почти точной копией материнской и имела столько же шансов на выживание, сколько и материнская.
Образование растений и животных
Последующая эволюция эукариотов была связана с разделением на растительные и животные клетки. Такое разделение произошло в протерозое, когда Земля была заселена одноклеточными организмами (табл. 8.2).
Таблица 8.2
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.2. Естествознание – комплекс наук о природе
- 1.3. Методы естественнонаучных исследований
- Тема 2. Лекция
- 2.1. Материя и ее свойства
- 2.2. Фундаментальные взаимодействия
- Характеристики фундаментальных взаимодействий
- 2.3. Тепловое излучение. Рождение квантовых представлений
- 2.4. Гипотеза де Бройля о корпускулярно-волновом дуализме свойств частиц
- 2.5. Опыты Резерфорда. Модель атома Резерфорда
- 2.6. Теория Бора для атома водорода. Постулаты Бора
- 2.7. Атом водорода в квантовой механике
- 2.8. Многоэлектронный атом. Принцип Паули
- 2.9. Квантово-механическое обоснование Периодического закона д. И. Менделеева
- 2.10. Основные понятия ядерной физики
- 2.11. Радиоактивность
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени. Законы движения
- 3.2. Законы сохранения
- 3.3. Принципы современной физики
- 3.4. Понятие о состоянии системы. Лапласовский детерминизм
- 3.5. Специальная теория относительности (сто)
- 3.6. Начала термодинамики. Представления об энтропии
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Химия как наука. Краткая историческая справка. Проблемы и перспективы современной химии
- 4.2. Химический элемент. Строение атома. Периодический закон
- 4.3. Химическое соединение, химическая связь
- 4.4. Химическая реакция, ее скорость, кинетика и катализ, биокатализаторы
- 4.5. Взаимосвязь химического строения и структуры неорганических и органических соединений
- 4.6. Эволюционная химия – отбор химических элементов во Вселенной
- 4.7. Концептуальные системы химических знаний
- Тема 5. Лекция
- Определения и терминология
- Тема 6. Лекция
- 6.1. Общие представления о Вселенной
- 6.2. Галактики
- 6.3. Звезды
- 6.4. Солнечная система
- Тема 7. Лекция
- 7.1. Форма и размеры Земли
- 7.2. Космические ритмы
- 7.3. Зональные комплексы
- 7.4. Комплексные природные зоны
- 7.5. Понятие о литосфере
- 7.6. Геологическое летосчисление
- Геохронологическая шкала
- 7.7. Рельефообразующие процессы
- Описание разрушений во время землетрясения и их соответствие баллам по шкалам Меркалли и Рихтера
- 7.8. Основные формы рельефа Земли
- Классификация форм рельефа по их размерам
- 7.9. Минеральные ресурсы литосферы
- Залежи полезных ископаемых в зависимости от строения и возврата участка земной коры и форм рельефа
- 7.10. Гидросфера
- 7.11. Атмосфера
- 7.12. Общие представления о географической оболочке
- Тема 8. Лекция
- 8.1. Электромагнитные взаимодействия как определяющие химический и биологический уровень организации материи
- 8.2. Симметрия и асимметрия в природе
- 8.3. Самоорганизация природы (понятие синергетики)
- 8.4. Основные свойства самоорганизующихся систем Открытые системы
- 8.5. Представление о жизни в современном естествознании
- 8.6. Структурные уровни организации живой материи
- Обзор царств организмов и некоторых важных подгрупп (по 3. Брему и и. Мейнке, 1999)
- 8.7. Гипотезы происхождения жизни
- 8.8. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни на Земле
- 8.9. Теории эволюции органического мира Начальные этапы биологической эволюции
- Возникновение и распространение организмов в истории Земли (по з. Брему и и. Мейнке, 1999 г.)
- 8.10. Основы генетики История возникновения генетики
- Тема 9. Лекция
- 9.1. Биосфера, ее структура и функции
- 9.2. Живое вещество как системообразующий фактор биосферы
- 9.3. Биосфера – экосистема планетарного масштаба
- 9.4. Принципы устройства биосферы
- 9.5. Превращение биосферы в ноосферу
- Тема 10. Лекция
- 10.1. Происхождение человека
- 10.2. Сходство и отличие человека и животных
- 10.3. Стадии эволюции человека
- 10.4. Соотношение биологического и социального в человеке
- 10.5. Здоровье человека. Демографические проблемы
- 10.6. Работоспособность и творчество
- Тема 11. Лекция
- 11.1. Задачи, методы экологии как науки
- 11.2. Среды жизни, экологические факторы
- Сравнительная характеристика сред жизни и адаптации к ним живых организмов
- 11.3. Современные экологические проблемы
- 11.4. Загрязнение окружающей среды
- 11.5. Влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние здоровья человека
- 11.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- 11.7. Экологическое образование