logo
Совершенствование деятельности администрации муниципального образования "Город Хабаровск" по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке производственных отходов

2.2 Бизнес-план предприятия по переработке твердых производственных отходов муниципального образования «Город Хабаровск»

Развитие системы управления отходами на территории городского округа «Город Хабаровск» в соответствие со сложившейся практикой связано с созданием и стимулированием предприятий, занимающихся переработкой отдельных, востребованных на рынке, видов отходов промышленности. Действительно, твердые отходы не однородная масса, а смесь множества материалов, имеющих самые разные свойства: коммерческую ценность, биоразлагаемость, сжимаемость, горючесть и т.д [18]. Поскольку главная проблема отходов -- это проблема объема, который они занимают, требуется сравнить существующие технологии мусоропереработки с точки зрения стоимости снижения объемов отходов.

Рассмотрим признанную оптимальной по соотношению «цена-снижение объемов мусора» схему обращения с твердыми отходами на территории Муниципального образования «Город Хабаровск» и сравним ее с другими.

Интересно сравнить комплексные методы переработки отходов с наиболее противоречивой технологией, вызывающей бурные дискуссии -- сжиганием.

Удельные капитальные вложения в эту технологию составляют 3390 руб/м3 годовой мощности, приведенные затраты -- 357 руб/м3 при объеме остаточных отходов -- 10%. [32] Даже не принимая во внимание токсичность выбросов, сбросов и отходов мусоросжигания, эта технология не имеет перспектив по экономическим показателям, более чем в полтора раза превосходя по затратам переработку даже смешанных отходов и примерно в 6 раз -- раздельно собранных [32].

Рисунок 2.1 - Варианты функций капитальных затрат на обращение с твердыми отходами в зависимости от технологий избавления: захоронение, утилизация, переработка

Из итогового графика функций инвестиционных затрат на твердые отходы (рисунок 2.1) видно, что наиболее «дешевым» является используемый в настоящее время вариант захоронения твердые отходы, тогда как утилизация в любом случае требует значительных вложений. Однако оба варианта имеют серьезный недостаток - неэкологичность. К тому же эти технологии не приносят прибыли.

С другой стороны, «золотая середина» - переработка твердых отходов - имеет ряд преимуществ: позволяет вернуть ресурсы в промышленный оборот и обеспечивает снижение уровня потенциальной нагрузки на окружающую среду. Кроме того, в условиях рынка любые ресурсы потенциально конвертируемы в финансовые.

Таким образом, очевидно, что наиболее эффективной технологией обращения с твердыми отходами на территории муниципального образования городской округ «Город Хабаровск», на основании полученных результатов, по соотношению «цена - снижение объемов мусора» является переработка отходов, собранных раздельно.

Однако, исходя из того, что 100% раздельный сбор невозможен, на данном этапе, следует рассматривать этот вариант обращения с отходами как перспективный. Таким образом, на практике на современном этапе может быть реализован промежуточный вариант, предусматривающий переработку как раздельно собранных, так и смешанных отходов. В целом, он, однако, будет «увязываться» со сложившейся стратегией управления отходами в муниципальном образовании.

Вместе с тем, очевидно, что для перевода отрасли в число «доходных» необходимо изменить отношение к отходам - необходимо научится переводить их в разряд «вторично используемых» ресурсов. А для этого потребуется произвести изменения в схеме «сбора-вывоза» отходов, что предусматривает создание отдельного предприятия, занимающегося сортировкой и переработкой твердых отходов во вторичное сырье для последующей реализации на внешнем рынке.

Проект предполагает учреждение предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью. Условное название нового предприятия - ООО «Wood-stock». Дата начала проекта - 01.01.2011 г. В проекте сделан прогноз на 12 месяцев, однако следует рассматривать его как важный этап к реализации последующих шагов в области совершенствования методов управления отходами - переходу к преимущественно раздельному сбору отходов.

Предприятие арендует земельный участок, расположенный по адресу ул. Воронежской 72 (112 м2) вместе со всем, расположенным на нем недвижимым имуществом (склад-ангар, а также цех). В помещения уже обеспечены электро- и водоснабжение.

ООО реализует брус опилочный объемом один килограмм.

Принцип учета запасов - FIFO. Финансовый год начинается в январе. Основная валюта проекта - рубли. Валюта для расчета на внешнем рынке - Доллар США (US). Курс на момент ввода проекта 1US=30 руб.

Используется упрощенная система налогообложения. Социальные платежи рассчитываются на основании коэффициентов пенсионного фонда. Стоимость проекта - 651 000 руб Далее данные приводятся на основе расчетов в программе “Project Expert”.

Таблица 2.7 - Планируемый объем поставок

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

Брус опилочный прессованный

8000

16000

24000

24000

32000

40000

40000

40000

Продукт

9

10

11

12

1-6.2012г.

Брус опилочный прессованный (кг)

40000

40000

40000

40000

220000

Первоначально проводится разбор подвозимого транспортом ООО груза. Далее материалы подвергаются обезвреживанию / санации, измельчению, прессованию, после чего упаковываются и складируются до момента их вывоза в КНР. Нереализуемая часть отходов отправляется на полигон для захоронения.

Производственный цикл в соответствие с проектным планом начнется 01.01.2011г.

Исходя из данных о годовых объемах производства отходов и основываясь на методике анализе примерной доли ТО в общей массе были произведены расчеты сбыта продукции. Учитывался также фактор сезонности производства Однако следует понимать, что процент рассчитывался от нормального, среднего количества отходов по итогам анализа тенденций последних лет (с 2004 г. по 2009 г.) как критический минимум. Это означает что реально производство будет превышать запланированный объем. И прибыль от реализации проекта будет в реальности выше., что позволило сделать проект более реалистичным.

Задержка платежей составляет 10 дней, что связано с системой оплаты по факту продажи.

Таблица 2.8 - Сбыт (Ценообразование)

Продукт

Цена (руб.)

Сезонные изменения цены

Брус опилочный прессованный (кг)

8

Январь

37,00%

Февраль

30,00%

Март

42,00%

Апрель

76,00%

Май

67,00%

Июнь

67,00%

Июль

70,00%

Август

58,00%

Сентябрь

66,00%

Октябрь

48,00%

Ноябрь

39,00%

Декабрь

39,00%

Январь

48,00%

Февраль

53,00%

Март

77,00%

Апрель

94,00%

Май

90,00%

Июнь

62,00%

Июль

56,00%

Август

71,00%

Сентябрь

63,00%

Октябрь

56,00%

Ноябрь

44,00%

Декабрь

51,00%

Запас готовой продукции на складе составляет 20 %, что обеспечивает стабильность работы ООО. Производство неограниченно, зависит только от реально поступившего объема. Производственный цикл составляет 1 день.

Стоимость закупаемого сырья закладывается исходя из того факта, что большинство предприятий сектора вынуждены платить за вывоз отходов деревообработки, что является невыгодным для них. Цена, по которой предполагается осуществлять закупки отходов у юридических лиц и населения, уже не должна превышать нуля, т.к. фактически является конвертацией отрицательных доходов предприятий-доноров.

Создание нового предприятия невозможно без реализации HR-решения (таблица 2.9).

Таблица 2.9 - План по персоналу

Должность

Кол-во

Зарплата (руб)

Платежи

Управление

Директор

1

35000

Ежемесячно, весь проект

Производство

Разнорабочий

2

10000

Ежемесячно, весь проект

Охрана

1

15000

Ежемесячно, весь проект

Уборщик

1

10000

Ежемесячно, весь проект

Технолог

2

12000

Ежемесячно, весь проект

Маркетинг

Менеджер

2

15000

Ежемесячно, весь проект

Логист

1

20000

Ежемесячно, весь проект

Работа с иностранными партнерами требует постоянной работы с профессиональным логистом, владеющим иностранными языками.

Технологи обеспечивают работу пресса и шредера.

Руководство предприятия должно обладать высоким уровнем знаний в области управления отходами, хорошим знанием рынка ТО, предпринимательской инициативой.

В целом, данное HR-решение предполагает высокий уровень ответственности и широкие возможности для управленческого звена, что в сочетании с достойной оплатой труда, позволяет ожидать высокий уровень мотивированности работников.

Производственные нормы по персоналу рассчитаны исходя из опыта аналогичных предприятий на территории РФ.

Бухгалтер и юрист - обслуживающий персонал, от которого не требуется постоянного присутствия на предприятии. Их услуги в условиях оптимизации расходов целесообразно получать в специализированных консалтинговых организациях.

Организация производства потребует закупки оргтехники и комплектующих, транспорта, что составит разовые первоначальные платежи, однако все прочие статьи расходов на управление, производство и маркетинг - ежемесячные (таблица 2.10).

Предприятие также в рамках сложившейся практики управления отходами в муниципальном образовании берет в лизинг закупаемое администрацией города оборудование -- шредер и пресс.

Таблица 2.10 - Общие издержки

Название

Сумма (руб)

Платежи

Управление

Офисное оборудование

80000

Разовый платеж 01.01.11

Бухгалтерское обслуживание

4000

Ежемесячно,весь проект

Юридическое обслуживание

8000

Ежемесячно,весь проект

Производство

Коммунальные услуги

20000

Ежемесячно, в соответствие с графиком отключений тепла

Обслуживание оборудования

3000

Ежемесячно,весь проект

Транспорт

200000

Разовый платеж 01.01.11

Бензин

20000

Ежемесячно,весь проект

Лизинг оборудования

10000

Ежемесячно,весь проект

Маркетинг

Траспортные расходы

5000

Ежеквартально,весь проект

Связь

5000

Ежеквартально,весь проект

Дополнительно администрацией города передается движимое и недвижимое имущество, расположенное на территории предприятия в аренду с отсрочкой платежа на 18 месяцев. Первоначальный капитал составят средства, перечисляемые в рамках государственной программы поддержки самозанятости населения и муниципальной программы помощи и поддержки предпринимательству города Хабаровска. Общий объем средств составляет 150000 руб. Естественно, полученные средства не обеспечат необходимый уровень платежеспособности для покрытия первоначальных расходов. Потребуются заемные средства.

Сумма займа составит 500000 При оценке затрат на оборудование и расходные материалы были использованы данные, приводимые в материалах Ю.М. Галицкововой [19], М. Ивановой [20], Н.В. Буслаевой [30], И.А. Кирш [29], Г.В. Трайдакало [33], а также статистика цен журнала «ТБО» (http://www.solidwaste.ru).. Срок возврата - 12 месяцев. Процентная ставка - 21 [54]. Отсрочка первого платежа составляет 3 месяца, далее выплачиваются ежеквартально проценты по займу. Возврат и получение кредита единовременное одной суммой.

Отчет о прибылях и убытках позволяет определить из каких составляющих складывается прибыль предприятия (таблица 2.11), отражает порядок расчета прибыли.

Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет получить объективную оценку ее производственной и коммерческой деятельности.

Таблица 2.11 - Прибыль - Убытки (руб.)

Строка

01.01.11

01.02.11

01.03.11

Валовый объем продаж

64000

128000

192000

Чистый объем продаж

64000

128000

192000

Валовая прибыль

64000

128000

192000

Административные издержки

92000

12000

12000

Производственные издержки

253000

53000

53000

Маркетинговые издержки

10000

Зарплата административного персонала

35000

35000

35000

Зарплата производственного персонала

69000

69000

69000

Зарплата маркетингового персонала

50000

50000

50000

Суммарные постоянные издержки

509000

219000

219000

Прибыль до выплаты налога

-445000

-91000

-27000

Чистая прибыль

-445000

-91000

-27000

Административные издержки

12000

12000

12000

Строка

01.04.11

01.05.11

01.06.11

Валовый объем продаж

256000

320000

320000

Чистый объем продаж

256000

320000

320000

Валовая прибыль

256000

320000

320000

Строка

01.04.11

01.05.11

01.06.11

Производственные издержки

53000

53000

53000

Маркетинговые издержки

10000

Зарплата административного персонала

35000

35000

35000

Зарплата производственного персонала

69000

69000

69000

Зарплата маркетингового персонала

50000

50000

50000

Суммарные постоянные издержки

229000

219000

219000

Проценты по кредитам

35000

Прибыль до выплаты налога

27000

101000

66000

Чистая прибыль

27000

101000

66000

Строка

01.07.11

01.08.11

01.09.11

Валовый объем продаж

320000

320000

320000

Чистый объем продаж

320000

320000

320000

Валовая прибыль

320000

320000

320000

Административные издержки

12000

12000

12000

Производственные издержки

53000

53000

53000

Маркетинговые издержки

10000

Зарплата административного персонала

35000

35000

35000

Зарплата производственного персонала

69000

69000

69000

Зарплата маркетингового персонала

50000

50000

50000

Суммарные постоянные издержки

229000

219000

219000

Проценты по кредитам

35000

Суммарные непроизводственные издержки

35000

Прибыль до выплаты налога

91000

101000

66000

Чистая прибыль

91000

101000

66000

Строка

01.10.11

01.11.11