Правовая охрана вод
Характеристика и сравнение Водных Кодексов РФ 1995 г. и 2006 г
По мнению Ольги Яковлевой, которая является Членом Московской областной коллегии адвокатов, почетным адвокатом России, Правительством РФ, Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ проводится политика кардинального изменения природоресурсного и природоохранного законодательства. Она направлена на создание правовой базы для негласной приватизации природных ресурсов.
Негласная правовая реформа носит целенаправленный и системный характер:
- изымаются из собственности государства и общества наиболее ценные природные богатства - леса, воды, недра путем изменения их правового статуса;
- вводится частная собственность на лесные земли и водные объекты, природные ресурсы превращаются в товар и включаются в гражданский оборот;
- уничтожается система государственного управления и контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;
- ликвидируются законодательные гарантии прав граждан на свободный доступ к наиболее значимым для жизни человека природным ресурсам - лесу, воде.
По своей сути тенденция происходящего законотворческого процесса антиконституционна и нарушает основы конституционного строя, в частности, ст. 2, 3, 7, 9, 15, 18, 42 Конституции РФ.
Если она сохранится, то уже через несколько лет граждане России не будут иметь доступа к природным ресурсам, а государство возможности распоряжаться национальными природными богатствами.
Мы рассмотрим принципиальные проблемы изменения законодательства и постараемся наглядно проиллюстрировать общую направленность законотворческого процесса. Кроме того, на конкретных примерах можно будет увидеть, к каким последствиям для людей могут привести эти изменения». Обзор основных изменений экологического законодательства за 2005-2006 гг. Яковлева О.
Анализ нового Кодекса, вступившего в силу с 1 января 2007 года, показывает, что он направлен на ликвидацию государственной собственности, на водные объекты для передачи их в частную собственность, превращение в товар, включение водных объектов в гражданский оборот. Кодекс направлен на принципиальное изменение концепции правоотношений в области водопользования.
Целью нового Кодекса является изменение правового статуса водных объектов Российской Федерации, изъятие из собственности государства и общества водные объекты, передача этого права частным юридическим и физическим лицам, а так же, замена административной системы управления водными объектами на гражданско-правовую, по сути рыночную. Государство и граждане России фактически лишаются права на водные ресурсы, ликвидируются гарантии свободного доступа людей к водным объектам, с государства снимается обязанность по обеспечению прав граждан, ликвидируются механизмы контроля над состоянием водных объектов. Проанализировав же Водный Кодекс 1995 г. можно ощутить принципиальную разницу с действующим. Он не позволяет превращать водные объекты в имущество и включать их в гражданский оборот, создавать правовые механизмы запрета доступа граждан к водным объектам. Содержание Кодекса полностью подтверждает четкое следование указанным целям.
Водный Кодекс 1995 г. содержит 16 глав и состоит из 148 статей. Даже перечисление глав дает представление о сложности и многообразии системы правоотношений, которые он регулирует. Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
С каждым годом ухудшается экологическая ситуация, состояние многих ценнейших водных объектов является катастрофическим. В мире повышается ценность воды как ресурса, являющегося залогом дальнейшего существования человечества. Казалось бы, это должно было привести к принятию закона, наилучшим образом защищающего водные объекты, права государства и российского народа на ресурс, принадлежащий не только нынешним, но и будущим поколениям российских граждан.
Однако вместо этого Правительством РФ разработан, а большинством Государственной Думы и Советом Федерации, Президентом РФ одобрен Водный кодекс, в котором уничтожена система норм по охране и восстановлению водных объектов и создана правовая база для негласной приватизации водных ресурсов России.
Принципиальное изменение идеологии очевидно уже при формальном взгляде на Кодекс.
Действующий Водный Кодекс 2006 г. вместо 16 глав и 148 статей содержит лишь 7 глав и всего 69 статей. Он полностью отвечает поставленной задаче. Рассмотрим, за счет изъятия каких-либо положений содержание Кодекса уменьшилось более чем в два раза». Обзор основных изменений экологического законодательства за 2005-2006 гг. Яковлева О.
Новый Водный кодекс ликвидирует всю систему норм государственного управления водными объектами
По Водному кодексу 1995 года, полномочия федеральных органов власти комплексно охватывают весь круг вопросов использования и охраны водных объектов и дают власти реальные механизмы применения закона.
Новый Кодекс исключил все полномочия, позволяющие федеральным органам власти реально владеть, пользоваться, распоряжаться водными объектами России и осуществлять их охрану.
Изъяв у федеральной власти все реальные механизмы управления и сохранения водных объектов, статья 24 Водного Кодекса вместо конкретных полномочий наделяет федеральную власть набором функций, которые входят в компетенцию федеральных органов, выполняются ведомствами в рабочем порядке и большинство, из которых не требует законодательного закрепления.
Полномочия субъектов РФ, указанные в Кодексе, также демонстрируют фактическое уничтожение механизмов государственного управления водными объектами. Вместо 25 полномочий, закрепляющих реальные возможности региональной власти и представляющих собой единую систему, указаны 13 не связанных между собой функций, по значимости несопоставимых с изъятыми.
Водный кодекс 1995 года, регулирует правоотношения, касающиеся всего спектра смежных отношений, связанных с водопользованием, охраной вод, недр, животного и растительного мира, атмосферного воздуха. Имущественные отношения являются предметом регулирования только в связи с использованием водных объектов и регулируются гражданским законодательством.
Действующий Водный кодекс главной целью регулирования делает именно имущественные правоотношения.
В статье 3 ч.1 содержится формальная фраза о том, что водное законодательство регулирует отношения по использованию и охране вод. Однако главное содержание отношений составляет именно регулирование имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением водными объектами, включая гражданский оборот.