Проект по озеленению Набережной в г. Саратове

дипломная работа

2.1 Особенности природоохранного законодательства России

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Природоохранительные отношения в Российской Федерации регулируются ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., и разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды. Об охране окружающей природной среды: федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант» от 22.01.2014 г.

1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Регионы представляют собой не только сложные экономические комплексы, но и экосистемы различного уровня. Региональная и городская экосистемы не являются саморегулируемыми. Итак, эколого-экономический баланс развития территорий создается и поддерживается человеком с помощью конкретных средств регулирования. Принятие Россией концепции устойчивого развития территорий должно носить не декларативный характер, а воплощаться в жизнь с помощью соответствующих нормативных актов и целевых программ, подробно экономически обоснованы. Достичь реализации действий правовых актов различных министерств на региональном уровне -- сложная задача. Регулировка мероприятий по устойчивому развитию региона требует значительных усилий, направленных на согласование, в первую очередь, потоков денежных средств на разрозненные цели.

Эксперимент по воплощению в жизнь условий концепции устойчивого развития можно провести на системе озеленения региона, которая одновременно является экономической, экологической и градостроительной системой. Выявление проблем экономического регулирования системы озеленения региона и их преодоление может предоставить важный инструментарий для реализации широкомасштабных мероприятий по устойчивому развитию.

Разработкой вопросов сбалансированного и устойчивого развития территорий России активно занимаются такие специалисты в области региональной экономики, экономики жилищно-коммунального хозяйства и экономики природопользования. Следовательно, необходимо разрабатывать новый комплексный научно-практический подход к реализации мер по повышению качества среды жизнедеятельности человека. Предлагается исследовать экономическое регулирование развития системы озеленения в контексте обеспечения целей устойчивого развития региона как одно из направлений указанного подхода. Об охране окружающей природной среды: федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант» от 22.01.2014 г.

Экономическое регулирование устойчивого развития территорий со стороны органов государственной и местной власти крайне необходимо, потому самостоятельное упорядочения почти невозможно. Данный тезис касается и упорядочение системы озеленения региона. Наиболее слабыми звеньями экономического регулирования сферы озеленения является ее планирование и финансирование.

Заметим, что под системой озеленения региона автором понимается не только совокупность озелененных территорий (городские зеленые насаждения, леса и об объекты природно-заповедного фонда), но органы ее управления: органы местного самоуправления и предприятия по озеленению территорий и лесоразведения.

Города как наиболее техногенно-напряженные территории регионов требуют особого внимания в отношении мер устойчивого развития. Есть перспективное планирование и финансирование системы озеленения городов приобретает первостепенное значение. Планирование как процесс упорядочения развития системы озеленения отображается в двух видах: перспективное и текущее. Действенным инструментом экономического регулирования развития системы на уровне региона и города является перспективное планирование, а на уровне предприятия -- текущее. Современные экономические реалии требуют усиления обоих указанных составляющих.

Спецификой планирования в сфере озеленения является то, что оно должно быть детально разработано на предметном уровне, а уже потом это возможно выразить объемом необходимых денежных средств.

На уровне города. Перспективное планирование должно быть отражено в Перспективном плане комплексного озеленения города. Основными задачами предметного перспективного планирования в сфере озеленения должны стать: определение перспективного уровня озеленения территории города в целом и в разрезе административных районов на конец расчетного периода с выделением планировочных этапов среднегодовых темпов роста городских насаждений по их основным категориям; первоочередных мерах по реконструкции и воспроизведении об объектах озеленения для предотвращения процесса их безвозвратной потери, определение объемов работ по уходу за городскими зелеными насаждениями; обоснование озеленения потенциальных территорий -- тех, которые могут быть освобождены, или рациональное использование территорий и зеленых коридоров вдоль дорог, установление объемов нового зеленого строительства, реконструкции и капитального ремонта существующих зеленых насаждений и их согласование с планом капитальных затрат по годам отдельно и за весь период перспективного плана комплексного озеленения, выявления и расширения источников финансирования, выполнение работ по проектированию и зеленого строительства с указанием очередности ввода в действие объектов озеленения, разработка системы озеленения города с выделением территорий, подлежащих озеленению и определения их функционального назначения, определение характера и уровня развития производственной базы: выращивание посадочного материала, обеспечения механизмами для выполнения работ, создание активного инновационного поля в сфере озеленения. В дальнейшем каждый предметный показатель должен быть обеспечен источником финансирования. На последнем этапе -- следует обобщить все данные по объемам финансирования и источников финансирования.

На уровне региона. Основными задачами предметного перспективного планирования лесов должны стать: создание новых лесных насаждений в объемах, превышающих их вырубки, на непригодных для сельскохозяйственного использования землях создания защитных насаждений, создание соответствующей производственной базы, внедрение современных технологий и препаратов, повышение устойчивости насаждений путем приведения их породного состава, формы и структуры в соответствие с конкретными лесорастительными условиями, и путем предоставления большей площади питания деревьям, остающиеся после рубок для дальнейшего роста, сокращение сроков выращивания технически спелой древесины путем создания условий для накопления прироста на наиболее ценных высококачественных деревьев, увеличение размера пользования древесиной с единицы площади. Основными задачами предметного перспективного планирования объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ) должны стать: создание экологического каркаса области на основе формирования оптимальной сети ПЗФ, увеличение площади территорий объектов ПЗФ, обеспечение репрезентативности территорий ПЗФ по флористической, фаунистические, геологической, ландшафтной и другими экологическими характеристиками; приоритетное развитие группы объектов высокой категории заповедности, прежде всего, многофункционального назначения (национальных и региональных ландшафтных парков). Хотунцев, Ю.Л. Экология экологическая безопасность : учебн. пособие для высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр Академия, 2014 г. 480 с.

Итак, мы видим, что на региональном уровне для достижения единой цели устойчивого развития должны быть согласованы задачи перспективного планирования озелененных территорий городов, лесов и объектов ПЗФ. Финансирование системы озеленения как единого регионального комплекса должно предусматривать согласование выделения средств на озеленение территории разного качественного состава, но оно отсутствует. Процессы финансирования происходят параллельно на каждый объект отдельно.

Отсутствует общий эффект от выделения средств из государственного, областного и городского бюджетов.

Для преодоления этих проблем и обеспечения устойчивого развития региона необходимо в ближайшее время сделать шаг к приведению в соответствие программ развития различных озелененных территорий -- зеленых насаждений городов, лесов, объектов ПЗФ, упорядочить и усовершенствовать перспективное планирование системы озеленения, и прежде всего, усовершенствовать процесс финансирования сферы озеленения. Экономическое регулирование данной сферы следует кардинально пересмотреть, потому что не планирование, ни финансирование не отвечают современным требованиям развития территорий. Реформирование данной отрасли экономики приведет к достижению целей, провозглашенных концепцией устойчивого развития.

Ожидаемыми последствиями усовершенствования функционирования системы озеленения должно стать повышение качества проживания человека на определенных территориях, в частности наиболее урбанизированных. В дальнейшем также необходимо существенно усовершенствовать систему статистических показателей экономики и смежных отраслей для обоснования единых программ устойчивого развития территорий.

Делись добром ;)