logo search
Питулько учебник

2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов

Нормирование техногенных воздействий при помощи предель- но допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допус- тимых сбросов (ПДС) в водоемы основывается на обеспечении нормативов ПДК в точках контроля. Для атмосферного воздуха — что граница санитарно-защитной зоны предприятия. Для стоков в водные объекты, расположенные в черте населенного пункта, — это расстояние от места выпуска до расчетного створа, где дости- гается ПДК. Если выпуск расположен за пределами населенного пункта — 1 км от него или 2 км от организованного питьевого водозабора.

Нормы образования и размещения отходов (предельно допус- тимое размещение отходов — ПДРО) определяются на основе комплексного анализа технологических процессов и региональных ха рактеристик природной среды.

Водоохранные зоны. Важнейшая роль в улучшении состояния водных источников принадлежит водоохранным зонам, посколь- ку одновременно с продолжающимся загрязнением водных объек- тов, осуществляемым промышленными предприятиями, комму- нальными объектами, происходит интенсивное загрязнение с водосбора водного источника. Поэтому для сохранения водных ресурсов необходимо ограничивать хозяйственную деятельность в пределах прибрежных зон водоемов. В настоящее время в РФ насчитывается свыше 2,4 млн ручьев длиной до 10 км (общая протяженность 4,83 млн км) и более 128 тыс. рек (общая протя- женность около 3,0 млн км).

В целях поддержания водных объектов в состоянии, соответ- ствующем экологическим требованиям, обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов при осуществле- нии хозяйственной и иной деятельности на территории РФ Вод- ным кодексом Российской Федерации (от 16.11.95 № 167-ФЗ) и постановлением Правительства РФ «Об утвержденном Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах» от 23.11.96 № 1404 предусматривается установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Практическая работа в этом направлении выполняется бассейновыми управлениями МПР Рос- сии, которые готовят Перечни водных объектов региона с указа- нием их размеров. Перечни утверждаются распоряжением губерна- тора.

Именно в результате установления водоохранных зон и при- брежных защитных полос и специального режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах обеспечивается охрана и вос- становление поверхностных водных объектов, улучшение их гид- рологического режима.

Эти зоны и полосы устанавливаются для рек, озер, водохрани- лищ, болот, а также магистральных и межхозяйственных каналов. В частных случаях водоохранная зона совмещается с лесозащитной нерестоохранной полосой. При установлении на водных объектах зон санитарной охраны (водозаборы, места купания и т.п.) раз- меры и режим хозяйственной деятельности водоохранных зон опре- деляются СНиПами.

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также со- хранения среды обитания животного и растительного мира. Со- блюдение специального режима на ее территории является состав- ной частью комплекса природоохранных мер.

Защитные полосы устанавливаются на основе проекта водо- охранной зоны, составляющегося на основе изысканий, направ-

ленных на изучение характеристик водного объекта, среди кото- рых важную роль играют физико-географические условия, гидро- логические и гидродинамические особенности, наличие гидротех- нических сооружений, площадь водосбора, типы берегов, источ- ники загрязнения, общая геоэкологическая ситуация и т. п.

При обследовании прибрежной полосы для составления проек- та учитываются:

ландшафтная характеристика;

основные рельефообразующие процессы, в том числе плоско- стная и линейная эрозии;

характеристика использования земель, распаханность террито- рии;

выявление и характеристика имеющихся и потенциальных ис- точников загрязнения.

В настоящее время для рек ширина водоохранных зон и при- брежных полос устанавливается от среднемноголетнего уреза воды В летний период в зависимости от протяженности водотока с плав- ным увеличением ширины от истока к устью (табл. 2.2).

С целью охраны водного объекта в пределах устанавливаемых зон ограничиваются некоторые виды хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон запрещается:

всякая деятельность с применением агрохимикатов;

размещение складов для хранилищ веществ, складирование отходов, накопителей сточных вод и т.д.;

заправка топливом и мойка автомашин;

размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов более 3°;

проведение рубок главного пользования;

проведение ремонта, строительства зданий и сооружений, до- быча полезных ископаемых, землеройные работы без согласова- ния.

Дополнительно для охраны водных объектов устанавливаются прибрежные защитные полосы, являющиеся частью водоохран- ных зон, территория которых непосредственно примыкает к вод- ным объектам. Они должны быть заняты лесокустарниковой рас- тительностью или залужены. Минимальная ширина полос уста- навливается в зависимости от топографических условий и видов угодий, примыкающих к водному объекту. Для водных объектов высшей рыбохозяйственной категории прибрежные защитные по- лосы должны, быть не менее 100 м.

Надо отметить, что большая часть проектов водоохранных зон, разработанных в 80-е гг. XX в., устарела в части информационной составляющей, а также не соответствует современным экологи- ческим требованиям. Необходима корректировка мероприятий, удовлетворяющая и экологическую, и экономическую составляю- щую.

Таблица 2.2 Ширина водоохранных зон

Тип водотока или водоема

Размер водотока или водоема

Ширина водоохранной зоны, м

Истоки рек и родников

-

Не менее 50

Ручьи

До 10 км

50

Малые реки

10 – 50 км

100

Небольшие реки

50- 100 км

200

Средние реки

200 – 500 км

400

Крупные реки

Свыше 500 км

500

Озера и водохранилища

Площадь < 2 км2

300 (от максимального уровня прилива)

Площадь > 2 км2

500 (от максимального уровня прилива)

Болота

Площадь < 2 км2

300

Площадь > 2 км2

500

Моря

-

Не менее 500 (от максимального уровня прилива)

Каналы

-

По границе отвода земель

В черте города

-

По условиям планировки и застройки

Для всех рек, затрагиваемых планируемой деятельностью, в ТЭО проекта должны быть учтены размеры водоохранных зон и при- брежных полос, проверено их соответствие почвенным и гидроло- гическим условиям, а также интересам всех водопользователей.

Эти размеры необходимо согласовать с землеустроительной служ- бой, органами государственного санитарного надзора, а также пред- приятиями, осуществляющими функции государственного управ- ления и контроля за использованием, охраной и защитой лесов.

Правила содержания водоохранных зон запрещают поверхнос- тный сток с пахотных полей и выгонов, предусматривают соблю- дение режима хранения и внесения удобрений, организацию гид- роизоляции навозохранилищ и т.п.

Водоохранные леса. Совершенно недопустимы вырубки лесов в водоохранных зонах, разрушение старой и неупорядочение новой мелиоративных сетей на водосборах.

Значительную опасность представляет разрушение старых водорегулирующих сооружений, вызывающее деградацию водотоков и водоемов. Например, после образования рыбоводного хозяй- ства «Коваши» (Волосовский район Ленинградской области), по- явления дополнительных крупных водозаборов, вырубки леса для размещения садоводств и проведения необоснованной мелиора- ции и спрямления русла расход р. Коваши в паводок упал со 120 до 20 м3/с. В результате погибли многие нерестилища и нагульные водоемы, активно развиваются эрозионные процессы в руслах и на. берегах.

Как правило, состояние малых рек неудовлетворительно вбли- зи населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, массивов коллективных садоводств, а также в райо- нах интенсивных вырубок леса, в том числе и водоохранных зонах. Водоохранные леса — это массивы, под защитой которых акку- мулируется влага и стабилизируется гидроэкологический режим территории. Наиболее эффективно сохранение таких лесов в каче- тве особо охраняемых природных территорий. Особенно важными являются такие заказники, которые ока- зывают определяющее влияние на поддержание гидрологическо- го и климатического баланса экосистем, например, Зеленецкие мхи (на стыке Киришского, Тихвинского и Волховского райо- нов Ленинградской области) — второй по величине (70 тыс. га) в регионе болотный массив, расположенный между реками Вол- хов и Сясь в их верхнем течении. Сам массив практически не затронут мелиоративными работами, но окружающие леса под- верглись значительной мелиорации, особенно в восточной части заказника.

Еще более масштабным примером служит Валдайский государ- ственный национальный природный парк, территория которого располагается на водосборе рек бассейнов грех морей — Балтийс- кого, Белого и Каспийского.

Санитарно-защитные зоны. Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 № 96-ФЗ (ст. 16) предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ предприятий и организаций. Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воз- духе и в соответствии с санитарной классификацией организа- ций.

Гигиенические требования к размеру СЗЗ в зависимости от са- нитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров, а также порядок определения СЗЗ с уче- том физических факторов воздействия на население изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01. Санитарно-защитные зоны и санитар-

ная классификация предприятий, сооружений и иных объектов утверждены Главным государственным санитарным врачом Рос- сийской федерации 17.05.01. Расчет выполняется для каждого со- оружения, являющегося источником загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно расчетам, в ТЭО может быть обосновано увеличение размера СЗЗ (с учетом розы ветров) по отдельным направлениям. Оценка уровня загрязнения воздушного бассейна проводится по программе «Эколог» путем задания расчетного прямоугольника и шага сетки. Результаты расчетов сопоставляются с данными Рос- комгидромета о фоновом состоянии атмосферы для различных ре- жимов эксплуатации запроектированного предприятия (например, зимой и летом, с использованием разных видов транспорта и пр.).

Расчеты размеров СЗЗ обычно выполняются для следующих поллютантов:

взвешенные вещества (пыль),

оксиды серы;

оксиды азота;

оксиды углерода;

специфические загрязняющие вещества.

По результатам расчетов максимальные разовые приземные концентрации загрязняющих веществ на границе объединенной СЗЗ предприятия и в жилой застройке не должны превышать уста- новленных норм ПДК. Например, для ТЭО щебеночного карьера в Карелии расчеты показывают следующее (табл. 2.3).

Основным специфическим загрязняющим веществом для дан- ного производства является пыль с содержанием кремнезема ме- нее 70%, источником которой будет карьер с отвальным хозяй- ством и щебеночный завод. В проекте предусматриваются техни- ческие мероприятия по снижению выбросов в атмосферу и пред- лагается увеличить размер СЗЗ вокруг щебеночного завода с нор- мативного для подобных предприятий строительной промышлен- ности (300 м) до 1000 м. Из данных табл. 2.3 это следует с очевид- ностью: суммарная нагрузка на границе СЗЗ (см. четвертый стол- бец) достигает 1,51 ПДК и летом даже в жилой застройке прибли- жается к ней. Зимой ситуация усугубляется (только одна пылевая нагрузка достигает 0,84 ПДК).

Достаточность размера СЗЗ должна быть подтверждена расчета- ми прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с дей- ствующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере вред- ных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также ре- зультатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения действующих объектов.

Размер СЗЗ до границы жилой застройки устанавливают:

для предприятий с технологическими процессами, являющи- мися источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными и

Таблица 2.3 Пример результатов расчета СЗЗ щебеночного карьера

Вещество

ПДК МР*,мг/м3

Фон, доли ПДК

Граница СЗЗ, доли ПДК

Жилая застройка, доли ПДК

1 вариант

Сумма пылей

0,5

0,18

0,73

0,32

Пыль (SiO2<70 %)

0,3

-

0,92

0,23

Диоксида азота

0,085

0,12

0,36

0,24

Оксид углерода

5,0

0,20

0,22

0,21

Диоксид серы

0,5

0,10

0,11

0,10

SO2+NO2

-

0,34

0,46

0,38

Остальные вещества

-

-

< 10

< 10

2 вариант

Сумма пылей

0,5

0,18

0,84

0,34

Пыль (SiO2<70%)

0,3

-

1,09

0,26

* ПДК максимально-разовая.

неприятно пахнущими веществами, — непосредственно от край-

них источников загрязнения атмосферы сосредоточенными (через

трубы, шахты и т.д.) или рассредоточенными выбросами (через

фонари зданий, двери и т.д.), а также от мест загрузки сырья

(открытых складов, бункеров, свалок и т.д.);

предприятий с технологическими процессами, являющимися

источниками шума, вибрации, электромагнитных волн, радиоча-

стот и других вредных факторов, поступающих во внешнюю сре-

ду, — от зданий, сооружений и площадок, где установлено произ-

водственное оборудование (агрегаты, механизмы), создающие эти

вредные факторы;

тепловых электрических станций, производственных и отопи-

телъных котельных — от дымовых труб.

Территория СЗЗ должна быть благоустроена и озеленена по про-

екту, разрабатываемому одновременно с проектом реконструкции

или строительства предприятия.

Перечень загрязняющих веществ, периодичность и точки от-

бора должны согласовываться с органами санитарно-эпидемио-

логического надзора. Стационарные посты наблюдений за загряз-

нением атмосферы в районах жилой застройки оборудуются в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01 — 86 «Охрана природы.

Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов». Число постов и их размещение определяются с учетом численности на-

селения, площади населенного пункта, рельефа местности и дру- гих условий.

При нарушении требований нормативов качества атмосферно- го воздуха (установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ) выброс вредных веществ может быть ограничен, приос- тановлен или прекращен вплоть до приостановления., прекраще- ния деятельности предприятия, цехов, установок по предписа- нию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Схемы функционального зонирования территорий. С учетом ин- теграционного характера отдельных частей территории (трансгра- ничные водоемы, ареалы аэротехногенных выпадений, транспорт- ные сети, ресурсные взаимосвязи и т.п.) на ней выделяются зоны и объекты интеграции на уровне межгосударственного сотрудни- чества, сопредельных субъектов Федерации, соседних территори- альных образований в пределах региона, соседних хозяйствующих субъектов в пределах административной единицы. Они конкрети- зируются по местным уровням управления.

Эколого-хозяйственное зонирование территории включает:

оценку хозяйственно-градостроительной территории;

комплексную оценку территории по природно-ресурсному по- тенциалу;

комплексную оценку экологического состояния территории;

регламенты природопользования.

Например, при разработке «Интегрированного стратегического плана развития Ломоносовского района Ленинградской области» было установ- лено следующее.

  1. Хозяйственная освоенность территории имеет высокий уровень ур- банизированности, так как соотношение между хозяйственно-освоенны- ми и эколого-компенсаторными территориями (29 и 71 %) близки к по- роговому значению для Ленинградской области (30 : 70). Это указывает на необходимость при размещении новых объектов тщательного изучения территории с учетом того, что здесь концентрируются федеральные, ре- гиональные и местные хозяйственные интересы.

  2. Основу природно-рссурсного потенциала (65 % территории) состав- ляют земли, пригодные для сельскохозяйственного использования. Ми- нерально-сырьевая база может обеспечить развитие местной промышлен- ности строительных материалов, жилищно-коммунальной сферы, сельс- кого хозяйства. Высокий рекреационный потенциал формируется при- родными рекреационными качествами ландшафтов побережья Финского залива, а также богатым историко-архитектурным наследием. Значителен рыбохозяйственный фонд. Потенциал лесосырьевых ресурсов низок; 68,5 % площади лесного фонда занято лесами 1-й группы, основным назначени- ем которых является выполнение водоохранных, санитарно-гигиеничес- ких, защитных, оздоровительных функций. Все леса 2-й группы (имею-

щие ограниченное эксплуатационное значение) входят в 30-километро- вую санитарную зону ЛАЭС и исключены из расчета главного пользова- ния.. Территория обладает дефицитом пресных поверхностных и подзем- ных вод, что лимитирует размещение водоемких производств и крупных населенных пунктов.

3. На экосистемы территории наряду с собственными источниками коммунальные, сельскохозяйственные, промышленные предприятия, транспорт) оказывают трансграничное влияние Санкт-Петербург (аэро- техногенное загрязнение и загрязнение Финского залива), Эстония (транс- ганичный воздушный и водный перенос), загрязнение р. Систы, посту- пающее из Кингисеппского района. По комплексу неблагоприятных фак- торов выделяются три зоны с различной степенью экологической напря- женности:

высокая (40% территории) техногенная нагрузка приходится на вос- точную часть (воздействие выбросов и сбросов Санкт-Петербурга, рекре- ационное давление);

средняя (30% территории) — на юго-западную (ссльскохозяйствен- ная деятельность) и северо-западную части (воздействие энергетическо- транспортного комплекса на воздушный и водный бассейны, леса, по- чвенные и земельные ресурсы);

низкая (30 % территории) — на центральную часть (30 % территории), где изменения природных комплексов имеют минимальный размер. На основе комплексного анализа выделены десять интеграционных зон —, это территории, на которых концентрируются взаимные хозяй- ственно-территориальные интересы двух субъектов Федерации: г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области, представленных на местном уров- не муниципальными образованиями Ломоносовский район и г. Сосновый Бор, а также территориальным управлением г. Ломоносов. Пространственное планирование с учетом эколого-хозяйственного зонирования позволило выявить три планировочных района, объединив- ших по экономико-географическому признаку интеграционные зоны и объекты.

Необходимость введения экологических ограничений и мер обосно- вывается формированием в перспективе на территории проекта крупного экономического узла, негативные результаты влияния которого на эко- системы и здоровье населения необходимо предотвратить.

Специфика проектирования в криолитозоне. Опасные геологи- ческие процессы и явления способны проявиться в любых ланд- шафтных зонах, но наиболее легко они провоцируются при антро- погенном вмешательстве в условиях многолетне мерзлых пород: термопросадка, термокарст, солифлюкция, деградация мерзлоты, образование наледей и морозное пучение.

В соответствии с международными соглашениями приоритет в природоохранных мерах в арктической зоне отдается снижению нагрузок от тяжелых металлов и органо-галогенных соединений, препаратов с ДДЕ, ДДД, ДДТ, полихлорированных бифенилов и терфенилов, оловоорганических красящих соединений; ограниче-

нию применения в качестве пестицидов ряда вредных веществ по списку ООН, в том числе соединений Сd, РЬ,Hg, sе.

При значительном площадном распространении загрязнение тяжелыми металлами имеет ограниченное значение, затрагивая обрамление Кольского и Норильского горнопромышленных ком- плексов. Глобально распространяются воздействия топливно-энер- гетического комплекса, нефтегазодобычи, транспорта, судоре- монта, объектов ядерного цикла, разработки золотоносных рос- сыпей, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Поэто- му приоритетными поллютантами оказываются оксиды углерода, серы и азота, тяжелые металлы 2-й и 3-й групп опасности, ртуть, нефтепродукты и их производные, галогеноорганика, радионук- лиды, взвешенные вещества. Необратимые изменения арктических ландшафтов связаны с термокарстовыми явлениями, сопровож- дающими урбанизацию территорий.

Необходимо отметить, что ни одна страна мира не проводила в Арктике полномасштабных экологических исследований. Имеющи- еся данные отрывочны и фрагментарно освещают различные при- родные среды.

Распространение и интенсивность изменений арктических ланд- шафтов могут быть оценены по дистанционным материалам, ко- торые также позволяют определять характер трансформации ток- сических веществ и получать численные коэффициенты, исполь- зуемые при расчетах атмосферных выпадений и критических на- грузок на почвы и водоемы. В конечном счете, с их помощью фор- мулируются критерии качества окружающей среды, затем стан- дарты качества природных ресурсов и, наконец, стандарты ПДК.

Значительную работу по исследованию распространения основ- ных загрязнителей проводят Скандинавские страны, выделяющие также необходимые средства для практического решения пробле- мы сокращения техногенных нагрузок на морские экосистемы. Ре- зультаты исследований и опыт по прогрессивным инженерным решениям регулярно обсуждаются на объединенных семинарах Nord-серии. Накоплены данные о загрязнении хлорорганикой дон- ных осадков и моллюсков Северного и Балтийского морей. По ос- тальной части Арктического бассейна сведения отсутствуют, хотя наличие хлорорганического загрязнения, например, от предприя- тий целлюлозно-бумажной промышленности на водосборе Белого моря представляется очевидным. Более того, с ним можно связать "необъяснимые" факты массовой гибели тюленей в этих водах.

Следует считаться, как показано В.К.Донченко (1989), с вы- носом хлорорганики и токсичных соединений тяжелых металлов со льдом при ледоходах, в результате чего возникают своеобраз- ные эффекты залповых выбросов. Подобные явления следует ожи- дать в эстуариях всех крупных рек европейского севера, а также Оби, Енисея, Лены.

Наиболее изучено в Арктике радиоактивное загрязнение. Атом-

ные станции и предприятия ядерного топливного цикла располо-

жены как непосредственно за Полярным кругом (Кольская и Билибинская АЭС), так и в верховьях крупных рек Арктического бассейна (горно-химические предприятия в бассейнах Енисея, Томи, Оби). Показательно радиоактивное загрязнение от Красноярского горнохимического комбината: загрязнение реки прослеживается на протяжении более 800 км, а поймы — 1500 км вниз по течению от места сброса.

По широте распространения и захвату отдельных компонентов окружающей среды радиоактивное загрязнение соизмеримо с рас- пространением нефтепродуктов, загрязняющих более половины российского сектора Арктики. Оно усугубляется в результате воз- растающего количества аварий на предприятиях нефтегазового ком- плекса. Контролю в аварийных ситуациях подвергаются водотоки, почвы, мясо диких и домашних животных и птиц, молочная про- дукция, биосреды человека (Усинская катастрофа). Основное воздействие оказывает не столько сама нефть, сколько ароматическе углеводороды, являющиеся наиболее токсичными продуктами низкотемпературной деструкции нефтепродуктов в почвах мерзлотно-таежных районов. Пролитые нефтяные продукты не разла- лагаются полностью на составные части из-за низкой скорости биохимических процессов в областях вечной мерзлоты. Например, в Сургуте питьевая вода содержит нефтепродукты в количестве 0,56 —1,53мг/л (10-30 ПДК).

Только в Тюменской области проливы нефти составили в 80-е гг. XX в. свыше 3 млн т/год, что в 80 раз больше разлива при аварии танкера «Эксон Валдез», от которой пострадало все побережье Аляски.

Утверждение о чрезвычайной ранимости местных ландшафтов давно уже стало общим местом при обсуждении хозяйственной деятелъности в Арктике. Его основу составляют термическая неус- тойчивость многих геоморфологических элементов, крайняя замед- ленность и специфичность процессов самоочищения природных комплексов, низкая ассимиляционная емкость последних и узкие физико-химические рамки сложившихся циклов обмена вещества и энергии в северных биоценозах.

Основными методами изучения экологической ситуации яв- ляются анализ баланса вещества и энергии между компонентами ландшафта, анализ миграционных потоков с учетом техноген- ных эмиссий, типизация особенностей ландшафтов; а основны- ми источниками данных служат результаты геохимических работ разного содержания и материалы дистанционного зондирования с получением пространственных характеристик развития отри- цательных последствий антропогенного воздействия на ландшафты Арктики.

Серьезную опасность для инженерных сооружений в районах Крайнего Севера представляют мерзлотные процессы: пучение, морозобойное трещинообразование, склоновые смещения, явля- ющиеся следствием теплофизической неоднородности многолет- немерзлых грунтов и пород. Немалое значение в распространении этих процессов приобретает эндогенная разломная тектоника, спо- собная провоцировать их активизацию. В свою очередь, приповер- хностные механические напряжения способны вызвать активиза- цию тектонических нарушений.

Анализ урбанизации ландшафтов севера как геохимического процесса показывает, что он происходит достаточно однотипно в различных природно-климатических и социально-экономических условиях.

Основополагающая роль в этом принадлежит химическому за- грязнению, сопровождающему урбанизацию. В мерзлотных райо- нах на урбанизируемых территориях происходит ощелачивание почв, что предопределяет резкую смену биоценозов и утрату изна- чально существующего биоразнообразия. Техногенному прессингу подвергаются лесотундрово-северотаежные ландшафты котловин и предгорных равнин, а также прилегающие участки низкогорий с редколесно-тундровыми ландшафтами. Природная среда отлича- ется пониженной способностью к самоочищению в условиях не- достатка тепла и избытка влаги. Переувлажненные ландшафты се- вера отличаются особо низким потенциалом самоочищения от хи- мических загрязнений. Условия эксплуатации аллювиальных вод водозаборными сооружениями во многом определяются рядом при- родных факторов, связанных с суровым климатом и наличием мно- голетнемерзлых грунтов. Грунтовые воды отложений залегают и толще горных пород с криогенными включениями либо непосред- ственно содержатся в них. Криогенные водоупоры во многих слу- чаях являются границами подземных потоков. Эти границы обра- зуют различные по форме поверхности в теле водоносного гори- зонта, вследствие чего фильтрация воды к сооружениям носит сложный пространственный характер. Помимо этого на ее движе- ние в пористых породах оказывают заметное влияние вязкостные свойства, а также неоднородное значение их величины по области фильтрации.

Важнейшей особенностью влияния элементов сурового клима- та на приток воды к сооружениям является их сезонная изменчи- вость. Именно динамика криогенных процессов и физических свойств воды во времени определяет гидрогеологические особен- ности залегания подземных вод в аллювиальных речных отложе- ниях региона с суровыми климатическими условиями. Динамика изменения положения границ мерзлых пород приводит к измене- нию гидравлических параметров водоносного горизонта, а вместе с ними и условий питания, формирования и запасов подземных

вод аллювия. Эти изменения имеют циклический характер во вре- мени года. В соответствии с изменяющимися гидрогеологическими условиями залегания аллювиальных вод по циклам года изменяет- ся приток воды к сооружениям водозабора. Инфильтрационные водозаборы располагаются в области ак- тивной связи подземных и поверхностных вод и работают в основ- ном за счет привлечения вод поверхностных водотоков. При нару- шенном режиме подземных вод в связи с работой водозабора рез- ко возрастает интенсивность водообмена фунтовых вод аллювия. В ненарушенном режиме водообмен относительно замедлен, и по- этому температура подземных вод водоносного горизонта более постоянна в сравнении с нарушенным режимом и изменяется в пределах 2—6 0С. Обладая высокой теплоемкостью, подземные воды при таких значениях температур препятствуют промерзанию и аг- радации мерзлоты в теле водоносного горизонта, создавая тем са- мым условия устойчивости талых зон речного аллювия. В почвах вахтовых поселков устанавливается дефицит многих элементов из-за деструкции растительности. Поэтому мониторинг изменения северных ландшафтов дает важнейшую информацию для рационального использования природных ресурсов.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляется экологическое сопровождение инвестиционно-

го проекта?

2. Как организуется экологическая оценка проекта?

3. Перечислите требования Всемирного банка к экологическому со-

провождению инвестиционных проектов.

4. Перечислите требования Европейского банка реконструкции и раз-

вития к экологическому сопровождению инвестиционных проектов.

5. Перечислите основные этапы инвестиционного проектирования в

Российской Федерации.

6. Какие экологические требования должны быть обоснованы в пред-

проектной и проектной документации?

7. Для разработки каких документов используются материалы инвести-

ционного замысла?

8. Какими документами следует руководствоваться при разработке Дек-

ларации о намерении инвестирования в строительство?

9. Какую информацию должна содержать Декларация о намерении

инвестирования в строительство?

10. Какие экологические требования должен выполнить инвестор на

этапе определения цели инвестирования?

11. Для чего используются результаты обоснования инвестиций в стро-

строительство?

12. Какие экологические требования должен выполнить инвестор в

процессе обоснования инвестиций в строительство?

13. Какие требования включает в себя предварительная оценка воздей-

вия на окружающую среду, при выборе площадки размещения объекта?