2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
Нормирование техногенных воздействий при помощи предель- но допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допус- тимых сбросов (ПДС) в водоемы основывается на обеспечении нормативов ПДК в точках контроля. Для атмосферного воздуха — что граница санитарно-защитной зоны предприятия. Для стоков в водные объекты, расположенные в черте населенного пункта, — это расстояние от места выпуска до расчетного створа, где дости- гается ПДК. Если выпуск расположен за пределами населенного пункта — 1 км от него или 2 км от организованного питьевого водозабора.
Нормы образования и размещения отходов (предельно допус- тимое размещение отходов — ПДРО) определяются на основе комплексного анализа технологических процессов и региональных ха рактеристик природной среды.
Водоохранные зоны. Важнейшая роль в улучшении состояния водных источников принадлежит водоохранным зонам, посколь- ку одновременно с продолжающимся загрязнением водных объек- тов, осуществляемым промышленными предприятиями, комму- нальными объектами, происходит интенсивное загрязнение с водосбора водного источника. Поэтому для сохранения водных ресурсов необходимо ограничивать хозяйственную деятельность в пределах прибрежных зон водоемов. В настоящее время в РФ насчитывается свыше 2,4 млн ручьев длиной до 10 км (общая протяженность 4,83 млн км) и более 128 тыс. рек (общая протя- женность около 3,0 млн км).
В целях поддержания водных объектов в состоянии, соответ- ствующем экологическим требованиям, обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов при осуществле- нии хозяйственной и иной деятельности на территории РФ Вод- ным кодексом Российской Федерации (от 16.11.95 № 167-ФЗ) и постановлением Правительства РФ «Об утвержденном Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах» от 23.11.96 № 1404 предусматривается установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Практическая работа в этом направлении выполняется бассейновыми управлениями МПР Рос- сии, которые готовят Перечни водных объектов региона с указа- нием их размеров. Перечни утверждаются распоряжением губерна- тора.
Именно в результате установления водоохранных зон и при- брежных защитных полос и специального режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах обеспечивается охрана и вос- становление поверхностных водных объектов, улучшение их гид- рологического режима.
Эти зоны и полосы устанавливаются для рек, озер, водохрани- лищ, болот, а также магистральных и межхозяйственных каналов. В частных случаях водоохранная зона совмещается с лесозащитной нерестоохранной полосой. При установлении на водных объектах зон санитарной охраны (водозаборы, места купания и т.п.) раз- меры и режим хозяйственной деятельности водоохранных зон опре- деляются СНиПами.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также со- хранения среды обитания животного и растительного мира. Со- блюдение специального режима на ее территории является состав- ной частью комплекса природоохранных мер.
Защитные полосы устанавливаются на основе проекта водо- охранной зоны, составляющегося на основе изысканий, направ-
ленных на изучение характеристик водного объекта, среди кото- рых важную роль играют физико-географические условия, гидро- логические и гидродинамические особенности, наличие гидротех- нических сооружений, площадь водосбора, типы берегов, источ- ники загрязнения, общая геоэкологическая ситуация и т. п.
При обследовании прибрежной полосы для составления проек- та учитываются:
ландшафтная характеристика;
основные рельефообразующие процессы, в том числе плоско- стная и линейная эрозии;
характеристика использования земель, распаханность террито- рии;
выявление и характеристика имеющихся и потенциальных ис- точников загрязнения.
В настоящее время для рек ширина водоохранных зон и при- брежных полос устанавливается от среднемноголетнего уреза воды В летний период в зависимости от протяженности водотока с плав- ным увеличением ширины от истока к устью (табл. 2.2).
С целью охраны водного объекта в пределах устанавливаемых зон ограничиваются некоторые виды хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон запрещается:
всякая деятельность с применением агрохимикатов;
размещение складов для хранилищ веществ, складирование отходов, накопителей сточных вод и т.д.;
заправка топливом и мойка автомашин;
размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов более 3°;
проведение рубок главного пользования;
проведение ремонта, строительства зданий и сооружений, до- быча полезных ископаемых, землеройные работы без согласова- ния.
Дополнительно для охраны водных объектов устанавливаются прибрежные защитные полосы, являющиеся частью водоохран- ных зон, территория которых непосредственно примыкает к вод- ным объектам. Они должны быть заняты лесокустарниковой рас- тительностью или залужены. Минимальная ширина полос уста- навливается в зависимости от топографических условий и видов угодий, примыкающих к водному объекту. Для водных объектов высшей рыбохозяйственной категории прибрежные защитные по- лосы должны, быть не менее 100 м.
Надо отметить, что большая часть проектов водоохранных зон, разработанных в 80-е гг. XX в., устарела в части информационной составляющей, а также не соответствует современным экологи- ческим требованиям. Необходима корректировка мероприятий, удовлетворяющая и экологическую, и экономическую составляю- щую.
Таблица 2.2 Ширина водоохранных зон
Тип водотока или водоема | Размер водотока или водоема | Ширина водоохранной зоны, м |
Истоки рек и родников | - | Не менее 50 |
Ручьи | До 10 км | 50 |
Малые реки | 10 – 50 км | 100 |
Небольшие реки | 50- 100 км | 200 |
Средние реки | 200 – 500 км | 400 |
Крупные реки | Свыше 500 км | 500 |
Озера и водохранилища | Площадь < 2 км2 | 300 (от максимального уровня прилива) |
Площадь > 2 км2 | 500 (от максимального уровня прилива) | |
Болота | Площадь < 2 км2 | 300 |
Площадь > 2 км2 | 500 | |
Моря | - | Не менее 500 (от максимального уровня прилива) |
Каналы | - | По границе отвода земель |
В черте города | - | По условиям планировки и застройки |
Для всех рек, затрагиваемых планируемой деятельностью, в ТЭО проекта должны быть учтены размеры водоохранных зон и при- брежных полос, проверено их соответствие почвенным и гидроло- гическим условиям, а также интересам всех водопользователей.
Эти размеры необходимо согласовать с землеустроительной служ- бой, органами государственного санитарного надзора, а также пред- приятиями, осуществляющими функции государственного управ- ления и контроля за использованием, охраной и защитой лесов.
Правила содержания водоохранных зон запрещают поверхнос- тный сток с пахотных полей и выгонов, предусматривают соблю- дение режима хранения и внесения удобрений, организацию гид- роизоляции навозохранилищ и т.п.
Водоохранные леса. Совершенно недопустимы вырубки лесов в водоохранных зонах, разрушение старой и неупорядочение новой мелиоративных сетей на водосборах.
Значительную опасность представляет разрушение старых водорегулирующих сооружений, вызывающее деградацию водотоков и водоемов. Например, после образования рыбоводного хозяй- ства «Коваши» (Волосовский район Ленинградской области), по- явления дополнительных крупных водозаборов, вырубки леса для размещения садоводств и проведения необоснованной мелиора- ции и спрямления русла расход р. Коваши в паводок упал со 120 до 20 м3/с. В результате погибли многие нерестилища и нагульные водоемы, активно развиваются эрозионные процессы в руслах и на. берегах.
Как правило, состояние малых рек неудовлетворительно вбли- зи населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, массивов коллективных садоводств, а также в райо- нах интенсивных вырубок леса, в том числе и водоохранных зонах. Водоохранные леса — это массивы, под защитой которых акку- мулируется влага и стабилизируется гидроэкологический режим территории. Наиболее эффективно сохранение таких лесов в каче- тве особо охраняемых природных территорий. Особенно важными являются такие заказники, которые ока- зывают определяющее влияние на поддержание гидрологическо- го и климатического баланса экосистем, например, Зеленецкие мхи (на стыке Киришского, Тихвинского и Волховского райо- нов Ленинградской области) — второй по величине (70 тыс. га) в регионе болотный массив, расположенный между реками Вол- хов и Сясь в их верхнем течении. Сам массив практически не затронут мелиоративными работами, но окружающие леса под- верглись значительной мелиорации, особенно в восточной части заказника.
Еще более масштабным примером служит Валдайский государ- ственный национальный природный парк, территория которого располагается на водосборе рек бассейнов грех морей — Балтийс- кого, Белого и Каспийского.
Санитарно-защитные зоны. Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 № 96-ФЗ (ст. 16) предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ предприятий и организаций. Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воз- духе и в соответствии с санитарной классификацией организа- ций.
Гигиенические требования к размеру СЗЗ в зависимости от са- нитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров, а также порядок определения СЗЗ с уче- том физических факторов воздействия на население изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01. Санитарно-защитные зоны и санитар-
ная классификация предприятий, сооружений и иных объектов утверждены Главным государственным санитарным врачом Рос- сийской федерации 17.05.01. Расчет выполняется для каждого со- оружения, являющегося источником загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно расчетам, в ТЭО может быть обосновано увеличение размера СЗЗ (с учетом розы ветров) по отдельным направлениям. Оценка уровня загрязнения воздушного бассейна проводится по программе «Эколог» путем задания расчетного прямоугольника и шага сетки. Результаты расчетов сопоставляются с данными Рос- комгидромета о фоновом состоянии атмосферы для различных ре- жимов эксплуатации запроектированного предприятия (например, зимой и летом, с использованием разных видов транспорта и пр.).
Расчеты размеров СЗЗ обычно выполняются для следующих поллютантов:
взвешенные вещества (пыль),
оксиды серы;
оксиды азота;
оксиды углерода;
специфические загрязняющие вещества.
По результатам расчетов максимальные разовые приземные концентрации загрязняющих веществ на границе объединенной СЗЗ предприятия и в жилой застройке не должны превышать уста- новленных норм ПДК. Например, для ТЭО щебеночного карьера в Карелии расчеты показывают следующее (табл. 2.3).
Основным специфическим загрязняющим веществом для дан- ного производства является пыль с содержанием кремнезема ме- нее 70%, источником которой будет карьер с отвальным хозяй- ством и щебеночный завод. В проекте предусматриваются техни- ческие мероприятия по снижению выбросов в атмосферу и пред- лагается увеличить размер СЗЗ вокруг щебеночного завода с нор- мативного для подобных предприятий строительной промышлен- ности (300 м) до 1000 м. Из данных табл. 2.3 это следует с очевид- ностью: суммарная нагрузка на границе СЗЗ (см. четвертый стол- бец) достигает 1,51 ПДК и летом даже в жилой застройке прибли- жается к ней. Зимой ситуация усугубляется (только одна пылевая нагрузка достигает 0,84 ПДК).
Достаточность размера СЗЗ должна быть подтверждена расчета- ми прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с дей- ствующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере вред- ных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также ре- зультатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения действующих объектов.
Размер СЗЗ до границы жилой застройки устанавливают:
для предприятий с технологическими процессами, являющи- мися источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными и
Таблица 2.3 Пример результатов расчета СЗЗ щебеночного карьера
Вещество | ПДК МР*,мг/м3 | Фон, доли ПДК | Граница СЗЗ, доли ПДК | Жилая застройка, доли ПДК |
1 вариант | ||||
Сумма пылей | 0,5 | 0,18 | 0,73 | 0,32 |
Пыль (SiO2<70 %) | 0,3 | - | 0,92 | 0,23 |
Диоксида азота | 0,085 | 0,12 | 0,36 | 0,24 |
Оксид углерода | 5,0 | 0,20 | 0,22 | 0,21 |
Диоксид серы | 0,5 | 0,10 | 0,11 | 0,10 |
SO2+NO2 | - | 0,34 | 0,46 | 0,38 |
Остальные вещества | - | - | < 10 | < 10 |
2 вариант | ||||
Сумма пылей | 0,5 | 0,18 | 0,84 | 0,34 |
Пыль (SiO2<70%) | 0,3 | - | 1,09 | 0,26 |
* ПДК максимально-разовая.
неприятно пахнущими веществами, — непосредственно от край-
них источников загрязнения атмосферы сосредоточенными (через
трубы, шахты и т.д.) или рассредоточенными выбросами (через
фонари зданий, двери и т.д.), а также от мест загрузки сырья
(открытых складов, бункеров, свалок и т.д.);
предприятий с технологическими процессами, являющимися
источниками шума, вибрации, электромагнитных волн, радиоча-
стот и других вредных факторов, поступающих во внешнюю сре-
ду, — от зданий, сооружений и площадок, где установлено произ-
водственное оборудование (агрегаты, механизмы), создающие эти
вредные факторы;
тепловых электрических станций, производственных и отопи-
телъных котельных — от дымовых труб.
Территория СЗЗ должна быть благоустроена и озеленена по про-
екту, разрабатываемому одновременно с проектом реконструкции
или строительства предприятия.
Перечень загрязняющих веществ, периодичность и точки от-
бора должны согласовываться с органами санитарно-эпидемио-
логического надзора. Стационарные посты наблюдений за загряз-
нением атмосферы в районах жилой застройки оборудуются в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01 — 86 «Охрана природы.
Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов». Число постов и их размещение определяются с учетом численности на-
селения, площади населенного пункта, рельефа местности и дру- гих условий.
При нарушении требований нормативов качества атмосферно- го воздуха (установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ) выброс вредных веществ может быть ограничен, приос- тановлен или прекращен вплоть до приостановления., прекраще- ния деятельности предприятия, цехов, установок по предписа- нию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Схемы функционального зонирования территорий. С учетом ин- теграционного характера отдельных частей территории (трансгра- ничные водоемы, ареалы аэротехногенных выпадений, транспорт- ные сети, ресурсные взаимосвязи и т.п.) на ней выделяются зоны и объекты интеграции на уровне межгосударственного сотрудни- чества, сопредельных субъектов Федерации, соседних территори- альных образований в пределах региона, соседних хозяйствующих субъектов в пределах административной единицы. Они конкрети- зируются по местным уровням управления.
Эколого-хозяйственное зонирование территории включает:
оценку хозяйственно-градостроительной территории;
комплексную оценку территории по природно-ресурсному по- тенциалу;
комплексную оценку экологического состояния территории;
регламенты природопользования.
Например, при разработке «Интегрированного стратегического плана развития Ломоносовского района Ленинградской области» было установ- лено следующее.
Хозяйственная освоенность территории имеет высокий уровень ур- банизированности, так как соотношение между хозяйственно-освоенны- ми и эколого-компенсаторными территориями (29 и 71 %) близки к по- роговому значению для Ленинградской области (30 : 70). Это указывает на необходимость при размещении новых объектов тщательного изучения территории с учетом того, что здесь концентрируются федеральные, ре- гиональные и местные хозяйственные интересы.
Основу природно-рссурсного потенциала (65 % территории) состав- ляют земли, пригодные для сельскохозяйственного использования. Ми- нерально-сырьевая база может обеспечить развитие местной промышлен- ности строительных материалов, жилищно-коммунальной сферы, сельс- кого хозяйства. Высокий рекреационный потенциал формируется при- родными рекреационными качествами ландшафтов побережья Финского залива, а также богатым историко-архитектурным наследием. Значителен рыбохозяйственный фонд. Потенциал лесосырьевых ресурсов низок; 68,5 % площади лесного фонда занято лесами 1-й группы, основным назначени- ем которых является выполнение водоохранных, санитарно-гигиеничес- ких, защитных, оздоровительных функций. Все леса 2-й группы (имею-
щие ограниченное эксплуатационное значение) входят в 30-километро- вую санитарную зону ЛАЭС и исключены из расчета главного пользова- ния.. Территория обладает дефицитом пресных поверхностных и подзем- ных вод, что лимитирует размещение водоемких производств и крупных населенных пунктов.
3. На экосистемы территории наряду с собственными источниками коммунальные, сельскохозяйственные, промышленные предприятия, транспорт) оказывают трансграничное влияние Санкт-Петербург (аэро- техногенное загрязнение и загрязнение Финского залива), Эстония (транс- ганичный воздушный и водный перенос), загрязнение р. Систы, посту- пающее из Кингисеппского района. По комплексу неблагоприятных фак- торов выделяются три зоны с различной степенью экологической напря- женности:
высокая (40% территории) техногенная нагрузка приходится на вос- точную часть (воздействие выбросов и сбросов Санкт-Петербурга, рекре- ационное давление);
средняя (30% территории) — на юго-западную (ссльскохозяйствен- ная деятельность) и северо-западную части (воздействие энергетическо- транспортного комплекса на воздушный и водный бассейны, леса, по- чвенные и земельные ресурсы);
низкая (30 % территории) — на центральную часть (30 % территории), где изменения природных комплексов имеют минимальный размер. На основе комплексного анализа выделены десять интеграционных зон —, это территории, на которых концентрируются взаимные хозяй- ственно-территориальные интересы двух субъектов Федерации: г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области, представленных на местном уров- не муниципальными образованиями Ломоносовский район и г. Сосновый Бор, а также территориальным управлением г. Ломоносов. Пространственное планирование с учетом эколого-хозяйственного зонирования позволило выявить три планировочных района, объединив- ших по экономико-географическому признаку интеграционные зоны и объекты.
Необходимость введения экологических ограничений и мер обосно- вывается формированием в перспективе на территории проекта крупного экономического узла, негативные результаты влияния которого на эко- системы и здоровье населения необходимо предотвратить.
Специфика проектирования в криолитозоне. Опасные геологи- ческие процессы и явления способны проявиться в любых ланд- шафтных зонах, но наиболее легко они провоцируются при антро- погенном вмешательстве в условиях многолетне мерзлых пород: термопросадка, термокарст, солифлюкция, деградация мерзлоты, образование наледей и морозное пучение.
В соответствии с международными соглашениями приоритет в природоохранных мерах в арктической зоне отдается снижению нагрузок от тяжелых металлов и органо-галогенных соединений, препаратов с ДДЕ, ДДД, ДДТ, полихлорированных бифенилов и терфенилов, оловоорганических красящих соединений; ограниче-
нию применения в качестве пестицидов ряда вредных веществ по списку ООН, в том числе соединений Сd, РЬ,Hg, sе.
При значительном площадном распространении загрязнение тяжелыми металлами имеет ограниченное значение, затрагивая обрамление Кольского и Норильского горнопромышленных ком- плексов. Глобально распространяются воздействия топливно-энер- гетического комплекса, нефтегазодобычи, транспорта, судоре- монта, объектов ядерного цикла, разработки золотоносных рос- сыпей, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Поэто- му приоритетными поллютантами оказываются оксиды углерода, серы и азота, тяжелые металлы 2-й и 3-й групп опасности, ртуть, нефтепродукты и их производные, галогеноорганика, радионук- лиды, взвешенные вещества. Необратимые изменения арктических ландшафтов связаны с термокарстовыми явлениями, сопровож- дающими урбанизацию территорий.
Необходимо отметить, что ни одна страна мира не проводила в Арктике полномасштабных экологических исследований. Имеющи- еся данные отрывочны и фрагментарно освещают различные при- родные среды.
Распространение и интенсивность изменений арктических ланд- шафтов могут быть оценены по дистанционным материалам, ко- торые также позволяют определять характер трансформации ток- сических веществ и получать численные коэффициенты, исполь- зуемые при расчетах атмосферных выпадений и критических на- грузок на почвы и водоемы. В конечном счете, с их помощью фор- мулируются критерии качества окружающей среды, затем стан- дарты качества природных ресурсов и, наконец, стандарты ПДК.
Значительную работу по исследованию распространения основ- ных загрязнителей проводят Скандинавские страны, выделяющие также необходимые средства для практического решения пробле- мы сокращения техногенных нагрузок на морские экосистемы. Ре- зультаты исследований и опыт по прогрессивным инженерным решениям регулярно обсуждаются на объединенных семинарах Nord-серии. Накоплены данные о загрязнении хлорорганикой дон- ных осадков и моллюсков Северного и Балтийского морей. По ос- тальной части Арктического бассейна сведения отсутствуют, хотя наличие хлорорганического загрязнения, например, от предприя- тий целлюлозно-бумажной промышленности на водосборе Белого моря представляется очевидным. Более того, с ним можно связать "необъяснимые" факты массовой гибели тюленей в этих водах.
Следует считаться, как показано В.К.Донченко (1989), с вы- носом хлорорганики и токсичных соединений тяжелых металлов со льдом при ледоходах, в результате чего возникают своеобраз- ные эффекты залповых выбросов. Подобные явления следует ожи- дать в эстуариях всех крупных рек европейского севера, а также Оби, Енисея, Лены.
Наиболее изучено в Арктике радиоактивное загрязнение. Атом-
ные станции и предприятия ядерного топливного цикла располо-
жены как непосредственно за Полярным кругом (Кольская и Билибинская АЭС), так и в верховьях крупных рек Арктического бассейна (горно-химические предприятия в бассейнах Енисея, Томи, Оби). Показательно радиоактивное загрязнение от Красноярского горнохимического комбината: загрязнение реки прослеживается на протяжении более 800 км, а поймы — 1500 км вниз по течению от места сброса.
По широте распространения и захвату отдельных компонентов окружающей среды радиоактивное загрязнение соизмеримо с рас- пространением нефтепродуктов, загрязняющих более половины российского сектора Арктики. Оно усугубляется в результате воз- растающего количества аварий на предприятиях нефтегазового ком- плекса. Контролю в аварийных ситуациях подвергаются водотоки, почвы, мясо диких и домашних животных и птиц, молочная про- дукция, биосреды человека (Усинская катастрофа). Основное воздействие оказывает не столько сама нефть, сколько ароматическе углеводороды, являющиеся наиболее токсичными продуктами низкотемпературной деструкции нефтепродуктов в почвах мерзлотно-таежных районов. Пролитые нефтяные продукты не разла- лагаются полностью на составные части из-за низкой скорости биохимических процессов в областях вечной мерзлоты. Например, в Сургуте питьевая вода содержит нефтепродукты в количестве 0,56 —1,53мг/л (10-30 ПДК).
Только в Тюменской области проливы нефти составили в 80-е гг. XX в. свыше 3 млн т/год, что в 80 раз больше разлива при аварии танкера «Эксон Валдез», от которой пострадало все побережье Аляски.
Утверждение о чрезвычайной ранимости местных ландшафтов давно уже стало общим местом при обсуждении хозяйственной деятелъности в Арктике. Его основу составляют термическая неус- тойчивость многих геоморфологических элементов, крайняя замед- ленность и специфичность процессов самоочищения природных комплексов, низкая ассимиляционная емкость последних и узкие физико-химические рамки сложившихся циклов обмена вещества и энергии в северных биоценозах.
Основными методами изучения экологической ситуации яв- ляются анализ баланса вещества и энергии между компонентами ландшафта, анализ миграционных потоков с учетом техноген- ных эмиссий, типизация особенностей ландшафтов; а основны- ми источниками данных служат результаты геохимических работ разного содержания и материалы дистанционного зондирования с получением пространственных характеристик развития отри- цательных последствий антропогенного воздействия на ландшафты Арктики.
Серьезную опасность для инженерных сооружений в районах Крайнего Севера представляют мерзлотные процессы: пучение, морозобойное трещинообразование, склоновые смещения, явля- ющиеся следствием теплофизической неоднородности многолет- немерзлых грунтов и пород. Немалое значение в распространении этих процессов приобретает эндогенная разломная тектоника, спо- собная провоцировать их активизацию. В свою очередь, приповер- хностные механические напряжения способны вызвать активиза- цию тектонических нарушений.
Анализ урбанизации ландшафтов севера как геохимического процесса показывает, что он происходит достаточно однотипно в различных природно-климатических и социально-экономических условиях.
Основополагающая роль в этом принадлежит химическому за- грязнению, сопровождающему урбанизацию. В мерзлотных райо- нах на урбанизируемых территориях происходит ощелачивание почв, что предопределяет резкую смену биоценозов и утрату изна- чально существующего биоразнообразия. Техногенному прессингу подвергаются лесотундрово-северотаежные ландшафты котловин и предгорных равнин, а также прилегающие участки низкогорий с редколесно-тундровыми ландшафтами. Природная среда отлича- ется пониженной способностью к самоочищению в условиях не- достатка тепла и избытка влаги. Переувлажненные ландшафты се- вера отличаются особо низким потенциалом самоочищения от хи- мических загрязнений. Условия эксплуатации аллювиальных вод водозаборными сооружениями во многом определяются рядом при- родных факторов, связанных с суровым климатом и наличием мно- голетнемерзлых грунтов. Грунтовые воды отложений залегают и толще горных пород с криогенными включениями либо непосред- ственно содержатся в них. Криогенные водоупоры во многих слу- чаях являются границами подземных потоков. Эти границы обра- зуют различные по форме поверхности в теле водоносного гори- зонта, вследствие чего фильтрация воды к сооружениям носит сложный пространственный характер. Помимо этого на ее движе- ние в пористых породах оказывают заметное влияние вязкостные свойства, а также неоднородное значение их величины по области фильтрации.
Важнейшей особенностью влияния элементов сурового клима- та на приток воды к сооружениям является их сезонная изменчи- вость. Именно динамика криогенных процессов и физических свойств воды во времени определяет гидрогеологические особен- ности залегания подземных вод в аллювиальных речных отложе- ниях региона с суровыми климатическими условиями. Динамика изменения положения границ мерзлых пород приводит к измене- нию гидравлических параметров водоносного горизонта, а вместе с ними и условий питания, формирования и запасов подземных
вод аллювия. Эти изменения имеют циклический характер во вре- мени года. В соответствии с изменяющимися гидрогеологическими условиями залегания аллювиальных вод по циклам года изменяет- ся приток воды к сооружениям водозабора. Инфильтрационные водозаборы располагаются в области ак- тивной связи подземных и поверхностных вод и работают в основ- ном за счет привлечения вод поверхностных водотоков. При нару- шенном режиме подземных вод в связи с работой водозабора рез- ко возрастает интенсивность водообмена фунтовых вод аллювия. В ненарушенном режиме водообмен относительно замедлен, и по- этому температура подземных вод водоносного горизонта более постоянна в сравнении с нарушенным режимом и изменяется в пределах 2—6 0С. Обладая высокой теплоемкостью, подземные воды при таких значениях температур препятствуют промерзанию и аг- радации мерзлоты в теле водоносного горизонта, создавая тем са- мым условия устойчивости талых зон речного аллювия. В почвах вахтовых поселков устанавливается дефицит многих элементов из-за деструкции растительности. Поэтому мониторинг изменения северных ландшафтов дает важнейшую информацию для рационального использования природных ресурсов.
Контрольные вопросы
1. Как осуществляется экологическое сопровождение инвестиционно-
го проекта?
2. Как организуется экологическая оценка проекта?
3. Перечислите требования Всемирного банка к экологическому со-
провождению инвестиционных проектов.
4. Перечислите требования Европейского банка реконструкции и раз-
вития к экологическому сопровождению инвестиционных проектов.
5. Перечислите основные этапы инвестиционного проектирования в
Российской Федерации.
6. Какие экологические требования должны быть обоснованы в пред-
проектной и проектной документации?
7. Для разработки каких документов используются материалы инвести-
ционного замысла?
8. Какими документами следует руководствоваться при разработке Дек-
ларации о намерении инвестирования в строительство?
9. Какую информацию должна содержать Декларация о намерении
инвестирования в строительство?
10. Какие экологические требования должен выполнить инвестор на
этапе определения цели инвестирования?
11. Для чего используются результаты обоснования инвестиций в стро-
строительство?
12. Какие экологические требования должен выполнить инвестор в
процессе обоснования инвестиций в строительство?
13. Какие требования включает в себя предварительная оценка воздей-
вия на окружающую среду, при выборе площадки размещения объекта?
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением