logo search
Магистратура / Экологическая этика

Экологическая этика; основные принципы

Экологическая этика — направление, сложившееся в 70-х гг. XX в. и имеющее целью защиту природы и человека от опасностей и угроз, связанных с бурным развитием современной цивилизации. Ее задачей выступает конструирование таких ценностно-нормативных установок, которые обеспечат выживание человека как части природы.

Основными направлениями решения экологических проблем являются технологическое и гуманитарное. Технологическое предусматривает разработку и распространение ресурсосберегающих технологий и систем очистки и уменьшения количества отходов. Но для решения экологических проблем этого недостаточно. Необходимо изменить поведение и культуру современного человека, его ценностные ориентации и установки. Эти изменения носят революционный характер.

В экологической этике получает реализацию главный принцип гуманизма — отказ от насилия над природой и человеком, признание ценности всего живого и отрицание принуждения как способа решения проблем.

Основные принципы экологической этики

Отказ от агрессивного антропоцентризма. Для европейской культуры последних столетий характерно рассмотрение человека как центра и цели мироздания, т.е. антропоцентризм. От этого принципа необходимо отказаться. Новоемировоззрениеименуется биоцентризмом, или экоцентризмом. "Потребности человека должны быть удовлетворяемы лишь постольку, поскольку они не затрагивают интересов многообразия жизни на Земле в целом". Биоцентризм признает ценность и уникальность любой формы жизни и распространяет на нее принцип ненасилия. Природа обладает собственной внутренней ценностью, человек — такая же часть природы, как любые другие живые существа, он не хозяин и не должен нарушать экологическое равновесие. Сфера этики расширяется: моральные нормы распространяются на отношение к животным и к природе. Основатель этики Землиь американец О. Леопольд рассматривал Землю как живое существо (Гею) и считал, что ценностью обладают не отдельные существа, а биотические сообщества. Права человека должны быть подчинены нравам и интересам биосистем.

- Экологический императив, сформулированный А. Швейцером, утверждает: "Добро — это то, что служит сохранению и развитию жизни; зло есть то, что уничтожает жизнь и препятствует ей". В этом контексте требуется отказаться от антропологического эгоизма, от нашего эго, порождающего жадность, жестокость, агрессивность и ставшего новой тюрьмой человечества, преградившей путь к его развитию. Но теперь настало время трансформации, о которой говорили мудрецы и пророки. Мы должны будем отказаться от некоторых своих игрушек! Мы должны будем принять на себя ответственность, зная, что небеса, океаны и леса и все живое связано с качеством нашей жизни. Мы должны повзрослеть. Этот переход к взрослению поддерживает современная наука, которая пришла к идее целостного и взаимосвязанного мира. Для того чтобы изменился мир, необходимо измениться самому человеку.

- Использование современных идей и традиционных ценностей. Экологическая этика опирается на широкий фундамент современной науки (общая теория систем, синергетика), а также традиционных идей (религиозные идеи и пророчества, высказывавшиеся древними учителями человечества). Например, буддизм и индуизм проповедовали великие идеи ненасилия, толерантности и уважения ко всему живому, а конфуцианство и русский космизм содержали идеи связи и постоянного энергетического обмена человека и космоса, христианство знало способы нравственного совершенствования человека и достижения особого состояния, включающего милосердие, любовь и прощение. Многие формы традиционных религиозных практик сегодня оказались чрезвычайно востребованы. Возрождение природы, согласно принципу всеобщей взаимосвязи, возможно только вместе с возрождением индивидуальной нравственности и актуализацией нравственных потребностей (потребность в смысле, любви, преодолении одиночества, ощущении связи с миром и космосом, экологические потребности, потребность в идентичности, потребность в сотрудничестве и социальном партнерстве, в творческой самореализации и общественно полезной деятельности). Задаче этого возрождения служит развитие современной экологической этики.

- Смена ориентаций от материальных потребностей к духовным. Ориентация на материальные ценности привела нашу цивилизацию к тупику. Спасением может стать новая этика, не связанная с индустриальной цивилизацией. Она связана с традиционными ценностями, которые были выражены в священных книгах — Ведах, Упанишадах, Библии, Коране, Талмуде. Это ценности милосердия, толерантности, любви, основанные на понимании целостности мира (холизм) и внутренней взаимосвязи всех существ. Современное научное мышление совпадает с высшей мировой мудростью, основанной на древних учениях. Эта мировая мудрость учит, что у человека есть выбор того, как управлять сознанием и собой.

- Необходимость изменить всю картину мира. Важным элементом новой картины мира является принцип всеобщей взаимосвязи и целостности мира (холизм). Для преодоления сложившейся ситуации в сфере экологии необходимо осознать существующую связь между внешним миром (природой) и внутренним миром человека. Эта связь была очевидна уже для древнего человека, а современный ее потерял. Между тем современная наука все больше приходит к выводам о существовании всеобъемлющих внутренних связей, которые в мистической форме интуитивно воспроизводились в магических ритуалах древних культур и которые сегодня становятся научными фактами. Уже в 1930-х гг. Э. Шредингер выдвинул концепцию взаимосвязи элементарных частиц (квантов). Оказалось, что как только несколько квантов входят в одно состояние, они оказываются взаимосвязанными, как бы далеко друг от друга они ни оказались. Эйнштейн предложил взять две частицы, находящиеся в особом состоянии, в котором они аннигилируют друг друга, разделить их и измерить их состояния по отдельности. Этот эксперимент предполагал преодолеть принцип неопределенности. Однако, когда измеряется состояние одной частицы, измерение другой точно соответствует результатам измерения первой. Как будто вторая частица "знает" (как бы далеко она пи находилась) о состоянии первой. Этот принцип сохранения взаимосвязи между близкими людьми, находящимися вдалеке друг от друга, был хорошо известен древним и применялся в практической магии.