Процедуры экологической оценки инвестиционных проектов (ип)
Процесс ЭО состоит из следующих процедур:
экологический скрининг –это обзор ИП и определение категории проекта постепени воздействия на окружающую среду;
первичный экологический анализ – это характеристика основныхэкологических проблем, на решение которых направлен ИП и разработан совместно с заявителем технологического задания на ОВОС;
детальная экологическая оценка – это исследования, направленные на подтвержде- ние экологическойэффективностиИП и возможности достижения планируемого эко- логического эффекта;
экологический контроль за реализацией ИП;
экологический анализ результатов реализации ИП.
Первые 4 процедуры выполняются на прединвестиционной стадии исследований. 5 и 6 стадии – на стадии строительства и эксплуатации.
Экологический скрининг
Эта процедура включает следующие операции:
классификация ИП по степени воздействия на окружающую среду;
установление соответствия ИП экологическим критериям;
определение приоритетности ИП;
подготовка меморандума об экологическом скрининге.
Для проведения скрининга инициатор проекта в составе проектного предложения пред- ставляет инвестору следующую информацию:
описание экологических проблем, характеризующих экологическую обстановку в районе реализации ИП;
формирование реализации ИП (указывается продукция, услуги, которые будут оказываться при реализации ИП);
краткая характеристика технологии и ее апробация;
поддержка инвестиционного проекта федеральными и региональными органами власти;
степень готовности ИП, т.е. наличие разрешительных документов;
ожидаемый экологический эффект от реализации ИП.
Классификация ИП по степени воздействия на окружающую среду
Каждому ИП присваивается одна из 4-х категорий: А, Б, В, Г в зависимости от степени воздействия на окружающую среду и предполагаемых последствий.
А – реализация ИП может привести к необратимым экологическим последствиям;
Б – реализация ИП может привести к неблагоприятному воздействию на окружающую среду (один природный компонент и более). Однако этивоздействия, легко узнаваемые иих можно избежать, применяя природоохранные, технологические или компенсационные меры;
В – реализация ИПне окажет неблагоприятного воздействия наокружающую среду или оно будет нейтрально, и не приведет к каким-либо негативным последствиям;
Г - реализация ИП приведет к улучшению качества окружающей среды. ИП не связан с промышленным производством.
Примечание: отдельные ИП всегда относятся к определенной категории независимо от их масштаба. К таким объектам относятся: АЭС, ТЭС, металлические комбинаты, химиче- ское производство, гидротехнические сооружения, мусороперерабатывающие заводы.
Что касается других ИП, то их категория будет определяться масштабами производства. К категории А будут относиться все ИП, если они реализуются в зонах особо чувстви-
тельных к антропогенной деятельности.
Установление соответствия ИП экологическим критериям
В ходе этой процедуры необходимо выяснить приводит ли реализация проекта к сле- дующим последствиям:
ликвидации ИЗСО;
решается ли одна из следующих экологических проблем:
предотвращение загрязненияатмосферного воздуха, подземных иповерхно- стных вод, почв;
предотвращение накопления опасных и других отходов;
предотвращение истощения и уничтожения природных ресурсов;
предотвращение изменения традиционных видов природопользования;
предотвращение изменения природных ландшафтов.
не должна приводить к возникновению неблагоприятного воздействия на окру- жающую среду за счет:
наращивания выпуска продукции;
коренного изменения технологии
увеличения объемов сырья, которым являются полезные ископаемые;
использование невозобновимых природных ресурсов.
не должна требовать нового земельного участка, не включаемого в генеральный план развития региона;
должна привести к сокращению выбросов, сбросов загрязняющих веществ в ок- ружающую среду:
должна способствовать утилизации или захоронению. Ликвидации отходов;
должна способствовать уменьшению потребления электроэнергии, воды и других природных ресурсов;
должно способствовать рекультивации или освобождению земли.
должна поддерживаться органами местной власти;
должна поддерживаться населением.
Определение приоритетности ИП
Устанавливается приоритетность по сумме баллов, выставляемых по каждому из сле- дующих 4-х критериев:
№ п/п
Название
Примечание
Балл
1
Масштаб существующего и преодолеваемого воздействия
а)
Национальный
Охватывает экономические регионы РФ или территорию субъекта РФ
7
б)
Региональный
Охватывает город, регион
5
в)
Местный
Охватывает территорию микрорайона, муниципалитета, села
3
г)
Локальный
Охватывает территорию промышленного предприятия
2
№ п/п
Название
Примечание
Балл
2
Объекты неблагоприятного воздействия, на предотвращение которого направлен проект
а)
Безопасность населения
Наносит ущерб состоянию здоровья населения и условиям жизнедеятельности, подтвержденный многолетними данными
9
б)
Здоровье населения
Сложившийся уровень загрязнения на территории представляет определенную угрозу
6
в)
Отдельные природные компоненты и экосистемы
Подземные или поверхностные воды, атмосферный воздух, почвы, растительный, животный мир
5
г)
Природные ресурсы
3
3
Экологическая ситуация на территории реализации ИП
а)
Крайне неблагоприятная
Экологическое бедствие, чрезвычайная ситуация, территория особой природной чувствительности
9
б)
Неблагоприятная
Высокая плотность населения, городские агломерации, высокая степень антропогенной нагрузки
5
в)
Благоприятная (в целом)
Существуют отдельные ИЗСО, но они не оказывают существенного воздействия
2
4
Вид снижаемого (предотвращенного) воздействия
а)
Загрязнения, забор поверхностных вод
6
б)
Загрязнения, забор подземных вод
6
в)
Загрязнение атмосферы
9
г)
Загрязнение твердыми отходами
6
д)
Загрязнение почвы
3
Шум, вибрация, запахи
1
Баллы по каждому показателю суммируются, если в результате ИП снижается или пре- дотвращается несколько видов воздействия, то из их числа учитывается, имеющий наивыс- ший балл. И к нему прибавляется по 0,2 балла от других видов воздействия.
В зависимости от суммы баллов устанавливается очередность.
Проект первого приоритета 27 и болеебаллов; второго – 26 – 22 балла, предпочтение от- дается тем,которые характеризуются лучшими экологическими и экономическими показате- лями; третьего – 17 – 21 балл, требуют дополнительного изучения для уточнения экологиче- ской значимости и выявления возможных положительных сторон, дающих основание для финансирования; четвертого – 16 и менее баллов, проекты считаются не отвечающими эко- логическим критериям.
Подготовка меморандума об экологическом скрининге
По результатам скрининга оставляется меморандум, в котором регистрируется инфор- мация, необходимая для принятия решений, а именно:
а) соответствие ИП экологическим критериям; б) приоритет ИП в балансах;
в) категория ИП;
г) наличие разрешительных документов на основную деятельность (лицензия на до- бычу полезных ископаемых, разрешение на выбросы и сбросы и т.д.);
д) включение ИП в государственные, региональные, местные отраслевые программы; е) осведомленность общественности и населения о планах заявителей;
ж) рекомендации, касающиеся путей решения экологических проблем (например: о необходимости проведения специального исследования, выявления общественного мнения по наиболее острым экологическим и социальным аспектам).
В меморандуме указывается масштаб работ по ОВОС. Например: если ИП связан с но- вым строительством и относиться к категории А, то специалист по ЭО указывает, что заяви- тель должен провести ОВОС по полной процедуре. Если ИП относится ккатегории В, объем информации при проведении ОВОС может быть сокращен.
Потребностьв детальном исследовании может быть сведена к изучению воздействия от- дельных аспектов измененной природной среды.
Для крупных предприятий, объединяющих несколько производств, разнообразно воз- действующих на окружающую среду, можетбытьпредложено проведение ЭА дляопределе- ния наиболее приоритетных внутри предприятия объектов, реализация которых позволит ли- квидировать сразу несколько видов воздействия на окружающую среду.
.Первичный экологический анализ
По результатам скрининга инвестор принимает решение о возможности дальнейшего рассмотрения ИП, а инициатор начинает подготовку проектных решений в соответствии с требованиями инвесторов. Дляпринятия инвестором финансового решения в соответствии с российским законодательством необходимо обязательное наличие следующих документов:
материалы подтверждения проведения ОВОС при подготовке обосновывающей доку- ментации;
заключение ГЭЭ по обосновывающей документации.
Задачи первичного анализа:
оценка значимости и установление очередности проведения оценки проекта;
разработка требований и ОВОС (подготовка технического задания).
Первичный анализ включает в себя в зависимости от необходимости все или некоторые из следующих действий:
изучение всей имеющейся информации по прошлой и текущей деятельности инициа- тора, связанной с реализацией проекта;
изучение методов управления охраны окружающей среды на предприятии;
анализ результатов, проведенных инициатором экологических последствий (экологи- ческая ситуация на территории реализации проекта);
посещение предприятия заявителя, в ходе которого следует познакомиться с ведущи- ми специалистами по экологическим вопросам, осмотреть территорию размещения объекта. С точки зрения ее экологической уязвимости и масштаба воздействия на ок- ружающую среду (текущего и прогнозируемого) «+» посетить органы власти, терри- ториальные органы власти, территориальные органы экологического надзора.
Специалист перед посещением получает задание, в котором указывается: а) краткое описание проекта
б) территории;
в) наличие документации (карт, схем);
г) задачи экспертов (все заинтересованные стороны должны быть осведомлены о це- лях посещения и его результатах).
В задании указывается объем исследований. Оговариваются встречи с представителями предприятия и специалистами.
Результаты посещения оформляются в виде краткого резюме, либо в устной форме, либо в виде проекта в первичном анализе.
Оценка значимости и установление очередности проведения оценки
В ходе решения этой задачи рассматриваются экологические проблемы, решение кото- рых может быть достигнуто при реализации проекта.
При этом рассматривается:
Загрязнение атмосферного воздуха и связанное с этим изменение климата, истощение озонового слоя, выпадение кислотных дождей;
Проблема выполнения обязательств по междисциплинарным отношениям, договорам по охране окружающей среды и природными ресурсами, например:
а) Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящи- мися под угрозой исчезновения (была подписана в 1975 году);
б) Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (была подписана в 1979 году); в) Конвенция о изменении климата (была подписана в 1992 году);
г) Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и междуна- родных озер (была подписана в 1992 году);
д) Конвенция сохранения биоразнообразия (была подписана в 1995 году).
Охрана водных объектов;
Рациональнее использование и охрани природных ресурсов (разработка каких-либо месторождений);
Рациональное землепользование (строительство);
Сохранение биоразнообразия;
Региональная принадлежность инвестиционного проекта
Принимается во внимание место положения объекта:
по отношению к центрам концентрации населения, включая школы, больницы, дет- ские лагеря;
по отношению к особо охраняемым территориям (рекреационные зоны, исторические памятники природы, заповедники и т.д.);
по отношению к территориям, отнесенным к зонам чрезвычайно экологических бед- ствий.
Составление технического задания на ОВОС
Техническое задание разрабатывается инициатором по материалам скрининга и первич- ного анализа.
Цель подготовки технического задания: конкретизация объекта, масштабы и содержа- ние исследования.
Техническое задание формулируется так, чтобы в результате его выполнения были вы- явлены, определены и оценены все виды воздействий и спрогнозированы изменения в окру- жающей среде.
В материалах ОВОС должны быть даны предварительные рекомендации по природо- охранным мероприятиям. Инициатор утверждает техническое задание, согласовывает с тер- риториальными экологическими органами.
.Экологические условия реализации ИП
В заключительно этапе ЭО ИП является составление перечня экологических условий реализации ИП на стадии проектирования, строительства и эксплуатации.
В соответствии с российскимзаконодательством финансирование проекта возможно только после положительного заключения ГЭ по проектной документации.
В тожевремя по схеме проектного цикла решения о финансировании принимаетсяинве- стором раньше наоснове рассмотрениябизнес-планаили обоснование ИП, в которых содер- жатся только принципиальные технологические, технические, строительные и прочие реше- ния. Следовательно, ЭЭ может только подтвердить экологическую обеспеченностьэтих принципиальных решений.
Основные заключенияпо проекту будутсделаны на стадии проектированияпо материал изысканий и научных исследований.
В заключении ЭЭ всегда содержаться рекомендации по природоохранным мероприяти- ям. Которые должны быть учтены при проектировании и реализации проекта.
В связи с этим инициатор самостоятельно начинает формализировать перечень экологи- ческих условий.
С самой первой стадии подготовки ИП – прединвестиционных исследований и подго- товки обоснования.
В дальнейшем к нему присоединяется инвестор, который заинтересован в технологии экологических рисков и выполнении целей реализации проекта, направленных на улучшение качества окружающей среды и недопущение негативных воздействий на нее.
Экологические условия реализации ИП – это ограничение поведения хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
В перечень экологических условий обязательно входит:
программа производственного экологического мониторинга на стадии строительства и эксплуатации;
введение отчетности по результатам реализации ИП.
Экологические условия оформляются в виде Перечня экологических условий на стадии подготовкиобоснования ИП. Перечень согласуется инициатором и в составе основывающей документации представляется на ГЭ. Инвестор должен проследить, чтобы дополнительные мероприятия, указанные в перечне были включены в план-график реализации проекта. Для контроля необходимо предусмотреть сроки выполнения эти мероприятий.
Форма Перечня может иметь следующий вид:
Экологические условия для выработки решений при проектировании объектов ин- вестиционной деятельности
№ п/п
Экологические условия
Исполнитель
Сроки исполнения
Объем источников данных
экологические условия для выполнениярешения при строительстве (по той же схе- ме);
экологические условия для выполнения решения при эксплуатации объектов инве- стиционной деятельности:
|
|
|
| |
| | | | |
Перечень является неотъемлемой частью финансового договора. Возможно несколько вариантов введения ключевых экологических условий в юридические документы по инве- стиционному проекту.
Условия необходимые для начала ведения переговоров по субзайму, его утвержде- нию или вступлению в силу(например: выставляются требования о получении поло- жительного заключения ГЭЭ на обосновании ИП);
Датированные условия (перечень включает сроки и исполнителей). Такое представ- ление обеспечивает полное внимание к ключевым экологическим аспектам проекта со стороны, как инвестора, так и заказчика;
Ссылка на снижение неблагоприятного воздействия и другие природоохранные меры, приведенные в оценочном докладе по ИП. Эффективность этого подхода зависит от качества и четкости мер, охарактеризованныхинвестором и отобязательств инвесто- ра выполнить проект по этим направлениям;
Включение цепи реализации ИПи конкретных мероприятий, вытекающих из резуль- татов проведения ОВОС, как части описания проекта в юридических документах о реализации ИП;
Общее заявление, при этом используются стандартные заявления о том, что заказчик обязуется выполнять национальные и международные нормы, стандарты и требова- ния.
.Экологическая оценка хода реализации ИП
Эта оценка осуществляется в форме текущего экологического контроля и путем анализа результатов реализации ИП.
Текущий экологический контроль может проводить инвестор, орган государственной власти и иные участники проекта. Начинается он на стадии организации закупок в соответ- ствии с графиком, согласованным с инициатором на стадии переговоров.
При этомосуществление контроля происходит со стороны отраслевого ведомства, кури- рующего данный сектор промышленности (экономики), со стороны наблюдаемых миссий
«+» отчеты о результатах осуществления мониторинга и прочих экологических проектах.
По результатам контроля оформляется отчет, который предназначен для инициатора, ин- вестора, организации исполнителей и органов власти.
Глубина и степень экологического анализа должны быть, соизмеримы с масштабами воздействия проекта на окружающую среду.
В него должна включаться вся информация, касающаяся проекта в связи свыполнением инициатором экологических условий.
Если инициатор проекта не выполняет эти условия, может быть принято решение о за- мораживании выплат по проекту. Об этом оповещаются органы власти, финансовые учреж- дения, партнеры по финансированию.
3.2.5. Экологические оценки результатов реализации ИП
При завершении ИП инвестор рассматривает всю экологическую информацию и оцени- вает воздействие ИП на окружающую среду.
Инициатор представляет всю информацию, которая для этого необходима. В результате составляется отчет, включающий в себя:
описание фактически наблюдаемых видов воздействий на окружающую среду с ука- занием: были ли они предусмотрены заранее;
оценку эффективности мероприятий, предупреждающих появление экологических рисков;
указывается степень выполнения рекомендаций инвесторов, сделанных в ходе эколо- гической оценки при подготовке проекта;
оценка того, на сколько результаты ЭО повлияли на принятие решений в процессе подготовки проекта;
оценка показателей эксплуатации и технологического обслуживания действующего объекта и степень его воздействия на окружающую среду;
оценка выгоды, полученной благодаря экологическим компонентам ИП.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное
- 243365, Брянская обл., Выгоничский р-н, с. Кокино, ул. Советская 2а.
- Министр а. Фурсенко рабочая программа по дисциплине «оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза»
- Цели и задачи дисциплины:
- Содержание дисциплины:
- 2.1. Извлечение из гос впо сп. 280101.65
- Разделы дисциплины, виды занятий и распределение часов
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Организационно-правовые основы экологической экспертизы (ээ) и оценки воздействия на окружающую среду (овос).
- Раздел 3. Методология и общие принципы проведения экологической оценки
- Раздел 4. Экологическая оценка инвестиционных проектов
- Раздел 5. Разработка раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации при строительстве и реконструкции объектов
- Раздел 6. Экологическая экспертиза проектных материалов
- Раздел 7. Экологическая экспертиза производственного объекта, технологии, новой техники.
- Раздел 8. Оценка эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий
- Раздел 9. Экологический аудит
- Раздел 10. Сертификация по экологическим требованиям
- Раздел 11. Экологическая оценка территорий
- Раздел 12. Экспертиза социально-экономических программ развития региона и территориально-промышленных комплексов
- Практические занятия
- 2.5. Самостоятельная работа студентов
- Образовательные технологии
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 4.1. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 4.2. Курсовые работы
- 4.3. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины
- Основные виды задач, которые предлагается решить студентам
- В в е д е н и е
- Экспертиза проектов: история становления, процедуры
- 1.1.Становление и развитие экологического проектирования, процедур овос и экологи- ческой экспертизы
- 1.2.Процедуры овос, эо, ээ и эа в системе экологического управления
- Исследование – обоснование – проектирование - экспертиза - решение о реализации – строительство – приемка - эксплуатация объекта - его расширение – модернизация – ликвидация.
- Природно-технические системы и овос
- Процессы, вызывающие негативные последствия в окружающей среде.
- 2 . М е т о д ы о в о с
- 2.1.Методы оценки экологических последствий
- Методы экологической оценки технологии
- Нормирование качества окружающей среды
- 3. Экологическая оценка инвестиционных проектов
- .Цели и задачи экологической оценки инвестиций
- Процедуры экологической оценки инвестиционных проектов (ип)
- 3.3. Экологические риски реализации ип
- 4 . Э к о л о г и ч е с к и й а у д и т
- Экологическое аудирование как вид экологической деятельности.
- Обязательный экологический аудит проводится:
- Обязательный экологических аудит может также проводится по решению:
- Классификация программ экоаудита.
- Обобщенная процедура программы экоаудита.
- Определение основных целей и задач программы эа.
- Практические
- Занятия
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- Глоссарий