8.6. Структурные уровни организации живой материи
Биологический уровень организации материи представлен живой природой во всем ее многообразии. Изучением живой природы занимается биология. Спецификой объекта этой науки о жизни как определяющей многие особенности биологического познания, его стратегию, процессы дифференциации и интеграции является попытка общего понимания «конечной цели» – сущности жизни и путей ее достижения.
Кроме необычайного разнообразия биологическое познание сталкивается с удивительной сложностью внешнего и внутреннего строения живых форм материи. Вместе с тем населяющие Землю живые организмы не представляют собой неорганизованную, хаотическую систему, не имеющую вполне определенных, закономерных связей и взаимозависимостей между составляющими ее отдельными компонентами и их группами. Напротив, такие связи и взаимозависимости в живой природе встречаются повсеместно и давно зафиксированы наукой. Живые организмы группируются в соответствии с особенностями своего внутреннего и внешнего строения, а также по другим признакам и свойствам в ряд систематических единиц, имеющих общее происхождение. Все без исключения живые организмы на Земле обладают множеством специфических признаков, отличающих их от неживой материи. И это не только морфологические внешние признаки, но и все то, что характеризует жизнь как таковую, независимо от конкретных форм ее существования. Это выражается в особом типе структурной организованности строения и функций живой материи, подчиненной жесткой иерархии, начиная с ее молекулярно-генетического уровня и кончая биосферой в целом.
Основные особенности живых систем
Жизнь на Земле чрезвычайно разнообразна. С начала появления жизни на Земле, то есть с течением биологического времени (3,5–3,7 млрд лет) эволюция живых организмов насчитывает огромное количество видов. В настоящее время, по разным оценкам, на Земле существует около 500 тыс. видов растений, из которых 300 тыс. высших. Царство животного мира более разнообразно, чем царство растений. На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов представителей животного мира, но очевидно, что это далеко не исчерпывающие сведения.
Все разнообразие видов на Земле классифицируют согласно категориям систематики: царство-тип-подтип-класс-отряд-семейство-род-вид-подвид-разновидность. Наиболее широкая и общая таксономическая единица – это царство. Современная биология выделяет пять царств. Это прокариоты, простейшие, грибы, растения, животные. Все эти таксономические единицы являются результатом исторического процесса в мире живой материи, его эволюции (табл. 8.1).
Таблица 8.1
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.2. Естествознание – комплекс наук о природе
- 1.3. Методы естественнонаучных исследований
- Тема 2. Лекция
- 2.1. Материя и ее свойства
- 2.2. Фундаментальные взаимодействия
- Характеристики фундаментальных взаимодействий
- 2.3. Тепловое излучение. Рождение квантовых представлений
- 2.4. Гипотеза де Бройля о корпускулярно-волновом дуализме свойств частиц
- 2.5. Опыты Резерфорда. Модель атома Резерфорда
- 2.6. Теория Бора для атома водорода. Постулаты Бора
- 2.7. Атом водорода в квантовой механике
- 2.8. Многоэлектронный атом. Принцип Паули
- 2.9. Квантово-механическое обоснование Периодического закона д. И. Менделеева
- 2.10. Основные понятия ядерной физики
- 2.11. Радиоактивность
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени. Законы движения
- 3.2. Законы сохранения
- 3.3. Принципы современной физики
- 3.4. Понятие о состоянии системы. Лапласовский детерминизм
- 3.5. Специальная теория относительности (сто)
- 3.6. Начала термодинамики. Представления об энтропии
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Химия как наука. Краткая историческая справка. Проблемы и перспективы современной химии
- 4.2. Химический элемент. Строение атома. Периодический закон
- 4.3. Химическое соединение, химическая связь
- 4.4. Химическая реакция, ее скорость, кинетика и катализ, биокатализаторы
- 4.5. Взаимосвязь химического строения и структуры неорганических и органических соединений
- 4.6. Эволюционная химия – отбор химических элементов во Вселенной
- 4.7. Концептуальные системы химических знаний
- Тема 5. Лекция
- Определения и терминология
- Тема 6. Лекция
- 6.1. Общие представления о Вселенной
- 6.2. Галактики
- 6.3. Звезды
- 6.4. Солнечная система
- Тема 7. Лекция
- 7.1. Форма и размеры Земли
- 7.2. Космические ритмы
- 7.3. Зональные комплексы
- 7.4. Комплексные природные зоны
- 7.5. Понятие о литосфере
- 7.6. Геологическое летосчисление
- Геохронологическая шкала
- 7.7. Рельефообразующие процессы
- Описание разрушений во время землетрясения и их соответствие баллам по шкалам Меркалли и Рихтера
- 7.8. Основные формы рельефа Земли
- Классификация форм рельефа по их размерам
- 7.9. Минеральные ресурсы литосферы
- Залежи полезных ископаемых в зависимости от строения и возврата участка земной коры и форм рельефа
- 7.10. Гидросфера
- 7.11. Атмосфера
- 7.12. Общие представления о географической оболочке
- Тема 8. Лекция
- 8.1. Электромагнитные взаимодействия как определяющие химический и биологический уровень организации материи
- 8.2. Симметрия и асимметрия в природе
- 8.3. Самоорганизация природы (понятие синергетики)
- 8.4. Основные свойства самоорганизующихся систем Открытые системы
- 8.5. Представление о жизни в современном естествознании
- 8.6. Структурные уровни организации живой материи
- Обзор царств организмов и некоторых важных подгрупп (по 3. Брему и и. Мейнке, 1999)
- 8.7. Гипотезы происхождения жизни
- 8.8. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни на Земле
- 8.9. Теории эволюции органического мира Начальные этапы биологической эволюции
- Возникновение и распространение организмов в истории Земли (по з. Брему и и. Мейнке, 1999 г.)
- 8.10. Основы генетики История возникновения генетики
- Тема 9. Лекция
- 9.1. Биосфера, ее структура и функции
- 9.2. Живое вещество как системообразующий фактор биосферы
- 9.3. Биосфера – экосистема планетарного масштаба
- 9.4. Принципы устройства биосферы
- 9.5. Превращение биосферы в ноосферу
- Тема 10. Лекция
- 10.1. Происхождение человека
- 10.2. Сходство и отличие человека и животных
- 10.3. Стадии эволюции человека
- 10.4. Соотношение биологического и социального в человеке
- 10.5. Здоровье человека. Демографические проблемы
- 10.6. Работоспособность и творчество
- Тема 11. Лекция
- 11.1. Задачи, методы экологии как науки
- 11.2. Среды жизни, экологические факторы
- Сравнительная характеристика сред жизни и адаптации к ним живых организмов
- 11.3. Современные экологические проблемы
- 11.4. Загрязнение окружающей среды
- 11.5. Влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние здоровья человека
- 11.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- 11.7. Экологическое образование