logo
Сбор и переработка твёрдых бытовых отходов в г. Москве

Опыт Запада

Опыт экономически развитых стран показывает, что решить проблему рециклинга отходов можно только если изменять ее комплексно, регулируя одновременно все механизмы и этапы движения мусора от источника (физ. лица, предприятия) через перевозку к пунктам хранения, переработки или захоронения. Но нельзя забывать о необходимости применения современных научно-технических достижений и управления общественным мнением. Только через активное привлечение населения к существующим в городе проблемам возможна реализация задуманного. Одними репрессивными мерами не обойтись.

Безусловно, раздельный сбор мусора, бытовых, твёрдых отходов, металла, бумаги и другого утиля во много раз облегчил бы его переработку. Большинство стран Евросоюза решили этот вопрос так давно, что никто из граждан не помнит, что раньше было как-то иначе.

Для обеспечения экологической программы Евросоюз выделил несколько тысяч таких контейнеров для раздельного сбора и вывоза мусора, например, в России и Украине. Сейчас рынок обеспечивают компании, которые специализируются на сборе, вывозе и переработке различных отходов, сохраняя тем самым чистоту и порядок на улицах и предотвращая экологическую катастрофу. Услугами таких компаний уже пользуются отели Санкт-Петербурга, развлекательные и спортивные центры Москвы и Подмосковья, а также гостиницы Самары и других городов.

Закон о рециклинге принят более чем в 50 странах мира. В 1995 году мировая индустрия рециклинга обеспечила занятость более 1 млн. человек. Общая стоимость продукции, полученной в мире за счет рециклинга в 1995 году составила 175 млрд. долл.

· Практически во всех экономически развитых странах на уровне правительств разработаны и действуют программы, которые включают мероприятия по квалифицированному обследованию (приемка, обработка) машин, частичному демонтажу шин на перерабатывающих предприятиях, повторному применению снятых деталей, переплавке машин, захоронению не перерабатываемых отходов (в основном пластиков, ткани). Обычно общий объем материалов, вывозимых в отвалы, составляет 25-30 % от массы автомобиля.

· Обращение с отходами четко регламентируется нормативно-правовыми актами и контролируется государственными органами, регулируется экономически - предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции. Необходимые средства на переработку отходов выделяются государством (за счет сбора налогов с владельцев автомобилей и фирм импортеров) и аккумулируются в специальных экологических фондах на местном и федеральном уровне.

· Для снижения токсичности отходов все больше внимания при разборке автомобилей уделяют извлечению опасных химических материалов (например, тяжелых металлов, хлорсодержащих полимеров и др.). Этому способствует соответствующая стандартизированная маркировка деталей на стадии их изготовления.

· Использование металлолома существенно снижает стоимость всей металлопродукции. По усредненным данным, при переплавке стального металлолома требуется только 25% энергии, затрачиваемой на выплавку стали из руды в домнах.

· Введение в процесс изготовления деталей сплошной их маркировки, безусловно, несколько удорожает продукцию, однако при этом снижаются последующие расходы на использование металлолома.

· Из полученного вторсырья изготавливают т.н. неответственные детали (бамперы, обивку багажника, коврики и т.п.), а также хозтовары (бутылки, дорожные ограждения, хозяйственная утварь, покрытия для садовых дорожек).

· Особое внимание в последнее время уделяется переработке пластмасс, полипропилена, которые все больше используются в производстве автомобилей. Их переработка во вторичные материалы и использование с максимальной эффективностью возможны только после рассортировки по видам полимеров и по конкретным маркам пластмасс. Некоторые фирмы ввели с этой целью стандартизированную маркировку деталей из резины и пластмасс, позволяющую четко определить марку материала.